Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

06 июля 2016 07.00

Доктор сказал «В торг», значит, в торг: чем грозят бизнесу поправки в закон «О торговле»

Ровно за месяц до профессионального праздника — Дня работников торговли — депутаты Государственной Думы преподнесли сюрприз отрасли. 24 июня в окончательном чтении приняты поправки в их профильный закон. Спустя неделю они одобрены и Советом Федерации. Ритейлеры все-таки не смогли выторговать себе бонусы и уже начали заявлять о повышении цен и перебоях с поставками продукции.

Вадим Харламов

Сенаторы не помогли торговле

Недовольство среди ритейлеров вызывают два изменения — снижение совокупного размера выплат, взимаемых ими с поставщиков, а также снижение сроков для оплаты поставленных товаров.

«Почти год не умолкают баталии по поводу поправок к закону, предложенных Ириной Яровой, — говорит президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец. — Обратите внимание на тот факт, что обычно поправки Ирины Анатольевны принимаются чуть ли не в трех чтениях за один присест. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — мощный лоббист и применяет все известные обществу моральные и не совсем способы защиты своих интересов. Но в этот раз не получилось».

АКОРТу все же не хватило сил и возможностей выторговывать более выгодные условия. Даже обращение к главе Совфеда Валентине Матвиенко не возымело должного действия. В нем председатель президиума Ассоциации Илья Ломакин-Румянцев заявлял о негативных последствиях. Руководство огласило огромный список проблем, которые могут возникнуть не только у сетей, но и поставщиков и, безусловно, потребителей. Это и падение объемов производства и загрузки производственных мощностей, сокращение рабочих мест, сужение ассортимента товаров на полке, снижение общей прибыльности сетей и объема налоговых отчислений. В общем, со стороны представителей сферы торговли начались определенные спекуляции. Если нас не услышат, будем сеять панику.

«Сети массово стали поглощать потребительский рынок еще в начале 2000-х, — продолжает Ольга Косец. — Малому бизнесу одновременно внушали, что это и есть цивилизованная торговля. Еще 3-4 года назад мы умоляли обязать сети выделять 20-30% полок для местных товаропроизводителей. Из-за санкций и эмбарго ситуация немного изменилась в пользу поставщиков, но требовать полки бессмысленно. Поэтому для уравновешивания отношений в полном объеме и выстраивания партнерских связей снизить премии для сетей и установить жесткий контроль за договорными отношениями было необходимо».

Бонусы сгорели

В результате ожесточенной, но все-таки невидимой «войны», поправки в закон корректировались. Изначально планировалось размер максимальных выплат ритейлерам снизить с 10 до 3%. В эту сумму, как правило, входят стоимость логистических, маркетинговых, рекламных услуг и так называемый ретробонус (премия за объем закупки). По действующему законодательству сама премия могла только составлять 10%, остальные расчеты не регламентированы вообще. Однако после бурных дискуссий порог все же решено было повысить до 5%.

«Судя по тому, что правительство предложило увеличить ретробонус с 3 до 5% и не включать в него логистику, сетевики продолжат выламывать руки поставщикам. Это торговая война никак не вписывается в рамки Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров», — резюмирует Ольга Косец.

Президент омского Союза организаций торговли Борис Сватков полагает, что самый оптимальный вариант наценки, который может устанавливаться организациями торговли, — от 30%.

«Наценка в 10-20% — это убыток. У каждого предприятия есть определенная сумма издержек, от которой никуда не деться. Поэтому организациям торговли нужно дать возможность развиваться. Как? Стимулировать конкуренцию и покупательский спрос. Трудности в нашей сфере так и будут, пока закон «О торговле» не доработают комплексно, его отдельные положения просто не работают».

Однако руководители магазинов формата «жесткий дискаунтер» никаких возможных проблем в будущем ни с перебоями продуктов питания, ни с их удорожанием не видят.

«Любые изменения со стороны государства влекут сложности. В данном случае для тех, кто вводит определенные наценки. Мы же никогда не использовали ретробонусы, у нас отсутствует «плата за вход» и прочие вознаграждения, приводящие к удорожанию товара, — объясняет директор сети магазинов «Светофор» Андрей Подданец. — Расчет с поставщиками тоже проходит в приемлемые сроки, и повода для беспокойства не вижу».

«Регионалов» ожидает тяжкая доля

Жалобы сетевого бизнеса особенно в существующих экономических условиях понятны. Оборот розничной торговли падает, а цены неуклонно растут. Хотя, как уверяют ритейлеры, с помощью их усилий цены удавалось сдерживать чуть ли не год после скачка валютного курса. Благодаря конкуренции и проведению определенной работы с поставщиками, которым объяснили, что стоимость их продукции нельзя повышать более чем на 5%.

«Грядущие изменения пока комментировать рано, — поясняет директор сети «Холлифуд» (сеть магазинов «Низкоцен») Вадим Солобоев. — Вообще наше правительство за этот год уже создало две проблемы ритейлу. Первая — введение Единой государственной автоматизированной информационной системы, с ней до сих пор возникают проблемы, и вторая — внесение поправок в законодательство о торговле. То, что сейчас происходит, ни к чему хорошему не приведет. Сети будут вынуждены искать пути решения проблем. И определенным образом это скажется на потребителе».

Как полагают эксперты, нововведения в большей степени ударят по сетям региональным. У федералов все-таки больший запас прочности. За последний год и так начали закрываться мелкие магазинчики, располагаемые в шаговой доступности, из-за вынужденного перехода на ЕГАИС. У федеральных игроков появляется больше возможностей обзавестись новыми площадями. Следствие — снижение конкуренции и очередное повышение цен.

На самом деле, как говорят представители крупных компаний-производителей, изменения обсуждаются больше года и на этой волне торговые сети уже вовсю вели подготовку, предполагая решение не в их пользу. Определенное недоумение у них вызывают и все спекуляции на тему повышения цен и недоступности продуктов для малообеспеченных слоев населения. Новые схемы обхода запретов ретробонусов придуманы, и сети в минусе в любом случае не останутся.

Сами же поставщики, о чьих интересах заботились депутаты, тоже пока не готовы к комментариям, призывая дать им время проанализировать ситуацию и взвесить все плюсы и минусы. Однако и омские ритейлеры, и производители призывают не верить заявлениям о грядущем дефиците и не поддаваться панике.

Комментарии

Араик Татоян,председатель совета директоров ООО «Птицефабрика «Любинская»Мы работали с теми сетями, где как раз не было бонусов, платы за вхождение и так далее. На данный период пока ничего не поменялось. Но позитивных изменений, безусловно, ждем, ведь мы не могли заходить в крупные федеральные сети именно из-за этой политики по установлению различных наценок. Теперь, уже опираясь на букву закона, возможно, будем пробовать снова.
Ольга Косец,президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди»Неудивительно, что именно самый пикантный вопрос — размер ретробонуса, который предложено было снизить с 10 до 3%, вызвал столь бурную дискуссию. Сетевики вбрасывают информацию о том, что пострадают все звенья товарооборота, в том числе и потребители. В прессе стали появляться статьи-«страшилки». В них ритейлеры выполняют функцию кормильцев Родины, создают логистические цепочки и обеспечивают производителей всем необходимым для реализации товаров. Поставщики без сетей вымрут, как мамонты. Виноваты депутаты, решившие проконтролировать многомиллиардные заработки сетей.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 26 (129) 5 июля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий