Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 августа 2014 06.50

Звездные войны

В Омске резко выросло число мини-отелей. За последний год они смогли занять более половины всего рынка гостиничных услуг, однако уже в следующем году слабые игроки, скорее всего, вынуждены будут уйти.

Сейчас в Омске работает более 100 гостиниц различного класса общей емкостью около 5 тыс. мест (2,5 тыс. номеров). Крупнейшими игроками на этом рынке являются трех- и четырехзвездочные отели «Ибис Сибирь Омск», «Маяк», «Молодежная», «Омск» и «Турист» — на них приходится треть номерной емкости.

Однако в последнее время представители отрасли констатируют существенное снижение загрузки крупных отелей. В интервью «ДО» владелец отеля «Ибис Сибирь Омск» Игорь Антропенко признавался, что в 2014 году наполняемость его гостиницы опустилась до 52%. О снижении спроса говорит и управляющая отелем «Маяк» Людмила Воробьева.

Рост загрузки отельеры фиксируют только во время проведения в Омске крупных культурно-спортивных мероприятий (таких, как кинофестиваль «Движение», Сибирский международный марафон и День города). А среди причин снижения загрузки называют заметное падение деловой активности, ранний вылет хоккейной команды «Авангард» из чемпионата КХЛ (болельщики и другие команды не приезжают на игры в Омск), а также усилившуюся конкуренцию со стороны мини-отелей.

Небольшие отели, в меньшей степени зависящие от повестки крупных городских мероприятий, в сегодняшних условиях также потеряли значительный процент постояльцев: туристов и командировочных. Но, в отличие от крупных гостиничных комплексов с обширным номерным фондом, они могут позволить себе переориентироваться с иногородних гостей на омичей.

Малый рост

По оценке министерства культуры Омской области, за последние 2 года объем услуг, оказываемых гостиницами, вырос на 73,6 млн рублей. В 2014 году он составит по прогнозу 623,3 млн рублей, а к 2020 году, по расчетам специалистов ведомства, емкость рынка увеличится почти до 896 млн рублей.

Эксперты указывают на тот факт, что развитие гостиничной сферы в Омске идет за счет строительства мини-отелей с небольшим номерным фондом. Заявленные крупные проекты гостиничных комплексов требуют гораздо больше инвестиций, сложных процедур проектирования и согласования с госорганами, а также зависят от политической ситуации в регионе. Поэтому отели малой наполняемости, на которые даже не распространяется система звездности, открываются гораздо более быстрыми темпами.

О тенденции расширения омского рынка за счет мини-гостиниц говорит и доцент кафедры «Гостиничное дело» Омского института сервиса Ольга Лукина. Она подчеркивает, что малые отели проще в управлении и у них хорошие перспективы. При этом, по мнению специалиста, данному сегменту есть куда расти, ведь целевая категория небольших гостиниц не иногородние постояльцы, а омичи, среди которых всегда будет спрос на кратковременный отдых в небольших отелях высокого уровня.

Существенная часть малых гостиниц работает в одном ценовом диапазоне со средними и крупными отелями. Расценки зависят только от класса, к которому относит себя мини-гостиница. Поэтому в некоторых из них стоимость проживания в люксе сопоставима с ценой пребывания в номере аналогичной категории обычного отеля.

Выбор сделан

Под четкое определение формата «мини-гостиница» (до 15 номеров) в Омске формально подходят 74 отеля (хостелы в их число не попадают). Однако фактически к этой категории относят себя гораздо больше компаний.

Большинство местных гостиниц малой вместимости находятся в отдельно стоящих зданиях. Есть также примеры расположения отелей в крупных торгово-офисных центрах: 6 лет назад в ТОК «Флагман» открылась одноименная гостиница. Гостиничные номера предлагают своим посетителям и ряд омских ресторанов: «Арго», «Арарат», «Шато», ресторан клубного типа «Малибу» и другие.

Многие мини-отели привлекают постояльцев широким выбором дополнительных услуг. Клиентам предлагаются сауна, бассейн, хамам, наборы для уличного отдыха (мангал для приготовления шашлыка и беседка), гидроаттракционы, конференц-залы.

Ряд клиентов выбирают мини-гостиницы из-за их более гибкой ценовой политики. Небольшие отели предлагают на выбор посуточную, 12-часовую или часовую тарификацию. Крупные же гостиницы, как правило, придерживаются более жесткого ценообразования, в крайнем случае соглашаясь оформить заселение постояльцев на 12 часов.

По наблюдениям участников рынка, отдают предпочтение мини-отелям и иностранцы. «Формат небольших гостиничных комплексов популярен за границей, — говорит владелец мини-отеля «Полет» Кержан Кусаинов. — Поэтому приехавшие издалека постояльцы обычно делают выбор в нашу пользу».

Роскошь на час

Эксперты отмечают, что на гостиничном рынке Омска наблюдается рост спроса на кратковременное (от пары часов до суток) размещение в апартаментах и номерах класса люкс. В них клиенты зачастую проводят праздничные мероприятия.

Мини-гостиницы, имеющие в своем номерном фонде люкс и сюит, привлекательны и для любителей фотосессий — в Омске популярна почасовая аренда номеров с роскошным или необычным интерьером, где проводится профессиональная съемка. Другое востребованное направление деятельности мини-отелей — предоставление дорогостоящих комнат молодоженам.

Недогруз

По словам директора гостинично-ресторанного комплекса «Велес» Сергея Лапкина, объем выручки от почасовой оплаты номеров остался практически неизменным. Тогда как число постояльцев из других городов, которые оставались в гостинице больше, чем на ночь, уменьшилось в 3 раза. По словам Лапкина, в этом году наполняемость отеля упала с 68% до 15-20%, и, чтобы вернуть прежний спрос, руководство «Велеса» вынуждено было снизить стоимость всех номеров на 50%. Однако и столь радикальная мера не помогла.

О падении загрузки гостиниц говорит и Кержан Кусаинов.

«В треугольнике «Екатеринбург — Новосибирск — Омск» наш город занимает наиболее выгодное положение, — заявил бизнесмен в комментарии «ДО». — Однако вопреки этому деловая активность в Омске характеризуется очень низким уровнем. Если раньше провальными для гостиничного бизнеса были январь-февраль, то сейчас значительно упал спрос и во все остальные месяцы».

По мнению Кусаинова, идет активный отток постояльцев в пользу арендованных квартир и многочисленных новых мини-отелей. Ведь, по наблюдениям участников рынка, этим летом произошел всплеск интереса к гостиничному бизнесу малого формата.

«Некоторые предприниматели, владевшие небольшими продуктовыми магазинами, не выдержали конкуренции с заходящими в Омск федералами наподобие METRO, — говорит Сергей Лапкин. — И чтобы выжить, они вынуждены были переоборудовать свои помещения под гостиничные номера».
Впрочем, учитывая сложности с выходом на этот рынок, жесткий контроль гостиничного бизнеса со стороны государства и спад наполняемости, который существенно отодвигает срок окупаемости небольших отелей, эксперты прогнозируют, что уже в следующем году может произойти заметный отсев слабых игроков.

Наталья Коробова

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №30 (034) 12 августа

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий