Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

17 августа 2016 07.00

Станислав Сумароков родился в Омске 1 января 1973. Окончил школу №66. Далее — ОмГУ им. Ф. М. Достоевского по специальности филология. Потом работал корреспондентом службы новостей телекомпании «Агава», телекомпаний «АКМЭ», «СТВ». Затем — по другую сторону баррикад, в пресс-службе департамента транспорта администрации города Омска, чуть позже — в пресс-службе Центрального округа администрации города Омска. Затем работал начальником отдела пропаганды «Народной партии». Позже — в коммерческих структурах: начальником отдела рекламы «Сибирский берег», исполнительным директором газеты «Крестьянские ведомости», пресс-секретарем «Россельхозбанка» и «Ростелекома». В конце июля назначен начальником ГУИПа. Семейное положение: жена Софья, тоже филолог (второе образование — бухгалтер), сын Марк 11 лет. Домашние животные — собака породы мопс по кличке Бим.

Станислав Сумароков: «Должность начальника ГУИПа — вершина карьеры для журналиста»

Новый начальник Главного управления информационной политики региона Станислав Сумароков рассказал «ДО», почему пресс-служба правительства — вершина развития для журналиста и как губернатор будет оценивать эффективность его работы.

Александр Румянцев

Станислав, три недели назад вас назначили руководителем Главного управления информационной политики. Как ваше имя возникло в этом контексте? Говорят, вас порекомендовал гендиректор «Теленедели Омск» Евгений Гервальд на этот пост.

— Уже после назначения я выяснил, что Евгения действительно спрашивали обо мне, он на автомате что-то про меня рассказал. Я этому даже удивился, учитывая то, что особо тесных дружеских отношений у нас с ним нет. Примерно в такой же степени я знаю половину города. А другая половина знает меня (Улыбается.). Моя жена, кстати, в связи с этим даже раздражается, говорит, что, когда мы идем по городу, я только и делаю, что жму руки. И ведь это было еще до моего назначения. А теперь вообще… (Смеется.)

После утверждения много звонков получили?

— Очень. Раньше батареи телефона хватало на 3-4 дня, теперь он разряжается за сутки.

Что привлекло в новой должности? Ведь это не очень большие деньги, не очень большая слава и влиятельность.

— Чтобы в рамках Омска добиться высот, журналисту нужно забраться на самую вершину информационных потоков. А где, как ни в Главном управлении, находится эта вершина? Когда поступило предложение возглавить ведомство, я ни секунды не колебался. Ведь это возможность профессионально вырасти, достичь своего максимума. Любой журналист мечтал бы оказаться на данном месте.

Но эта работа больше связана с пиаром, чем с журналистикой. Неужели, на ваш взгляд, у журналистов нет иного пути, кроме PR?

— Трансформация журналиста в пиарщика — это вполне естественный процесс. В моем понимании наш путь выглядит так: пока ты молод и силен, работаешь в телекомпании, где бегаешь, прыгаешь, добываешь новости. Когда становишься старше, то идешь на чуть более спокойное место — в газету. А еще позже перебираешься на работу в пресс-службу.

А журналистика вообще становится профессией молодых, сейчас все самые активные — это молодежь. Есть активность. Но часто не хватает жизненного опыта.

— А журналистика всегда была занятием молодых — что в мое поколение, что сейчас. Нет-нет, я, конечно, не причисляю себя к старшему поколению, я молод душой и телом (Смеется.). Ведь журналистика — это, в первую очередь, не аналитика и осмысление фактов, а отражение и донесение информации. Причем отражение это может быть как в нормальном, так и в кривом зеркале — это зависит от обстоятельств. Кому, как не молодым, нужно бегать на быстрых ногах до нужного пункта, получать информацию-добычу и передавать ее редактору? Да, иногда журналистам не хватает профессионального и жизненного опыта в оценке событий, не достает аналитики в комментариях. Но это неизбежные издержки нашей профессии.

Чем будете измерять эффективность своей работы? Ваш предшественник Алексей Рябов, например, заявил в интервью «Коммерческим вестям», что перед ним стояла задача обеспечить губернатору лидерство в рейтинге «Медиалогии» по СФО.

— Это действительно одна из составляющих оценок работы ГУИПа. Но губернатор поставил мне и другую задачу: сделать так, чтобы власть была услышана гражданами… Недавно, во время торжественного открытия Дома культуры, я стал свидетелем анекдотической ситуации. Две бабушки пытались найти в толпе зрителей главу города. «А где же наш мэр? Как он хоть выглядит?» — спрашивали они друг у друга. Хотелось бы не допустить, чтобы в такой истории же оказался руководитель региона. Нужно, чтобы хорошие дела представителей правительства отражались в прессе. Люди должны о них знать.

Это вступает в противоречие с китайской мудростью, которая гласит, что самый лучший правитель — тот, кого не замечают.

— (Улыбается.) Ну мы же находимся на стыке европейской и восточной культур, поэтому мысли китайских мудрецов вряд ли можно стопроцентно применить к российскому менталитету.

В нашем обществе широко распространены иждивенческие настроения: принято считать, что кто-то может прийти и все сделать за тебя, все решить. Поэтому людям нужно объяснять, что именно уполномочены делать представители правительства, что они делают, а в чем стоит рассчитывать только на себя. Если мы будем не только стонать, критиковать и ждать помощи, а выйдем во двор, приведем его в порядок, очистим от мусора, то облик города будет улучшаться общими усилиями. Так что просвещение станет одним из направлений нашей работы.

Конечно, кто-то может упрекнуть меня в отсутствии опыта именно в этом направлении. Но, как говорится, профессионалы построили «Титаник», а любитель — Ноев ковчег.

Каков уровень влиятельности у начальника ГУИПа, насколько тесно взаимодействие со всем правительством? Есть ли рычаги давления на отдельных министров? Ваши предшественники порой обещали организовать интервью с кем-то из кабинета министров, но в итоге уходили с поста, так и не успев устроить встречу.

— Определенные сложности во взаимоотношениях с некоторыми руководителями действительно есть. Они связаны и с уровнем занимаемых ими должностей, и их сильной загруженностью. На общение с журналистами не всегда есть время. Так что невозможность оперативно организовать интервью с руководителем — это не показатель низкого уровня влияния ГУИПа. О нашей влиятельности может говорить хотя бы тот факт, что я напрямую подчиняюсь губернатору.

Раньше, помнится, говорили, что начальник ГУИПа — это первый человек, который входит в кабинет губернатора, когда тот приходит на работу. Ваше утро тоже начинается с захода к Виктору Назарову с подборкой новостей?

— Технологии работы, конечно, меняются, но основополагающие вещи остаются. Губернатор постоянно получает обзор СМИ, делает выводы, дает задания, в общем, держит руку на пульсе.

Некоторые СМИ часто его критикуют. И потом, когда губернатора спрашивают об этих материалах, он, видимо, с обидой отвечает, что не читает «БК» или, например, «СуперОмск». Разве такое может быть?

— Лично он действительно многого не читает, потому что у него просто нет на это времени. Все читаю я, компилирую и затем докладываю губернатору.

А что вы вообще думаете об омской прессе? Принято считать, что по сравнению с соседними регионами в Омской области СМИ более влиятельны и заметны.

— Полностью согласен с тем, что местные журналисты очень заметны. В то время как омичей упрекают в пассивности, СМИ как раз очень активны. Правда, эта активность не всегда направляется в положительное русло, но желание развлекать читателя страшилками — это общемировая тенденция. А как омские СМИ умеют делать новости из пустяков. Как верно отметил мой коллега (Алексей Рябов, в интервью «КВ». — Прим. ред.), если у кого-то сполз носок, то этот тут же становится поводом для написания материала. Хотя в регионе достаточно и других поводов для новостей.

Вы ранжируете СМИ на критически настроенные к власти, нейтральные и «свои»?

— Пока для меня все равны. Но подобное деление происходит стихийно, само по себе, потому что каждое СМИ изначально тяготеет к определенному пулу.

Помимо вас, в правительстве есть еще один человек, который занимается информационными потоками. Это пресс-секретарь губернатора Юлия Соколенко. Если рассматривать ваше и ее взаимодействие со СМИ, то в этой конструкции Юлия, всегда сосредоточенная, серьезная и соблюдающая дистанцию, скорее, играет роль злого полицейского. А вы, вероятно, доброго?

— Да-да, я добрый, я еще не забронзовел (Весело смеется.). В разное время я находился по обе стороны баррикад, поэтому знаю чаяния журналистов и понимаю проблемы чиновников.

Слышал, что когда-то на вашем карьерном пути даже была работа в «Народной партии». А где еще вы работали?

— Я окончил ОмГУ по специальности филология. Но учителем русского языка, конечно, себя не представлял. Мне хотелось показать себя и посмотреть мир, поэтому сразу после вуза пошел на телевидение. Был готов к любой работе. Первой на моем пути была телекомпания «АГАВА». Там я, вчерашний студент, писал откровенно плохие тексты, и скоро меня «попросили». Тогда я пошел на «ТелеОмск-АКМЭ», где Ольга Прудникова дала мне настоящий мастер-класс по подготовке материалов. Затем была работа на «СТВ». А поскольку канал размещался в одном здании с департаментом транспорта, куда я периодически спускался для интервью, то вскоре мне предложили перейти к ним.

После я отправился в администрацию Центрального округа, там познакомился с Виктором Шрейдером. После его ухода в область Александр Костюков предложил мне поработать в «Народной партии». Затем я решил попробовать себя в коммерческих структурах и некоторое время служил сначала в Россельхозбанке, а затем в «Ростелекоме». Там, кстати, я постоянно бывал на различных курсах, семинарах по профессиональной подготовке. Было очень интересно. А вообще все этапы своей карьеры считаю бесценными с точки зрения получения опыта и чрезвычайно полезными.

В ГУИПе у вас в подчинении будет около 30 человек. Ранее вам приходилось управлять коллективом соизмеримой численности?

— Нет. Этот самый большой.

А бюджет?

— Здесь тоже наибольший по сравнению с прежними местами работы... Я и говорю, что эта должность — моя вершина (Улыбается.). Конечно, кто-то может упрекнуть меня в отсутствии опыта именно в этом направлении. Но, как говорится, профессионалы построили «Титаник», а любитель — Ноев ковчег. Свежий взгляд человека извне всегда интересен. Тем более что машина уже настроена, радикально ее переделывать я не планирую. Какие-то отдельные детали, возможно, стоит поменять. Вы эти изменения в ближайшее время увидите и, надеюсь, положительно оцените.

Кадровые перестановки наметили? Ведь вы пришли, по сути, в чужой для вас коллектив, есть желание сформировать собственную команду?

— У одного из своих руководителей в «Ростелекоме» я перенял тактику: не нужно позволять личному превалировать над профессиональным. Поэтому, как бы я ни относился к сотрудникам ГУИПа, если они отличные специалисты, то будут продолжать спокойно работать дальше. Пока нам удается сотрудничать, и я не вижу оснований для резких кадровых движений.

Руководители вашего ведомства меняются с завидной периодичностью. Чаще, пожалуй, происходит лишь замена министров экономики. Говорят, там сотрудники даже шутят над руководителем, дескать, вы меняетесь, но мы-то остаемся на месте. Как коллектив вас встретил?

— Встретил шуткой: «А вы у нас десятый». Хотя поначалу, возможно, было иронически-настороженное отношение. Но поскольку я не махал шашкой, сформировалось рабочее настроение. Рефлексировать нам некогда, особенно учитывая то, что я возглавил ГУИП накануне Дня города и все время было посвящено только подготовке к празднику.

Как, на ваш взгляд, СМИ отработали 300-летие?

— Все прошло отлично. Некоторые издания, правда, не смогли изменить своим традициям и ввиду профессиональной деформации писали в обычном критическом ключе. Но в целом я был доволен. Я бы назвал это «водным перемирием».

В интервью «КВ», о котором мы уже упоминали, Алексей Рябов также отметил, что часто вступал в спор с губернатором, и это, на его взгляд, в том числе послужило причиной расставания с ним.

— Отстаивать свои идеи, защищать их в споре — это свойственно всем творческим личностям. Передо мной же поставили задачу даже не столько креативить, сколько просто работать. Не плодить сущности, а осуществить задуманное. Нужно подумать над перспективой районных газет, придумать, как отпраздновать 100 лет «Омской правды», решить вопрос с «12 каналом».

Какая, кстати, с ним сейчас ситуация?

— Ни для кого не секрет, что у нас сейчас сложная ситуация с финансами. А содержание СМИ требует денег. Конечно, «12 каналу» приходится нелегко, потому что это жемчужина среди государственных СМИ и она нуждается в дорогой огранке. По телеканалу есть некоторые вопросы, но они будут решены. Я точно не стану тем руководителем, при котором «12 канал» исчезнет.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №32 (135) от 16 августа 2016

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 9):

Читатель
"Жму руки.." - в Ростелекоме в коридоре устно то не всегда здоровался....
23 августа, 21:19 | Ответить
Антон
Беды России - не только в дураках и дорогах, но и в непрофессионалах на высоких должностях. Господин Сумароков, судя по тексту интервью, именно из числа дилетантов.
23 августа, 16:18 | Ответить
Лобачев
пасибо Вам, Станислав, давно так не хохотал! Особенно в первой части Вашего интервью, где Вы оцениваете журналистику как профессию. Ну а заголовок - это вообще НЕЧТО!
22 августа, 14:36 | Ответить
Френд
Хороший контактный парень. Знал его еще, когда работал в Ростелекоме. Не понимаю причины вашей нездоровой агрессии. Вот правду говорят, лучший подарок нашему мужику, чтобы у соседа погреб прорвало.
18 августа, 19:33 | Ответить
Со стороны
В каком месте журналист?!
18 августа, 18:55 | Ответить
топ гир
По-моему, какой-то клоун. польза будет только компанейщикову, на фоне нового начальника он буде поприличнее смотреться. У рябова хоть глаза были умные. да. везет же сми.
17 августа, 19:24 | Ответить
Анна
Жуть, какой умный! Еще умнее предыдущего!!!!??!
17 августа, 14:54 | Ответить
журналист
Стас, не пугай так молодняк.
17 августа, 13:13 | Ответить
Крыс Борис
Говорят что ВИН раньше не брал к себе в команду "упитанных" сотрудников, тут же прям кровь с молоком. Щеки шире головы!
17 августа, 11:46 | Ответить