Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

15 сентября 2016 10.23

Константин Аверин: «Как снизить налоговую нагрузку на бизнес на 30%»

Наш постоянный колумнист, глава компании «Теплолайв» Константин Аверин считает, что нынешние налоговые подходы нужно менять в корне, и это приведет к росту зарплаты и общему развитию экономики.

Александр Румянцев

Последнее время государственные структуры мобилизовались в направлении наполнения бюджета, заметно похудевшего с начала кризиса. Выполнять майские указы надо, тянуть социальную политику президента надо, а экономика стагнирует. Что делать?

В начале ХХ века это назвали раскулачиванием, в начале XXI века так делать нельзя, конъюнктура другая, но мягкое «раскулачивание» по факту идет. Изменения в налоговой отчетности, вступившие в силу в январе 2015 года, мягко намекают всем плательщикам НДС, что надо работать «в белую». От этого у нас и наполняемость региональных фондов и бюджетов будет достойная. Но задумывались ли вы, как уплата НДС влияет на заинтересованность работодателя платить заработную плату «в конверте»? А ведь корреляция здесь прямая.

Метод «равнение на лидера»

Существующая на сегодняшний день в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) экономическая парадигма предполагает, что ценообразование у нас идет по методу «издержки плюс». То есть мы посчитали с вами стоимость материала, необходимого для производства продукции, прибавили стоимость труда со всеми отчислениями, получили себестоимость, добавили к этому НДС (налог на добавочную стоимость) и свою плановую прибыль. Но, как показывает жизнь, такая модель ценообразования используется нечасто, а в малом бизнесе, возможно, никогда. Чаще приходится работать по методу «равнение на лидера», когда заказчик тебе говорит, какое ценовое предложение у него есть от твоего конкурента, а ты деликатно опускаешься в цене. Согласитесь, ситуация знакомая. Думаю, многие строители сейчас вспомнят, как они смотрели на итоговую сметную стоимость, а заказчик на листочке рисовал «-20%», аргументируя это «сложностями на рынке». А поставщики оборудования наверняка вспомнят, как они рассматривали счета московских компаний и искали пути сокращения цены своего предложения.

Все снижения идут не за счет чудесного уменьшения стоимости материалов, а за счет сокращения доходности компании и/или стоимости человеческих ресурсов. Если с уменьшением аппетитов исполнителя контракта все ясно, то в случае со вторым методом необходимо внести ряд пояснений.

Налог на налог

Не все задумываются о том, что заработная плата и отчисления в фонды не снижают налогооблагаемую базу по НДС. Иными словами, работодатель платит НДС в том числе и с затрат на сотрудников. Да-да, ваш работодатель платит не только медсоцпенсстрах и НДФЛ за вас, он платит еще и НДС. Итого получается, что на 57 рублей выданной заработной платы приходится 43 рубля отчислений в различные бюджеты и фонды (с учетом НДФЛ, который де-факто является затратами работодателя, а не работника). Это корректная округленная до целых значений цифра. Для лучшего понимания разложу на пальцах. Мы купили товар за 100 рублей, продали за 200. Заработав 100 рублей, мы прежде всего заплатим НДС со всех этих 100 рублей, то есть 100/118*18=15,25 рубля. Дальше мы заплатим зарплату сотрудникам и дадим всем премию, например, 50 рублей на руки. НДФЛ у нас составит 7,48 рубля, а отчисления в фонды — 17,24 рубля. Итого у нас получается 74,72 рубля. И так как уплата НДС производилась до того, как мы вычли затраты на персонал со всей этой суммы, мы в том числе заплатили НДС примерно 11,4 рубля.

Вам не кажется странным, что стоимость труда не формирует себестоимость товара? Ведь НДС — это налог на добавленную стоимость, а налогообложение не считает, что труд является составной себестоимости товара.

Все знают, что одна из наиболее «серых» отраслей в вопросе оплаты труда — это строительство. И это не удивительно, задумайтесь, какова реальная доля затрат на оплату персонала в этой отрасли. При этом вся строительная отрасль работает с НДС. Почему государство не принимает затраты на оплату труда как часть себестоимости квадратного метра жилья?

Если в нашем примере, заработав 100 рублей, мы прежде всего учли еще и стоимость труда, отняв 74,72 рубля, у нас бы получилась другая картина: (100-74,72)/118*18 = 3,85 рубля было бы НДС. При этом налоговые ставки не поменялись. Поменялся порядок действий!

Как способствовать росту зарплаты

А теперь давайте задумаемся, как изменится математика налоговых отчислений и к чему это приведет, если использовать другой принцип расчета размера уплаты НДС. Доля отчислений в фонды и бюджеты сократится до 33% от совокупного размера затрат на персонал (зарплата+фонды+НДФЛ), то есть на 29%! На треть снизится нагрузка на предпринимателя. Достойный ли это мотив для легализации заработной платы? Я думаю, да. Уверен, что это приведет к росту заработной платы, увеличению отчислений в фонды и прежде всего в самый проблемный и дефицитный — пенсионный. На эти дополнительные деньги государство сможет индексировать пенсии нашим родителям, а не заменять их единоразовой выплатой, как это произойдет в текущем году. Все вкупе это приведет к какому-то росту потребительской способности, оживлению потребительского рынка и экономики в целом.

Бухгалтеры, прочитав мою статью, могут возразить мне и найти незначительные неточности в толкованиях и подходах, но я рассуждаю с позиции руководителя и честного налогоплательщика, рассматривая предприятие как экономическую, а не налоговую структуру. Возможно, пришло время изменить принципы, заложенные много десятилетий назад, и адаптировать методику под реалии, ведь времена плановой экономики прошли.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №36 (139) от 13 сентября 2016

Самое актуальное в рубрике: Финансы

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий