Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 июля 2016 07.00

Мы сеем, но не страхуем: почему омские аграрии не страхуют риски

Бороться за урожай омские сельхозпроизводители предпочитают традиционными способами. В отличие от западных коллег, у которых страхование сельхозрисков вошло в привычку, отечественные аграрии страховщикам не доверяют, не видят смысла в покупке дорогостоящего страхового полиса.

Александр Румянцев

Посевная у омских аграриев в этом году выдалась непростая. Паводок, потом ливневые дожди с градом, прогнозируемая засуха — экстрима хоть отбавляй. Казалось бы, в таких условиях сама погода велит сельхозпредприятиям страховать свой будущий урожай от возможных рисков его потери. Однако страховщики, предвидя для себя потенциальные убытки, не торопятся заключать договоры с сельчанами, а те, в свою очередь, разочаровались в самой системе. Итог — пока в этом году лишь одно омское предприятие заключило договор страхования урожая с господдержкой.

Страховщиков попросили на выход

Многие эксперты признаются: раньше страховаться было проще. На рынке работали компании, с которыми аграрии сотрудничали не один год, — МРСК, «Высота», «Перспектива». Но с введением новых правил с 1 января 2016 года все изменилось, ряд страховщиков лишились лицензий.

С начала этого года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое объединение — Национальный союз агростраховщиков (НСА). Компании, не получившие членства, не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. На финансовую помощь от государства, напомним, могут рассчитывать аграрии, застраховавшие урожай или поголовье от возможных потерь. 50% страховой премии крестьянам потом компенсирует бюджет.

Согласно итоговым данным Союза, к концу 2015 года страхование агрорисков в России осуществляли 45 компаний, 23 из них — на условиях государственного субсидирования. Годом ранее с сельхозрисками работали 63 страховые компании (43 с господдержкой). Получается, за год рынок агрострахования покинули 24 страховщика. Безусловно, этот факт не мог не сказаться на сокращении объемов рынка. По информации Национального союза агростраховщиков, всего компаниями в 2015 году собрано 7,8 млрд рублей страховых премий, 6,5 млрд рублей пришлось на агрострахование на условиях господдержки и 1,3 млрд рублей на несубсидируемое страхование. По сравнению с 2014-м, произошло существенное (на 53%) сокращение собранной премии. Годом ранее объем рынка агрострахования составил 16,7 млрд рублей.

В нашем регионе цифры весьма скромные, хотя сами агростраховщики омский рынок называют одним из крупнейших в Сибири. Количество посевных площадей в области достигает несколько миллионов гектаров, страхуются же в пределах 300 тыс. га.

К слову, в Прииртышье более 1,5 тыс. сельхозпроизводителей — получатели несвязанной поддержки. Все они — потенциальные клиенты для агростраховщиков.

Безусловными лидерами по агрострахованию в прошлом году стали Чувашия и Татарстан. Договоров на каждый из этих субъектов Федерации заключено более 24 тыс. Удивительная ситуация, в Чувашии размер страховых выплат превысил размер полученных страховщиками премий.

«В прошлом году страхование проходило поэтапно: со 100 тыс. га дошли до 319, — говорит начальник управления растениеводства министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Владимир Калашников. — На данный момент застраховано всего 13 тыс. га. Причем деньги на компенсацию затрат для аграриев есть, но никто ими не пользуется».

Руководители сельхозпредприятий уверяют: сами страховщики не особо заинтересованы в существующих условиях страховать их риски. Учитывая погодную ситуацию и слухи о возможной засухе.

Тройка поделила рынок

Страховщики стали осторожными, тем более после скандалов с фиктивной покупкой страховых полисов. В Омской области осудили целую семью Мецлеров, занимавшуюся мошенничеством. Они составляли липовые договоры страхования и по ним получали госсубсидии. Ущерб — свыше 100 млн рублей.

«Агрострахование строится на тех же принципах, что и другие виды страхования. Если есть событие, которое подтверждено компетентными органами, получены все документы, необходимые для признания его страховым, то должна быть произведена выплата страхового возмещения, — продолжает заместитель начальника управления андеррайтинга и методологии сельскохозяйственных рисков страховой компании «Согласие» Мансур Аминов. — Другое дело, что по растениям бывает сложно определить причинно-следственную связь с наступившим природным явлением. Его ведь нельзя определить «на глазок». Здесь требуется вовлечение специалистов.

У нас, к примеру, в штате есть сотрудники с высшим агрономическим образованием, мы сотрудничаем с экспертами, аттестованными Министерством сельского хозяйства России».

Лидеры-агростраховщики, после санации Центробанка, в нашем регионе изменились несильно. Безусловно, одним из ключевых игроков была компания «МРСК», у которой регулятор отозвал лицензию в середине прошлого года. Прочные позиции удерживает «РСХБ-Страхование», на пятки которому наступает «Росгосстрах». Этот тандем в целом лидер и по России. Первое место в рэнкинге крупнейших агростраховщиков принадлежит «Росгосстраху» (доля рынка — 35,5%). За ним следует «РСХБ-Страхование» с долей рынка в 17,7%. Третье место удерживает «АльфаСтрахование» (доля рынка 17,2%).

«В прошлом году в Омской области работали семь агростраховщиков, из них с господдержкой только два — ОАО «АльфаСтрахование» и ЗАО «РСХБ-Страхование», — пояснили «Деловому Омску» в Национальном союзе агростраховщиков. — Согласно данным ЦБ РФ за I квартал 2016 года, в области работало пять агростраховщиков, из них с господдержкой лишь «АльфаСтрахование».

Как полагают в НСА, одной из болевых точек для омского рынка агрострахования стало преобладание неустойчивых игроков. В 2014 году основными компаниями, получившими около 260,7 млн рублей страховых премий (все с господдержкой), стали те, что в настоящий момент лишены лицензий по причине финансовой неустойчивости. С рынка ушли «АГРОС», «Высота», «Национальный страховой дом».

Охранная грамота от засухи

Но сами страховщики причины слабой активности видят в самих аграриях. У крестьян просто низкая мотивация для покупки полиса.

«К сожалению, отношение аграриев к страхованию остается на невысоком уровне. Необходимость в покупке полиса вызвана либо требованиями банка, либо необходимостью получения субсидии, — считает Мансур Аминов. — Нередко за страховкой идут при явном неблагоприятном состоянии посевов. Разумеется, среди сельхозпроизводителей есть те, кто считает наличие страхового полиса обязательным инструментом риск-менеджмента. Если говорить о несубсидируемом страховании, определенный интерес к нему у клиентов есть. Но полис, купленный с господдержкой и с таким же перечнем событий, априори стоит в два раза дороже, ведь страхователь самостоятельно его оплачивает».

Но аграрии уверяют — страхование невыгодно даже на условиях господдержки. Допустим, застраховало крупное хозяйство свои 11 тыс. га посевов, заплатило за страховку 9 млн рублей. При наступлении страхового случая оно может получить несколько десятков миллионов рублей. Но на страховку еще нужно деньги найти. Жалуются собственники сельхозпредприятий и на саму систему российского агрострахования, называя ее малоразвитой и порочной. Страховщики в этой игре всегда выходят победителями, ведь договоры составляются таким образом, что выплату получить просто нереально. Больше шансов дождаться конца света.

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дранкович вспоминает, как несколько лет назад засуха, пришедшая в наш регион, заставила аграриев обращаться за положенными им выплатами. Но страхователи в судах не выиграли и 50% дел. К примеру, один из основных критериев в таком случае — температура. Она в течение 28 дней должна составлять более 28 градусов, и влажность воздуха отвечать суховею. А если хотя бы один день выдастся градуса на полтора похолоднее, о выплатах можно забыть.

Но не только одно желание (в нашей ситуации нежелание) заставляет отказываться от страховки. Есть причины и объективные. Возможно, хозяйства Азовского района с радостью бы покупали полисы, но нет здесь стационарного метеопоста. Он находится в соседнем Одесском районе. И вроде как самый молодой район Омской области привязан именно к нему. Но когда в Одессе могут идти ливневые дожди, в Азово может не упасть ни капельки.

«В этом году мы страховаться не стали, — глава ЗАО «Нива» Владимир Пушкарев объясняет причины. — Передали благоприятный прогноз на урожай, поэтому смысла нет никакого. В прошлые годы заключали договоры со страховщиками, однако страховых случаев не наступало. Вообще условия страхования жесткие, и в лучшем случае можно получить лишь вложенную в страхование сумму».

Фермер из Калачинского района Александр Пулич, вероятно, также большой выгоды от покупки полиса не видит, но страховаться продолжает.

«Засуха, град, в прошлом году боролись с трипсами. Случаев страховых немало. С договором страхования есть хоть какая-то гарантия на возмещение ущерба», —резюмирует Александр Пулич.

 Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №28 (131) от 18 июля 2016

Самое актуальное в рубрике: Промышленность

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий