Клуб читающих бизнесменов: конфликт не повод для мордобоя
К такому выводу пришли участники Клуба читающих бизнесменов во время обсуждения книги Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель».
Фото: МА Делфи
Бизнес-букварь
Изучить менеджерские идеалы предложил профессор ОмГУ Владимир Половинко. Он рассказал, что автор критикует систему бизнес-образования, которая призвана сформировать идеального менеджера. Выпускники курсов МВА именно потому и несут так часто разочарование своим нанимателям, что от них ожидают совершенства.
Адизес выделяет четыре функции менеджера и соответствующих им стиля управления. P — производство. Получение осязаемых и исчисляемых результатов, не важно, в деньгах, объектах или идеях. А — администрирование. А-управленец — тот, кто описывает и калькулирует бизнес-процессы, устанавливает регламенты, следит за их выполнением и занимается прочей бюрократией. Е — предпринимательство (англ. Entrepreneuring. — Прим. ред.). Развитие, новые идеи, горизонты, возможности, разрыв шаблонов. I — интеграция. Мотивация, корпоративная культура, поиск общего языка.
Все четыре функции необходимы для успешного существования бизнеса, однако в природе нет управленца, который способен одновременно эффективно их выполнять. Обычный человек хорошо справляется с одной-двумя. Изредка встречаются те, кто преуспевает в трех направлениях или даже в четырех, но только в рамках определенных задач. Тех, кто делает это постоянно, не существует, потому что функции вступают в противоречия между собой. Вариантов таких конфликтов несколько, но самый яркий — между Р и А. Представьте прораба, от которого в разгар стройки отдел кадров требует, скажем, предоставить график отпусков всех занятых строителей. Представьте, ужаснитесь и не пытайтесь больше найти на рынке прораба-кадровика или продажника-бухгалтера.
Тип «мертвый пень»
Что делать, если невозможно стать идеальным руководителем и даже нанять такового? Формировать команду слоями. Структуру любого управления и управленца Адизес описывает сочетанием четырех букв и прописными указывает на сильные стороны. К примеру, тип Paei будет прекрасным начальником отдела продаж, paEi станет генерировать ценные идеи и так далее. Главное, чтобы у членов команды не было «прочерков». Каким бы замечательным продажником ни был тип P-ei, новую форму отчетности (новшество отсутствующего у него типа А) он воспримет как вредительство и личное оскорбление, как бы она ни упрощала жизнь всему предприятию.
Конфликты между функциями неизбежны. Значит ли это, что они неизбежны и в бизнесе?
«Когда внутри нашей компании нет конфликта, я начинаю дергаться, — поделилась Евгения Климанова (МА «Делфи»). — Что-то не так, что-то слишком спокойно. Особенно меня беспокоит, когда не конфликтует отдел контроля…».
«Действительно, конфликт нужно понимать не как предтечу мордобоя, а как точку роста, — подтвердил Владимир Половинко. — По Адизесу, четыре прочерка — это тип «мертвый пень», когда всех все устраивает».
Как не начать «ходить под себя»
Участников Клуба увлек процесс приложения «литерной» теории к реалиям собственного бизнеса.
«В своей компании я все реже выступаю как Е, — поделился Виктор Шкуренко (ТД «Шкуренко»). — Мое окружение заставляет меня быть интегратором, мои замы фактически вынесли меня к этой роли. Чаще всего моя функция не принимать решение в конфликтной ситуации, а заставить противоборствующие стороны сесть за стол переговоров и договориться. Естественно, что в любой компании есть конфликты, но если эти конфликты провоцируешь ты как менеджер — это слабость твоего управления».
«В первые 15 лет существования компании я была ярко выраженная Е, а сейчас тоже все больше становлюсь I, — согласилась Евгения Климанова. — Но Адизес очень резко пишет о компаниях, прошедших этап зрелости, когда лидеры становятся тотальными интеграторами, считают, что все правы. Его пример — сидят топ-менеджеры и ходят под себя, потому что им лень дойти до туалета. Нет ли у нас этой опасности?»
Каждый этап жизненного цикла компании требует подходящего стиля управления, успокоил Владимир Половинко. Этапы, когда лидеру необходимо «всех обнять», существуют объективно. А кроме того, нужно различать бизнес как нечто перманентное и как отдельный проект, пример на эту тему профессор, кстати, почерпнул в свежей диссертации омского бизнесмена Ильи Иванова.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (137) от 30 августа 2016
Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 3274
Самое читаемое