Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

05 августа 2016 19.19

Пакет надо?

Антитеррористический пакет поправок депутата Яровой и сенатора Озерова в июле был подписан президентом. С 20 июля операторы уже должны начать хранение дополнительных данных о клиентах.

Фото: Виктор Сухоруков

Правда, сейчас речь идет всего лишь о метаданных (факты приема, передачи, доставки сообщений и звонков). А вот полные версии данных, содержащихся в переписке, и полные записи звонков необходимо будет складировать на полугодовой срок чуть позже — с июля 2018 года.

Отсрочка на передышку

Но это не значит, что можно радоваться отсрочке и ждать, как в притче о приключениях муллы Насреддина, что за это время либо султан умрет, либо ишак подохнет. За эти два года операторам предстоит наладить систему хранения огромного объема данных, вложиться в строительство или в аренду дата-центров. Причем с ростом технологий к 2018 году может так получиться, что трафик может только «потяжелеть». В общем, все пересылаемые видеофайлы в формате 4К и 8К будут вынуждены хранить операторы обоих собеседников.

Не зря же поправки Яровой и Озерова обсмеяли все кому не лень. Законодатели вряд ли до конца отдают себе отчет в том, что именно они хотят хранить. Они не подумали, что сигнал от одного абонента мобильной связи или ШПД-оператора до другого абонента идет по сетям разных провайдеров. Получается, что каждый игрок в этой цепочке должен будет через два года записать ваш бесценный разговор с мамой о том, как поливать помидоры на даче, или хранить все видеофайлы, которые вы отправили другу в соцсети. А если вы ему скинули все серии «Санта-Барбары»? Если перевести голосовые звонки в мегабайты, то они занимают около 1-2% от общего объема передаваемой информации в сети мобильной связи. Остальные 98% — это интернет-трафик.

Но самое любопытное, что весь этот ненужный шум будет во множестве копий храниться на протяжении полугода, а потом удаляться за ненадобностью. Проанализировать такие объемы завалов нереально. Например, на прослушку вашего 15-минутного приснопамятного общения о помидорах у сотрудника спецслужб уйдет не меньше четверти часа. Эксперты разочаровывают: ставить программный уловитель на определенные слова не имеет смысла. Машина не сможет понять, когда вы говорите о бомбе как об информационном явлении, также она не уловит смысл, если вы придумаете эвфемизм и шифр для обозначения противоправных действий. Получается мартышкин труд за невероятные деньги.

Их прослушка — наши затраты

По подсчету представителей «МегаФона», создание общероссийской инфраструктуры для хранения пользовательских данных может обойтись компании в 200 млрд рублей — это в четыре раза больше чистой прибыли (50 млрд) и в три раза больше всех капитальных вложений в сеть оператора (70 млрд) по итогам 2015 года. Естественно, остальным трем компаниям большой тройки также предстоит неслабо раскошелиться.

«У нас нет возможности выполнить закон, не переложив затраты на абонентов. Если положения закона не будут скорректированы, стоимость услуг связи может вырасти в два-три и более раз. Для всей отрасли российского телекома мы оцениваем затраты на уровне 2-2,5 трлн рублей. Все капитальные затраты операторы должны будут направить на строительство дата-центров и систем хранения пользовательских данных», — подчеркнули в «МегаФоне».

В «МегаФоне» честно заявили, что сегодня есть большая вероятность, что положения закона могут быть просто невыполнимы. В пресс-службе МТС объясняют, что если операторы понесут затраты такого уровня, то они не смогут развивать сеть для абонентов: строить базовые станции, расширять сети фиксированной связи, что с учетом высоких темпов роста трафика может привести к деградации качества головой связи, перебоям в доставке СМС или невозможности выйти в интернет. О диалоге с правительством говорят и в «ВымпелКоме», напоминая, что операторы неоднократно предупреждали о рисках, которые несет законопроект. Старший специалист по связям с общественностью омского филиала Tele2 Виктор Василькин уверяет, что расходы на реализацию инициативы в десятки раз превысят объем масштабной инвестиционной программы по строительству и расширению сетей, которую ведет Tele2, и приведут к замедлению или даже остановке развития инфраструктуры.

Но больше всего возмущены потребители. Мало кто из них рад тому, что каждый их разговор или любую картиночку с котиком, пересылаемую в соцсети, может отсмотреть офицер спецслужб. Стоит ли говорить, что все это безобразие будет стоить нам значительного роста расходов на связь, которую мы привыкли воспринимать как неотчуждаемое право человека.

Комментарии

Климарев Михаил, эксперт Nag.Ru                                 
Можно перечислить следующие неутешительные последствия от введения закона Яровой: 1. Банкротство множества операторов связи — по нашим расчетам, «хранение до шести месяцев» приведет к уходу с рынка 85% провайдеров. Особенно мелких и средних. 2. Замедление развития отрасли — операторы должны будут тратить основные средства на реализацию пакета, а не на строительство новых сетей или новые сервисы. 3. Закон получился весьма коррупционноемким. 4. Поскольку теперь затраты для операторов будут зависеть от потребления трафика, то всевозможные сервисы ОТТ становятся для операторов слишком затратными. Это наверняка приведет к тому, что сетевой нейтралитет будет повсеместно нарушаться — операторы начнут деградировать сервисы с «тяжелым контентом» — видео и мультимедиа, что приведет к торможению развития инновационных телекоммуникационных сервисов и тотальному отставанию IT и телекоммуникационной отрасли от мирового развития.
Горохов Евгений,исполнительный директор Stack GroupЕсли говорить об инженерной инфраструктуре дата-центров, то на рынке сейчас достаточное количество свободных стоек, также довольно много находится в высокой степени готовности. Что касается серверного оборудования и систем хранения данных, то, если рассматривать сценарий максимального хранения информации, сегодня в России нет достаточного количества оборудования для размещения петабайт информации. При этом практически все оборудование для хранения данных производится за рубежом. Если рассматривать создание в России производства полного цикла с нуля, то даже к 2019 году успеть нереально.
Нигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»

Поправки Яровой в их нынешнем виде будут разрушительными для отрасли. Цены, в том числе на мобильную связь, легко могут вырасти до 1,5-2,5 раза на горизонте 2-3 лет. Небольшие операторы ШПД будут вынуждены присоединиться к более крупным из-за невозможности исполнить требования поправок. Акционерам всех мобильных и ШПД-операторов придется минимум на несколько лет забыть о дивидендах. При этом операторы фактически будут вынуждены приостановить свои инвестпрограммы. Между тем «Ростелеком», являющийся крупнейшим игроком на российском рынке дата-центров с долей около 15% и обладающий необходимой инфраструктурой для ее агрессивного наращивания, в ближайшие годы будет выглядеть гораздо лучше сектора и рынка в целом. Учитывая поручения президента, высока вероятность, что строить дата-центры будет именно он.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №30 (133) от 2 августа 2016

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий