Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 июля 2016 07.00

Сергей Морев родился 17 июня 1959 года в Будапеште в семье военного. В 1961 году семья переехала в Омск, где после окончания средней школы поступил в Омский политехнический институт, специальность «механическое оборудование автоматических установок». В 1982 году был направлен по распределению на Омский агрегатный завод в отдел нестандартного оборудования. Через год был выдвинут на должность заместителя начальника цеха резинотехнических изделий. В 1991 году этот цех был реорганизован в обособленное структурное подразделение завода — малое предприятие «Терма», директором которого стал Морев. С 1995 по 1997 год — заместитель гендиректора ОАО «Омскагрегат» и директор завода «Компрессор». В 1998 году назначен заместителем генерального директора по общим вопросам ОАО «Омскагрегат», в 1999 году — исполнительным директором, а 2 ноября 2000 года — гендиректором ОАО «Омскагрегат». После реорганизации предприятия с 2005 года по 28 марта 2008 года — генеральный директор ОАО «АК «Омскагрегат». В настоящее время — председатель совета директоров ОАО «Высокие технологии». Доктор экономических наук, кандидат технических наук. Почетный машиностроитель Российской Федерации. Женат, четверо детей.

Сергей Морев: «Не могу сказать, что я далек от политики»

Член совета директоров ОАО «Высокие технологии» Сергей Морев, имеющий репутацию чуть ли не серого кардинала в омских СМИ, дал первое интервью «Деловому Омску», где рассказал о своем заводе, юбилее Омска и своем отношении к политике.

Сергей Александрович, по всему Омску стоят билборды, посвященные наступающему 300-летию города и 115-летию агрегатного завода, точнее, теперь ОАО «Высокие технологии». Не легко в Омске найти предприятие с такой же историей...

— Это действительно трудно. К началу XX века (а наш завод, напомню, открылся в 1901 году), Омск считался провинциальным городом. И промышленный потенциал у него был тогда небольшой. Здесь работали пара винокуренных предприятий и табачная фабрика Серебрякова. Перспективы открылись после прокладки железной дороги. В Омск поехали деловые люди со всего мира. И первый собственник нашего завода, датский подданный Серен Христиан Рандруп заинтересовался городом. На пересечении улиц Бутырской (нынешней Герцена) и Баронской (ныне Октябрьской) он купил участок земли, на котором впоследствии открыл предприятие.

Судя по ответу, проводились какие-то исследования? Насколько глубоко погружались в историю?

— История завода вообще очень интересная и подчас неожиданная. На первом этапе предприятие было маленьким. Здесь работали всего 80 человек. Делали плуги для конной тяги. Во время Первой мировой войны завод работал на оборону, изготавливал гильзы трехдюймовых снарядов, казачьи пики. После Октябрьской революции началась новая история. Помимо традиционных плугов, завод, который был национализирован, начал производить пропашные тракторы. В годы Великой Отечественной войны в Омск эвакуировали завод

№ 20 наркомата авиационной промышленности. На нашем заводе началось производство насосов для всех видов самолетов. После войны стали плавно переходить на новый ассортимент. Делали детали для топливной аппаратуры к трактору «Беларусь», осваивали выпуск компрессоров для холодильников. Ну и авиацию, конечно, не забывали. В 1958 году начали производство агрегатов для ракет. Годы бурного развития завода относятся уже к 80-м. В это время внедряются новые технологии, стандартизируются процессы во всех подразделениях предприятия. Словом, открываются новые горизонты. Но затем наступают 90-е с их разбродом и шатаниями. Десять лет развала. Выживали с трудом. Помогли контракты с Китаем и Индией. Они позволили заводу рассчитаться с долгами по зарплате, выстроить планы на перспективу. Считаю, был выбран верный курс — не идти по пути возобновления производства на старых допотопных станках, а модернизировать производство. Было закуплено современное импортное оборудование, кадровый состав прошел переподготовку. Жизнь показала, что мы выбрали тогда верный путь.

Создается ощущение, что вы заводчанин до мозга костей. Что значит для вас агрегатный завод?

— Завод действительно стал для меня родным. Здесь работал еще мой отец. Он был летчиком, возглавлял группу серийных испытаний. Группа состояла из шести десятков человек, испытания они проводили круглосуточно. Что касается меня, то я пришел на завод в 1982-м, после окончания Омского политехнического института. 34 года стажа. Работал инженером-конструктором в отделе новой техники. Потом прошел путь от заместителя начальника цеха до директора предприятия.

Ну и подходя к юбилею завода и 300-летию города, каким образом предприятие принимает участие в праздновании дня рождения Омска?

— Есть у нас глобальные планы восстановить утраченную часть улицы Красный Пахарь — от улицы 5-я Северная до улицы Октябрьской. Жаль, не удалось успеть с этим до праздника, но в уме мы этот проект держим, тем более, что название этой улице дал наш завод, который так назывался в 20-30-е годы прошлого века. Вообще, для нас любой праздник — это не просто салют и застолье. Мы как-то давно привыкли к юбилейным датам подходить с особым чувством, особыми проектами. И так, чтобы когда послевкусие праздника улетучилось, осталось что-то зримое и значительное. Я говорю сейчас о новом здании на пересечении улиц Октябрьской и Герцена. Ко дню рождения города мы официально откроем вторые городские куранты — особенный проект, который станет архитектурной доминантой всей улицы Герцена.

Вот об этом хотелось бы поговорить подробнее. Мы привыкли, что на бывших промзонах обычно строят подешевле, побыстрее и попроще. А здесь мы видим очень необычный, оригинальный проект. Как вообще родилась идея такого здания?

— Как и любая идея, она лежала на поверхности, оставалось только решиться в определенный момент ввязаться в эту стройку. Это действительно затратный и долгий проект. Сил и средств вложили туда немало. Но результат уже виден. Издалека. (Улыбается.). Началось все с реконструкции ограждения заводской территории вдоль Герцена. Мы бережно подошли к истории — современное ограждение выполнено в едином стиле корпусов предприятия. Восстанавливали, что называется, по кирпичику. И, как вы видите, новое здание сохранило архитектурные черты старинных, еще довоенных корпусов агрегатного завода. Но, естественно, все выполнено на совершенно новом технологическом уровне.

Кандидатов мы поддерживаем активных, могущих принимать на себя ответственность за решения, людей компетентных и профессиональных.

Уже известно, кто будет якорным арендатором здания?

— Переговоры сейчас ведутся с несколькими крупными компаниями. До заключения договора говорить об этом рано.

А какова будет арендная ставка? И какова концепция этого офисного центра?

— Ставка будет не выше, чем в подобных сооружениях в городе. Ну а что касается концепции, то мы подошли к проектированию всей территории участка на углу Герцена и Октябрьской комплексно. На очереди у нас глубокая реконструкция еще нескольких соседних зданий, которые многие годы были скрыты от глаз омичей. Здания очень красивые, использование современных строительных технологий при их модернизации придаст им запоминающийся вид. Это будет некая эклектика — соединение старых стен 30-50-х гг. постройки и современное, почти ажурное остекление. В подробности вдаваться не буду, но можно сказать точно, что это будет очень красиво.

Кстати, вы будете сами осваивать всю эту территорию или готовы рассматривать предложения сторонних инвесторов?

— Предложения рассматривать готов (Улыбается.). Боюсь только, что понастроят что-нибудь страшное.

Главная беда всех мегаполисов — парковки для автотранспорта.

В Омске в центре города встать в будний день уже некуда. Эту проблему как-то решаете?

— Конечно. Причем не за счет сужения основной дороги — улицы Герцена, а высвобождая большие пространства внутри территории для парковки автомобилей. Кстати, парковка к новому офисному центру, о котором мы говорим, уже готова. Это более 120 машино-мест.

Несомненно, украшением здания будет башня с часами. Как я понимаю, это будут классические часы с циферблатом. Это отлично! Кто подал эту идею? Насколько это способствовало удорожанию проекта?

— Идею подал архитектор Владимир Мальцев. Сами часы наши, отечественные, казанские. Мелодия и бой созданы по образцам лучших курантов мира. Открытие планируем 1 августа, приходите!

Кстати, а почему на башне именно три циферблата? Некоторые журналисты уже связали часы с темой выборов. Якобы ровно столько кандидатов на предстоящих выборах поддерживает Морев. Так ли это?

— (Смеется.). А ты напиши, что Морев поддерживает 12 кандидатов, по количеству цифр на часах! А если серьезно, пусть пишут, что хотят. Здесь можно лишь напомнить старую присказку про караван и собаку. Не могу сказать, что я далек от политики. Напомню еще одну фразу: если ты не занимаешься политикой, то политика рано или поздно займется тобой.

В современных омских условиях важно быть в курсе всего, что делается в порой закрытых законодательных кабинетах. Необходимо и лоббировать, в хорошем смысле этого слова, интересы своего родного предприятия. А это ни много ни мало две тысячи человек! И такое же количество омских семей, живущих в нашем городе и связывающих свою судьбу с Омском. Поэтому и кандидатов мы поддерживаем активных, могущих принимать на себя ответственность за решения, людей компетентных и профессиональных. Таких, например, как профессор Владимир Половинко — уважаемый в образовательной среде человек. Еще двое из них напрямую связаны с заводом. Это действующий депутат Заксобрания области, генеральный директор компании «Высокие технологии» Дмитрий Шишкин и вице-президент «Высоких технологий» Игорь Попов. Профессоры. Доктора наук. Таких поддерживать не стыдно.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 27 (130) 12 июля

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 6):

Игорь
Очень интересная статья, так сказать, открывается совершенно другой Морев.
23 июля, 11:50 | Ответить
Игорь Федоров
А первый - это тот "демон", нарисованный Ткачуком и его СМИ? )))
25 июля, 07:53 | Ответить
Гость
На территории ВТ действительно есть очень красивые здания. Идешь издалека- и то любуешься.
Приведут в полный порядок, откроют здания на всеобщий обзор - будет очень здорово.
17 июля, 20:44 | Ответить
Автор
Они выведены из производства, вот только применения пока не всем найдено
17 июля, 21:27 | Ответить
Солнце
Блоггер Фёдоров всегда так смело нападает на власть придержащих, а в этом интервью такой робкий и такие неинтересные вопросы задает...Или редактор убрал все интересное после звонка Морева?
14 июля, 17:39 | Ответить
Автор
Так идите сами к Мореву и спрашивайте, что интересно вам.
15 июля, 22:14 | Ответить