Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

09 февраля 2014 04.40

Туристы выходного дня

Выпускницы географического факультета ОмГПУ Наталья Нагайник и Анна Статва, мечтая показать омичам уникальные места Омской области, открыли клуб активного отдыха «Увлечен и Я». А когда появились первые корпоративные клиенты, поняли, что организация однодневных экскурсий по региону может стать бизнесом.

Студенческий опыт
Идея открытия клуба активного отдыха родилась у девушек еще в университете. У студентов-географов есть такое понятие — поход выходного дня. Выбирается какое-то знаковое место в Омской области и организуется поход. Будучи сотрудником университета, Анна Статва занималась организацией таких поездок для студентов. Молодежь была в восторге. А если нравится студентам — почему бы не привлекать к поездкам и других желающих? Так, в 2011 году родилась общественная организация, пропагандирующая местный туризм — «Увлечен и Я». А уже летом появился первый корпоративный клиент, который окончательно убедил создателей клуба в том, что рынок нуждается в таких услугах.

— Нашей целью было показать, что в Омской области возможно отдыхать, есть на что посмотреть и отдых может быть активным и интересным. И главное — недорогим. К нам пришел бизнес и стал заказывать корпоративы для своих сотрудников, и мы поняли, что проект может стать прибыльным. Мы зарегистрировали ИП, а в будущем планируем создать ООО, — говорит директор клуба Наталья Нагайник.

Одно из преимуществ проекта на первом этапе — нет необходимости в первоначальном капитале. Поездки полностью оплачивались клиентами — они вносили предоплату, а организаторам оставалось только заказать транспорт, купить еду и сопроводить группу к месту назначения. Единственным рекламным ресурсом на тот момент была соцсеть «ВКонтакте» — в паблике клуба анонсировались туры, проходила запись клиентов, обсуждались детали поездки.

Через год возникла потребность открыть офис. Того количества клиентов, которое обеспечивала группа «ВКонтакте», уже не хватало для успешной работы компании.

«Людям важно прийти в офис турфирмы, чтобы заказать тур, увидеть работу компании своими глазами, а не просто переписываться по почте или «ВКонтакте», — рассказывает Наталья. Кредиты брать не пришлось — заработанных на турах денег было достаточно для того, чтобы арендовать небольшой офис во «Флагмане». Расчет оказался верным — в 2013 году количество клиентов компании выросло на 50%. Только за лето прошлого года услугами «Увлечен и Я» воспользовалось 750 человек, и это без учета клиентов, купивших туры в зимний и весенне-осенний период. Клиенты клуба — люди разного возраста и социального положения. Много студентов, активной молодежи, семейных пар с детьми. Немало людей старшего возраста и даже пенсионеров.

Отсутствие рекламы — двигатель креатива
У маленького омского тур-оператора не было денег на традиционную рекламу — билборды, макеты в СМИ, ролики на ТВ. И вскоре стало понятно, что лучшая реклама на данном этапе — сарафанное радио. Когда клиентам понравился тур, они непременно рекомендуют фирму своим друзьям. «Часто клиенты рассказывают нам, что их друзья, к примеру, сплавлялись с нами по Омке и горячо рекомендовали своим знакомым этот вид отдыха», — говорит Наталья Нагайник.

Помогла также смс-рассылка информации о турах по организациям Омска — о компании узнали многие юрлица, появились заказы на корпоративный отдых. «Рассылка смс-рекламы была очень эффективной, — считает директор клуба. — Для крупных бизнесменов это, может быть, не так значимо, а нам она принесла несколько десятков дополнительных заказов. Приятно, что бизнесмены откликнулись и воспользовались нашими услугами, что есть компании, которые отмечают значимые для них корпоративные события не за столом, а в активном отдыхе. Чаще всего в 2013 году корпоративные клиенты заказывали групповые сплавы по Омке».

Есть у клуба и собственный сайт — его наполнением и продвижением занимается Анна Статва без привлечения сторонних специалистов. Помогают сотрудники отдела туризма областного минкульта — делают ссылку на клуб «Увлечен и Я» на своем сайте. Но основной приток клиентов до сих пор дает группа «ВКонтакте» — активные участники делают репосты новостей турфирмы, рассказывают друзьям о поездках, делятся фотографиями.

Один в поле — воин
Официально в штате компании значится только Наталья Нагайник. Анна работает в ОмГПУ и в «Увлечен и Я» выступает скорее в качестве партнера-консультанта. Остальные сотрудники привлекаются на отдельные туры, как правило, это бывшие студенты геофака ОмГПУ. Клуб сотрудничает с двумя десятками профессиональных инструкторов, которые уже не первый год водят экскурсии в известные и малоизвестные места Омской области. «Принять инструкторов в штат фирмы мы не можем, потому что это все-таки сезонный бизнес. У нас разработан график походов, и мы знаем, какое количество инструкторов нам нужно и на какие маршруты. Найти специалистов в Омске несложно — мы их знаем лично очень давно», — говорит Наталья Нагайник.

Большой круг контактов, знание всех нюансов и особенностей местного туризма составляет основное конкурентное преимущество «Увлечен и Я» перед компаниями, которые пробовали заняться в Омске чем-то подобным. Отсутствие конкурентов объясняется также невысокой рентабельностью данного сегмента туристического бизнеса.

Сложностей в организацию работы добавляет также ее сезонность. К примеру, в настоящее время, пока в Омской области держатся морозы, компания приостановила прием заявок. Все понимают, что даже если удастся организовать какие-то экскурсии, то никто на них просто не поедет.

Зато в теплые месяцы оборот компании достигает полумиллиона рублей в сезон. При этом есть туры, которые не приносят компании прибыли, какие-то дают минимальную прибыль. Держаться на плаву помогают главным образом корпоративные заказы.

«Первое время мы мечтали только об одном — выйти на самоокупаемость и не тратить свои собственные деньги. Мы понимали, что из-за низкой доходности это любимое нами занятие и бизнесом-то назвать сложно. Поэтому изначально клуб создавался как общественная организация, мы просто хотели привлечь людей к путешествиям по родной области», — признается Наталья.

7 дней — дикарями
Особым спросом пользуются сегодня так называемые походы выходного дня — это однодневные туры, которые проходят преимущественно летом. Съездить можно на озеро Эбейты, в село Серебряное, можно сплавиться по Омке, покататься на лошадях в Марьяновском районе, посетить страусиную ферму в Азовском районе. Каждый сезон организаторы стараются добавлять пару–тройку новых маршрутов. Востребованы клиентами и длительные походы: так, сплав по Таре или реке Шиш в Тарском районе длится неделю. Все это время туристы находятся в условиях полной изоляции — без какой-либо связи с цивилизацией. «Увлечен и Я» предлагают также туры за пределы региона — на Алтай, Байкал, Урал. Это предложение для тех, кто мечтает о романтике турпоходов — с палаткой, песнями у костра, долгими пешими переходами с рюкзаком за спиной.

Еще одно направление — экскурсии по городам России и Казахстана. Уже были выезды в Тобольск, в Ханты-Мансийск, Екатеринбург, Астану. «Увлечен и Я» предлагают также промышленный туризм — продаются экскурсии на омские заводы. Главная сложность в том, что далеко не все промышленники готовы пустить на свою территорию туристов. «Обидно, ведь в Европе 90% заводов открыты для посещений. Уверена, этот тренд дойдет и до нас», — заявляет Наталья Нагайник.
Чтобы привлечь новых клиентов и удержать постоянных, Наталья и Анна периодически устраивают лекции и выступления известных путешественников. «Был у нас и капитан яхты «Сибирь» Сергей Щербаков, и Джамиля — наверно, единственная омичка, побывавшая в Антарктиде», — рассказывает Наталья.

Без Египта не обошлись
Несмотря на то, что изначально организаторы клуба планировали отказаться от организации традиционного пляжного туризма, рынок диктует свои условия. Чтобы остаться на плаву, без туров в Турцию, Египет и Таиланд компании уже не обойтись. «У нас большая клиентская база, и мы прекрасно понимаем, что эти люди могли бы съездить отдохнуть в те же Сочи или Египет. Более того, они сами нас просят организовать такие поездки. Глупо этим не воспользоваться», — говорит директор компании.

Однако в приоритете были и остаются все же местные туры. «Мы находим интересные места в родном регионе и открываем их омичам. Люди поражаются — столько лет жили и не знали о том, сколько уникального в Омской области. Например, мало кто знает, что можно съездить в Крутинку и посмотреть на кудрявых пеликанов. В каждом районе есть что-то интересное», — считает Наталья Нагайник и ставит на карте Омской области очередной «флажок» своей компании.

 

Справка
«Увлечен и Я» — туристическая компания и клуб активного туризма. Специализируется на организации походов выходного дня, промышленном туризме и туристических выездах в пределах Омской области. Проводит мероприятия для корпоративных и частных клиентов.

Александр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №04 (008) 4 февраля

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий