Деловой Омск

Деловой Омск

03 августа 2016 11.33Статьи

Клуб читающих бизнесменов: боги и либералы

Омские предприниматели никак не могли уяснить, почему доктор философии предлагает учить ремнем 13-летнего миллионера. Фундаментальные вопросы морали обсудили участники Клуба читающих бизнесменов.

Клуб читающих бизнесменов: боги и либералы

Фото: МА «Делфи»

Профессор ОмГУ Мзия Купарашвили предложила участникам клуба перечитать главу «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы», чтобы поговорить о нравственности и свободе в современном мире.

— Свобода в более близком рассмот-рении — это самоограничение, осознание необходимости. Но до такой свободы нужно дожить, дорасти в нравственном смысле. Свобода сегодня заменяется вседозволенностью и успехом. Когда нет ограничений, аксиом о добре и зле, примат успеха заканчивается очень плохо. Что нужно сделать, чтобы быть успешным молодому человеку? К примеру, стать миллионером в 20 лет. Пример из телеэфира — первый миллион человек заработал в 13 лет, он покупал в магазине «Сникерсы» и «Марсы» и перепродавал своим одноклассникам. И никакого угрызения совести!

— А почему угрызения должны быть? — озвучила общее недоумение Евгения Климанова (МА «Делфи»). Этот пример стал главным двигателем дискуссии об этике.

Боги и либералы

— Я согласен с вами, что свобода — это самоограничение, я к этому постоянно стремлюсь, — выступил ритейлер Виктор Шкуренко, чей профессиональный путь во многом перекликается с достижениями упомянутого мальчика. — Но я считаю, что самый большой грех — это ограничивать свободу остальных. Если человек стрижется узорчато или заработал миллион в 13 лет, я вряд ли буду его осуждать — это его нравственный выбор, его свобода.

— «Я либерал», «я демократ» — это очень распространенный сегодня тип мировоззрения, — ответила Мзия Купарашвили. — Вы даете другому неограниченную с вашей точки зрения свободу, подспудно рассчитывая, что вы тоже имеете на нее право. Это уже плохо, но это не все. Истина, мудрость, нравственность — всегда конкретны. Кто же виноват, что вы не умеете их применять? Поэтому когда 13-летний мальчик заработал миллион на одноклассниках, то ремнем его, ремнем!

— Подождите, в финале истории, которую мы обсуждаем, Иисус целует великого инквизитора, демонстрирует, что не осуждает его, хотя и не согласен с его идеологией. Получается, я не имею права «поцеловать инквизитора», а он имеет? Не имею права простить ближнего своего?

— Вы тогу Христа не примеряйте на себя, пожалуйста!

— А почему?

— Он Бог!

— Ну и что!

— МЫ не боги.

— Мы либералы, — улыбнулся Шкуренко.

Чем плох 13-летний миллионер?

«Проблемой мальчика» заинтересовался Константин Аверин («Теплолайв») — в осуждаемом субъекте он нашел родственную душу:

— Я продавал шоколадки не в 12-13 лет! Я продавал пиротехнику в школе, я продавал газеты, дед называл меня спекулянтом. А сейчас, слушая вас, я понимаю, что мне как тому чертику из притчи, гореть в аду, только после меня даже книжки не останется! В чем проблема мальчика?

— Когда вы перепродаете, ничего не внося, и на этом делаете деньги, наверное, в этом есть от лукавого больше, чем от бизнеса. И то, что в 13 лет мальчик чего-то не понимал, хотел карманные деньги, это еще можно понять. А то, что вы сейчас в этом убеждены…

— Я занимаюсь не спекуляцией, я занимаюсь дистрибьюцией, я даю людям выбор товара, которого раньше не было.

— Об этом я как раз и говорила — новые слова, оправдание, облагораживание, причесывание, а все потому, что, если все назвать своими именами, вам же самим станет тошно.

Тут за интересы коллективного «мальчика» вновь вступился Виктор Шкуренко, на этот раз подготовив тяжелую артиллерию.

— Вы не разбираетесь в экономике. Я после вашего выступления понимаю, что не разбираюсь в философии. Вы считаете мальчика, продающего шоколадки одноклассникам, безнравственным. Я считаю безнравственным, к примеру, рассказывать в положительном смысле подросткам о Сталине. Но я даже согласен принять вашу точку зрения ради того, чтобы вы отказались от своей. Получается, осуждая преподавание идей Сталина, я отрекаюсь от собственной философии, которую изложил до этого.

— Я к Сталину отношусь тоже с большой критикой, но давайте все же судить по основной функции, — ответила Мзия Купарашвили. — К примеру, мне показывают хорошего певца и сообщают, что он гомосексуалист или что-то нехорошее в жизни делает. Но он пуб-личный человек не потому что он что-то плохое делает, а потому что хорошо поет. Для государственного деятеля основным является совсем не то, через что вы хотите о Сталине судить. Он страну получил какую — и какую сдал? Государь ценится тем, что государство при нем прирастает в мировой политике и территории.

На этом месте в аудитории послышался шепот: «Пригнитесь, сейчас рванет». Не рвануло — Шкуренко хотя и признался, что несколько разочарован несходством взглядов, но согласился, что ужасы сталинизма стали возможны благодаря тем, кто написал 40 миллионов доносов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №30 (133) от 2 августа 2016

Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.