Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 сентября 2016 07.00

Руднев Владимир Алексеевич родился 30 октября 1968 года. Окончил Липецкий государственный педагогический институт, исторический факультет. В сфере туризма работает с 1991 года. Есть опыт работы в центральном аппарате ВАО «Интурист» (г. Москва) на должности заместителя директора департамента выездного туризма.

Турция или Тунис: Владимир Руднев о том, куда ехать страшнее

Директор турагентства «Магазин путешествий» и руководитель фирменного ТА «Натали Турс» рассказал в интервью «ДО», из-за чего омичи никогда не полетят на Филиппины, почему отдыхать в Турции нестрашно и как кризис подтолкнул непримиримых врагов туристического рынка к цивилизованному соседству.

Александр Румянцев

Владимир Алексеевич, начиная с 2014 года на туристический рынок словно свалилось «десять египетских казней». Сначала разорилось сразу несколько операторов, затем резко упал курс рубля. И апогеем этого стало закрытие двух популярнейших среди российских туристов направлений — Египта и Турции. Как омский рынок все это пережил?

— Вообще, наша отрасль — далеко не самая разоряемая. Особенно в сравнении с финансово-банковским сектором, где банкротства и отзывы лицензии происходят чуть ли не еженедельно. Статистика по нашей сфере, конечно, куда более приятная. Те туроператоры, которые в итоге разорились, по этому пути и шли. Тем, кто серьезно занимается этим бизнесом, еще за полгода-год до этих печальных событий было понятно, что скоро это произойдет, поэтому с ними просто перестали работать. Наших туристов «волна» операторских разорений не затронула. Но я знаю примеры, когда некоторые омские турагентства умудрились подставить своих клиентов дважды. Сначала они продали им путевки «Лабиринта», а когда он ушел с рынка, то поменяли им туры на «Южный крест». И он тоже разорился.

Но вообще банкротство туроператоров — это не самая страшная беда. Я рассматриваю этот процесс лишь как санитарную очистку рынка.

Но скачок валюты и запрет рейсов в Египет и Турцию вы ощутили на себе?

— Да, обе проблемы — настоящая беда. Все-таки это были два самых востребованных направления в зимний и летний периоды. После их закрытия бизнес большинства турагентств оказался на уровне самозанятости.

«Натали Турс» изначально не стремилась осваивать Турцию и Египет. Долгое время компания вообще не ассоциировалась с массовыми туристическими направлениями. Когда оператор заинтересовался странами с all inclusive?

— Да, исторически так сложилось, что «Натали Турс» начинала деятельность с Испании, потом были покорены Эмираты, страны Юго-Восточной Азии, расширено предложение по Европе и т. д. Турцией и Египтом компания действительно начала заниматься немного позже, чем другие игроки. Это произошло в тот момент, когда коллеги-конкуренты решили осваивать направления, на которых «Натали Турс» была многолетним лидером. Да и в принципе пришло время развивать собственную розницу, для которой необходим востребованный продукт. «Дыры» в ассортименте как раз и «заштопали» турами в Турцию и Египет.

Вообще туризм работает по стандартной экономической схеме, свойственной всем отраслям торговли. Есть производитель продукта — туроператор, есть розничный продавец — турагент. Правда, в отличие от обычной торговой розницы, турагент не делает наценку на товар, он продается по цене туроператора. Туроператору (производителю) очень важно иметь постоянный денежный оборот: если хочешь получить конкурентные цены, нужно уже зимой оплачивать летние туры, договариваться с авиакомпаниями, проплачивать первые рейсы. После запрета двух ключевых направлений делать это стало сложнее.

Сейчас, когда и зимний, и летний сезоны позади, как бы вы оценили масштаб потерь местных игроков из-за закрытия Египта и Турции — какой процент прибыли по сравнению с прошлым, более благополучным годом вы потеряли?

— Это сложно. Любые сравнения вряд ли будут корректными. Ведь сопоставлять по суммарному числу кресел, которые отправили на бортах из Омска, неправильно — количество пассажиров, улетевших за границу два года назад и сейчас, несопоставимо. Соответственно, и в денежном отношении эти пропорции не соотносятся. По официальной статистике, падение общего числа выезжающих из страны составило до 40%. Но, я думаю, реальное положение дел еще более тяжелое.

В начале этого года говорилось о закрытии около 100 омских турагентств. Судя по тому, что на сайтах по продаже готового бизнеса среди предложений часто можно найти местные турагентства, тенденция на уход с этого рынка сохраняется. Насколько, по вашей оценке, он сократился?

— Что вообще значит «закрыть турагентство»? Это все равно, что распустить сборную России по футболу. В большинстве случаев агентство — это арендованный офис и лэптоп, подключенный в дырку с интернетом. Закрыть компанию — значит отключить лэптоп от вай-фая, отдать ключи арендодателю (или не отдавать, просто развернуться и уйти, а он пусть вас ищет) и работать в черную, без бухгалтерии и налогов. В Омске турагентств с многолетней историей, для которых то, чем они занимаются, — бизнес, а не хобби, не более 10-12. И им никакие кризисы не страшны, ибо профи!

А конкуренция на вашем рынке ужесточилась? В аптечной сфере Омска она, например, доведена до абсурда — аптеки открываются буквально через стенку друг от друга.

— Конкуренция не обострилась, даже наоборот, методы ведения борьбы стали более цивилизованными. Случилось то, что раньше казалось немыслимым. Операторские компании, владельцы которых ранее при встрече в лучшем случае делали вид, что друг друга не замечают, а в худшем плевались, сейчас спокойно рассаживают своих туристов на один борт. Хотя раньше, до кризиса, они считали, что лучше уж их самолеты будут летать пустыми, и они «прогорят», чем разделят борт с туристами компании-конкурента. Кстати, один из возобновленных омских рейсов в Турцию как раз делят два непримиримых в прошлом конкурента.

В одном турагентстве мне рассказали, что в связи с введением чартеров в Турцию были отменены рейсы из Омска в Тунис.

— Мы старались отговорить туристов от данного направления. Так что в «Магазине Путешествий» он и так был «закрыт».

Вы не считаете эту страну безопасной?

—Да. Во-первых, я историк и умею системно оценивать ситуацию. А во-вторых, несколько лет жил недалеко от Туниса — в Алжире, и имею представление о менталитете местных жителей. Это все равно, что курить на бочке с порохом. Можно на ней даже станцевать или затушить об нее окурок. Вероятнее всего, ничего не произойдет, но может и бабахнуть, и тогда разнесет в клочья все вокруг. Ситуация, на первый взгляд, схожа с Египтом. Но там туристические зоны обособлены территориально, прикрыты войсками и т. д. Поэтому сложно допустить, чтобы на курортах произошло что-то серьезное. Хотя эксцессы случались, но это, скорее, исключение из правил.

А как историк внутри вас оценит ситуацию в Турции? Собираюсь туда лететь, хотя все знакомые говорят, что это не только не патриотично, но еще и равносильно самоубийству.

— Сколько лет в Турции идет борьба с курдами? Да лет 40! На границе с ними как бабахало, так и бабахает, ничего не изменилось. В Средиземноморской курортной зоне при этом всегда было спокойно (за исключением пары случаев, но там обошлось без жертв). На Анталийском побережье как минимум треть отелей принадлежит богатым курдским кланам, и они никогда не допустят, чтобы там случилось серьезная трагедия. Потому что в этом случае пострадает их бизнес, они потеряют деньги, которых и без того стало меньше после оттока российских туристов. Хотя, конечно, нельзя исключать того, что трагедия может произойти где угодно — хоть в Турции, хоть в России.

Что нужно для того, чтобы из Омска появились чартерные рейсы по новым направлениям? Достаточно ли для этого только стабильного спроса?

— Потребительская активность — это лишь один показатель перспективности чартера. Сейчас можно говорить только о стабильном спросе на недорогие направления, в рамках которых туристам можно предложить продукты разной ценовой категории. Это Таиланд, где большой выбор отелей, Вьетнам, Египет. О четко сформированной потребности в экзотических направлениях вряд ли может идти речь. В первую очередь при формировании чартерных программ учитывается географическое расположение аэропорта и его технические возможности. Важно, чтобы чартер мог долететь до конечного пункта без пересадок и дозаправки. Ведь транзитный рейс усложняет экономические показатели, повышает стоимость тура, то есть в целом снижает конкурентоспособность данного чартера. Учитывая типы судов, которые принимает омский аэропорт, в западном направлении мы можем добраться максимум до Барселоны, западнее — уже вряд ли. В Юго-Восточной Азии можно долететь без дозаправки разве что до Пхукета, Бангкока и Вьетнама.

Вьетнама и Таиланда было достаточно для удовлетворения зимнего спроса омичей?

— Вполне. Ажиотажного спроса не было ни по одному из этих направлений. Свободные кресла оставались практически на всех рейсах. Вот чего точно не хватало — это прямых самолетов в Эмираты. Несколько лет «Натали Турс» осуществляла регулярные прямые маршруты в Дубаи из Омска, программа была популярной, но из-за разорения известной авиакомпании и кризиса направление пришлось свернуть. Как только ситуация в экономике начнет исправляться, эти рейсы мы восстановим.

Как распределены доли между туроператорами на омском рынке?

— Операторов, у которых есть рейсы из Омска, немного. Это ANEX Tour, Coral Travel, Pegas, «Библио Глобус», ну и теоретически сюда можно отнести Mouzenidis Travel. Первые три компании конкурируют друг с другом, «сидят» на общих рейсах. «Библио Глобус» летал исключительно на Кипр. Думаю, лидером рынка можно считать ANEX, на втором месте — Coral, далее идет Pegas. Mouzenidis можем поставить ноль — едва запустив программу на Халкидики, он ее свернул. Ну и «Натали Турс» один из лидеров, если говорить о турах с вылетами из других регионов. Рейсы, поставленные две недели назад в Турцию, продлятся всего месяц и радикально ситуацию на рынке не меняют. Введение чартеров в эту страну — это все-таки больше политика. Турецкие и российские перевозчики не могли не отреагировать на курс своих президентов к примирению. Во-вторых, думаю, эти рейсы поставили в расчете на открытие Египта. Вылеты в Анталью через месяц прекратятся, и эти слоты, вероятно, займут самолеты в Шарм-эль-Шейх и Хургаду.

Не могу не спросить о внутреннем туризме. Крым смог стать «нашим» для омских туристов?

— Внутренний туризм — это хорошо, замечательно и интересно. Но существенным минусом нашей красивой и большой страны являются огромные расстояния, преодолевать которые из-за Урала недешево. Обещанных субсидированных билетов было по минимуму на каждом рейсе. В итоге только перелет в Сочи для семьи их трех человек обходился примерно в 100 тыс. рублей. Конечно, омичи все равно летают в Крым. Да, вынужденно больше, чем раньше, но не так массово, как планировалось. Впрочем, инфраструктура Крыма и не готова.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (139) от 13 сентября 2016

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Андрей Железняк
Владимир, традиционно взвешенная и трезвая оценка происходящего. Приятно читать статью.
14 сентября, 10:11 | Ответить