Деловой Омск

Деловой Омск

30 августа 2016 07.00Спецпроекты

Клуб читающих бизнесменов: конфликт не повод для мордобоя

К такому выводу пришли участники Клуба читающих бизнесменов во время обсуждения книги Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель».

Клуб читающих бизнесменов: конфликт не повод для мордобоя

Фото: МА Делфи

Бизнес-букварь

Изучить менеджерские идеалы предложил профессор ОмГУ Владимир Половинко. Он рассказал, что автор критикует систему бизнес-образования, которая призвана сформировать идеального менеджера. Выпускники курсов МВА именно потому и несут так часто разочарование своим нанимателям, что от них ожидают совершенства.

Адизес выделяет четыре функции менеджера и соответствующих им стиля управления. P — производство. Получение осязаемых и исчисляемых результатов, не важно, в деньгах, объектах или идеях. А — администрирование. А-управленец — тот, кто описывает и калькулирует бизнес-процессы, устанавливает регламенты, следит за их выполнением и занимается прочей бюрократией. Е — предпринимательство (англ. Entrepreneuring. — Прим. ред.). Развитие, новые идеи, горизонты, возможности, разрыв шаблонов. I — интеграция. Мотивация, корпоративная культура, поиск общего языка.

Все четыре функции необходимы для успешного существования бизнеса, однако в природе нет управленца, который способен одновременно эффективно их выполнять. Обычный человек хорошо справляется с одной-двумя. Изредка встречаются те, кто преуспевает в трех направлениях или даже в четырех, но только в рамках определенных задач. Тех, кто делает это постоянно, не существует, потому что функции вступают в противоречия между собой. Вариантов таких конфликтов несколько, но самый яркий — между Р и А. Представьте прораба, от которого в разгар стройки отдел кадров требует, скажем, предоставить график отпусков всех занятых строителей. Представьте, ужаснитесь и не пытайтесь больше найти на рынке прораба-кадровика или продажника-бухгалтера.

Тип «мертвый пень»

Что делать, если невозможно стать идеальным руководителем и даже нанять такового? Формировать команду слоями. Структуру любого управления и управленца Адизес описывает сочетанием четырех букв и прописными указывает на сильные стороны. К примеру, тип Paei будет прекрасным начальником отдела продаж, paEi станет генерировать ценные идеи и так далее. Главное, чтобы у членов команды не было «прочерков». Каким бы замечательным продажником ни был тип P-ei, новую форму отчетности (новшество отсутствующего у него типа А) он воспримет как вредительство и личное оскорбление, как бы она ни упрощала жизнь всему предприятию.

Конфликты между функциями неизбежны. Значит ли это, что они неизбежны и в бизнесе?

«Когда внутри нашей компании нет конфликта, я начинаю дергаться, — поделилась Евгения Климанова (МА «Делфи»). — Что-то не так, что-то слишком спокойно. Особенно меня беспокоит, когда не конфликтует отдел контроля…».

«Действительно, конфликт нужно понимать не как предтечу мордобоя, а как точку роста, — подтвердил Владимир Половинко. — По Адизесу, четыре прочерка — это тип «мертвый пень», когда всех все устраивает».

Как не начать «ходить под себя»

Участников Клуба увлек процесс приложения «литерной» теории к реалиям собственного бизнеса.

«В своей компании я все реже выступаю как Е, — поделился Виктор Шкуренко (ТД «Шкуренко»). — Мое окружение заставляет меня быть интегратором, мои замы фактически вынесли меня к этой роли. Чаще всего моя функция не принимать решение в конфликтной ситуации, а заставить противоборствующие стороны сесть за стол переговоров и договориться. Естественно, что в любой компании есть конфликты, но если эти конфликты провоцируешь ты как менеджер — это слабость твоего управления».

«В первые 15 лет существования компании я была ярко выраженная Е, а сейчас тоже все больше становлюсь I, — согласилась Евгения Климанова. — Но Адизес очень резко пишет о компаниях, прошедших этап зрелости, когда лидеры становятся тотальными интеграторами, считают, что все правы. Его пример — сидят топ-менеджеры и ходят под себя, потому что им лень дойти до туалета. Нет ли у нас этой опасности?»

Каждый этап жизненного цикла компании требует подходящего стиля управления, успокоил Владимир Половинко. Этапы, когда лидеру необходимо «всех обнять», существуют объективно. А кроме того, нужно различать бизнес как нечто перманентное и как отдельный проект, пример на эту тему профессор, кстати, почерпнул в свежей диссертации омского бизнесмена Ильи Иванова.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (137) от 30 августа 2016

Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.