Заксобрание. Итоги: чем занимались депутаты пятого созыва пять лет
Действующий созыв омского Заксобрания реже других сибирских коллег продвигал свои инициативы в федеральном парламенте. «Деловой Омск» разбирался, почему местные депутаты не хотят тратить время на эту работу.
Пару недель назад пятый созыв омского Заксобрания провел последнее заседание в этом составе. В сентябре большинство депутатов вновь будут участвовать в выборах, но не все смогут переизбраться на новый срок.
«Деловой Омск» запускает серию материалов «Депутаты: Итоги». Сегодня мы проанализировали, как избраники пятого созыва Заксобрания пользовались своим правом вносить инициативы в Госдуму.
Последние среди равных
Из сибирских парламентов чаще всего инициативы Думе предлагали депутаты Красноярского и Алтайского краев, а также Томской области. В среднем эти регионы ежегодно разрабатывают по три законопроекта. Существенно ниже была активность у депутатов республики Алтай и Иркутской области. Еще реже выступали с инициативами на федеральном уровне парламенты Новосибирской и Омской областей — и те, и другие депутаты внесли всего по два законопроекта.
Впрочем, сравнение Омска с соседним регионом в данном случае не очень показательно: действующий созыв новосибирского Заксобрания работает всего один год, и у него еще есть возможность проявить себя в Госдуме. У сегодняшнего состава нашего парламента такого шанса уже не будет.
Возврату подлежит
Согласно официальной информации, размещенной на сайте Госдумы, начиная с 2011 года, омское Заксобрание обращалось к федеральным депутатам в апреле и мае 2016 года. В первом случае омичи предлагали внести изменения в Жилищный кодекс (установить условия и порядок назначения временной управляющей организации). Второй омский законопроект — это широко обсуждаемая в местных СМИ инициатива о запрете заключения договоров на переработку углеводородного сырья между аффилированными крупными организациями. По оценке местных депутатов, это позволит увеличить отчисления по налогу на прибыль в бюджеты регионов, на территории которых зарегистрированы нефтеперерабатывающие предприятия.
Обе инициативы пока находятся на рассмотрении Госдумы и, учитывая то, что в сентябре ее ждут выборы, вердикт по предложениям омского Заксобрания будет вынесен еще не скоро.
Всего за всю историю существования регионального парламента наши депутаты направили в Думу 58 инициатив, четыре из них были приняты. Судьба всех остальных омских законопроектов была проста — их либо возвращали обратно, либо снимали и отклоняли.
Молчат и мечут
Один из омских представителей Федерального Собрания в разговоре с «ДО» скептически оценил пассивность работы региональных депутатов с Думой. «Наше Заксобрание может сколько угодно обиженно надувать щеки и пенять на то, что федералы чего-то им недодают, не доделывают, не разрешают, но стоит только посмотреть, сколько раз омские депутаты пытались выйти в Госдуму, и сразу все станет ясно. Такой несистемной работы с федеральным парламентом еще поискать надо», — заявил эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Сами региональные депутаты, впрочем, никогда не скрывали того, что считают разработку инициатив для Госдумы делом неблагодарным, с туманно-призрачными перспективами.
«Вопрос не в том, сколько инициатив мы внесли, а в том, сколько из них было принято, — пояснил свою позицию в разговоре с «ДО» спикер омского Заксобрания Владимир Варнавский. — В последнее время КПД законодательных предложений, представленных субъектами в Госдуму, ничтожно мал. Да, в начале своей деятельности омское Заксобрание чаще выступало на федеральном уровне с законопроектами, и они гораздо чаще, чем сейчас, становились законами. Но когда в Госдуме ужесточилась фракционная дисциплина, изменился и порядок прохождения региональных инициатив. Увеличился срок их рассмотрения, стало обязательным прохождение экспертизы в правительстве РФ. И тут порой доходит до абсурда. Бывало так, что мы отправляем в Госдуму одну инициативу, но в итоге нам приходит ответ о том, что экспертизу прошла другая. Региональные законодательные разработки стали терять вес. Когда мы четко поняли, что КПД нашей работы в этом направлении очень низкий, мы сбавили обороты».
В противовес этому мнению выступил депутат Госдумы от Омской области Ян Зелинский. «Да, 99% инициатив, предложенных парламентами субъектов, отклоняются партией большинства, — рассказал он в комментарии «ДО». — Точно так же блокируется и преобладающее большинство законопроектов от думской оппозиции. «Единая Россия» зарубает до 95% инициатив ЛДПР, «Справедливой России», КПРФ. Но это же не значит, что мы теперь вообще не должны работать над законами. Довольно много здравых инициатив поступает в Госдуму от Новосибирской, Томской областей, Республики Татарстан и других субъектов. Да, их предложения в основном отклоняются, но спустя какое-то время депутаты Госдумы берут их за основу своих законопроектов. Раз у региональных депутатов есть право предлагать федеральному парламенту свои идеи, то этим правом нужно активно пользоваться, а не пренебрегать им. Нельзя придерживаться логики: «Если нас игнорируют, значит, мы будем молчать», ведь не зря говорят, что вода и камень точит».
Инициативы омского Заксобрания, принятые Госдумой*
2008 год — изменения в Налоговый кодекс (освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм пенсионных накоплений, выплачиваемых родственникам умершего застрахованного лица);
2005 год — изменения в ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» (об увеличении установленного числа мировых судей и количества судебных участков в Омской области);
2002 год — «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (запрет продажи пива в детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним);
1998 год — изменения в ФЗ «О ветеранах» (расширение категории ветеранов труда).
*Сюда не включены инициативы, принятые частично или впоследствии включенные в законопроекты других субъектов законотворческой деятельности. Источник информации о принятых инициативах — автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Госдумы.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №28 (131) от 18 июля 2016
Самое актуальное в рубрике: Власть
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 2996
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 4):