Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 сентября 2016 07.00

Екатерина Стецкова родилась в Омске. Образование: ИАТИТ, специальность «информационные системы и технологии». С 2003 по 2007 год работала в ОАО «Мобильные ТелеСистемы» специалистом по развитию продуктов и услуг. С 2007 по 2010 год — исполнительный директор в ООО «Логика». С 2010 года — директор ООО «ФестМолл». Воспитывает двух дочерей.

Екатерина Стецкова: «Если «Континент» не поменяет формат, выжить ему будет непросто»

Управляющая ТЦ Festival City Екатерина Стецкова рассказала «ДО» о том, куда движется рынок коммерческой недвижимости и почему даже маленький районный торговый центр хочет стать концептуальным.

Екатерина, существует обывательское мнение, что размер торговой площади на 1000 человек населения в Омске какой-то избыточный. Так ли это?

— Это совершенно не так, типичный стереотип. Я могу согласиться с утверждением, что площадей много. Но что мы подразумеваем под понятием «торговые площади»? Все места, где люди торгуют? Базары, рынки, киоски, палатки, переоборудованные под торговые центры помещения? Нет, если говорить о действительно качественных торговых площадях, о ТЦ, которые проектировались именно под формат современной торговли, то могу ответственно заявить: и у нас в городе, и в частности на Левобережье есть дефицит современных торговых площадей. Важно создавать максимальный комфорт прежде всего для покупателей, ну и для арендаторов, конечно. Хорошо, что в последнее время это стали понимать.

Это и город, и страна в целом?

— Да, и город, и страна. Всем нам хочется жить красиво, интересно, удобно. Формат условного социального рынка почти ушел в прошлое, и даже небольшой районный торговый комплекс хочет стать концептуальным, стать центром притяжения покупателей, сформировать поток посетителей. Сейчас практически все арендодатели, все владельцы коммерческой недвижимости понимают, что им нужно бороться за своего покупателя. Нужно думать не только о том, как построить площади (а потом забыть про них), но и обеспечить стабильный, еще лучше растущий покупательский трафик. Человек один раз придет, разочаруется и не придет больше. Чтобы этого не происходило, нужно всегда работать над маркетингом, над чистотой, над удобством и т. д.

Вот вы сказали про условно «хорошие» и «плохие» площади. А в чем отличие?

— В коммерческой недвижимости есть две классификации. Одна сформирована Российским советом торговых центров. Другая — Гильдией управляющих и девелоперов. Успех торгового центра формируется уже на стадии строительства. Например, какой шаг колонн делать: 6, 9 или 12 метров. Это определяет масштабность будущего торгового центра. От нее идет история с предброкериджем — кто придет и «сядет» на эту площадь. Собственник еще на этапе стройки должен понимать, что вот сюда я позову Inditex, а вот сюда — H&M. После основных трафикообразующих арендаторов формируется пул остальных якорных арендаторов. Потом идут еще более мелкие, но тоже востребованные у покупателя, как правило, арендаторы из местных. И те торговые центры, что формировались по принципу «из открытого рынка в крытый рынок», они, конечно, уступают тем, что построены по правилам.

Давайте озвучим омские «крытые рынки»...

— Пожалуй, самый характерный пример — это «Континент». Он был одним из первых торговых комплексов. Это был прорыв по тем временам, они привлекли большое число людей. И наличие такого большого ТЦ в то время было оправданно. Но время не стоит на месте, если «Континент» не будет менять формат, то выжить ему будет непросто.

Или вот ТК «На Театральной»...

—Там, конечно, нужно заново проводить маркетинг. Наличие этого ТЦ обусловлено прежде всего локацией. Просто нужно изучить спрос жителей, понять, что им нужно, и предложить это, но в более современном формате.

Перейдем к Festival City. Когда он начинал строиться, вот честно, это выглядело как чистое самоубийство. Рядом — огромный «Континент», чуть дальше — вовсю строится «Мега». И все это в кризисный 2009 год.

— «Мега» и запустилась за 3 месяца до нашего открытия, чем, конечно, сильно нам «помогла». В результате у нас сорвалось несколько договоров, что были заключены на стадии предброкериджа. Тем не менее Festival City изначально строился в самом выигрышном месте, в центре Левого берега, где пересекаются все местные потоки. Локация — вот одно из основных преимуществ Festival City. Дальше — тщательная и кропотливая работа администрации и арендаторов: сделать так, чтобы сначала посетитель превратился в покупателя, а затем удержать его.

Начинала управлять Festival City компания NaiBecar, фирма мирового уровня. Тем не менее вскоре собственник сменил управляющую команду на местную. Что произошло?

— NaiBecar был для того и выбран, чтобы поставить Festival City на «нужные рельсы», запустить, отладить все процессы. Они имеют отработанные стандарты, отработанные процессы, понимание того, как это должно быть. Свою задачу они выполнили. Дальше, когда пришло время не просто первых контактов, а долгосрочных отношений, т. е. потребовалось знание именно омской специфики, уже было принято решение заниматься этим своими силами. Мы знаем, как разговаривать с нашими земляками (Смеется.). Хотелось бы сказать огромное спасибо NaiBecar за проделанную работу.

А кто сегодня является собственником Festival City?

— ООО «ФестМолл».

Говорят, что за ним стоит известный бизнесмен Андрей Стрелец?

— Насколько мне известно, Андрей Васильевич действительно является одним из бенефициаров проекта. Однако далеко не единственным и даже не мажоритарным. Более детальной информацией я не владею.

Festival City позиционировал себя центром класса «А». Насколько это помогало или мешало в конкурентной борьбе с другими центрами?

— До сих пор мы — единственный в городе бизнес-центр класса «А» и гордимся этим. Конечно, на первом этапе было сложно, рынок оказался не совсем готов.

А давайте, Екатерина, обозначим параметры класса «А».

— Это, прежде всего, качество конечного продукта, это готовые помещения, в которые можно заехать и сразу вести бизнес, это системы центрального кондиционирования и вентилирования, это соответствующие охранные системы, которые, например, мгновенно программируются под нужный вам пропускной режим, это соответствующие лифты, обслуживание, сервис, маркетинг, интернет от двух провайдеров. Т. е. потребности компании-арендатора решаются быстро и профессионально, после первой настройки уже не требуется контроль за тем, как работает система, мы делаем это сами. Арендатору остается только заниматься своим делом с полной отдачей и не отвлекаться на непрофильные вопросы. Все это в совокупности дает класс «А».

Насколько я понимаю, Омск долго, скажем так, присматривался к Festival City?

— Когда мы зашли на рынок, участники не совсем точно представляли себе истинную ценность наших преимуществ. Нужно было пожить в этом, чтобы понять, насколько это удобно. Например, мы легко можем обеспечить доступ конкретных сотрудников в конкретное помещение. У нас сервис начинается с широкой парковки, для руководителей есть VIP-парковка. Как результат — среди наших арендаторов много известных федеральных и международных компаний, таких как Datavision, «Деловые Линии», «АСГ», Weltall group. Все находят для себя решения, удовлетворяющие потребности именно их бизнеса. Мы же со своей стороны всегда открыты для обсуждения любых вопросов. Основная наша задача — решить проблемы наших арендаторов, ведь чем успешнее они, тем успешнее и мы. Если говорить про торговую часть, то там мы работаем для посетителей. Если доволен посетитель, значит, доволен арендатор, довольны и мы.

И все-таки согласитесь, время открытия Festival City в начале 2010 года было явно не самым удачным?

— Да, это так. В 2010-м было непросто, многие компании остановили развитие. Нас выручило то, что Festival City открылся на 70% заполненным, и это очень хорошая цифра. Потому что если сейчас при открытии ТЦ площади заполнены на 50%, то это считается нормально. Тогда, в 2009-2010 годы, многие стройки были заморожены. Со временем мы увидели, что осенью федеральные компании формируют бюджеты, в декабре утверждают их, в январе у нас появляется шквал звонков по поводу аренды. Кроме того, мы отслеживали планы развития компаний, смотрели, когда они собираются заходить в Омск.

А какие тогда и сейчас были ставки аренды?

— По третьему этажу тогда было 700 рублей за кв. м. NaiBecar подошел к этому по-федеральному, все рассчитал. Но Омск не потянул такие ставки. Когда я возглавила ТЦ, то получила весь негатив от арендаторов, приходилось долго и упорно договариваться, убеждать в перспективности нашего сотрудничества. У нас есть арендаторы, которые с нами с момента открытия. Но открытие и закрытие магазинов-арендаторов — это естественный процесс.

Кто на сегодня является якорными арендаторами Festival City?

— В цоколе — рестораны MammaMia, BarBQ, меховой гипермаркет «МехаPlaza». 1-й этаж — продуктовый супермаркет «Холидей», «Парфюм-Лидер», рестораны «Зебры» и «Макдоналдс». 2-этаж — «Дочки и сыночки», «Буду мамой». 3-й этаж — «Эльдорадо», «Мосигра», Modis и «NЪ-Терра», которая заехала буквально месяц назад из «Меги».

Да, пример интересный. Насколько я понимаю, у «Меги» все жестко регламентировано, в том числе и со ставками, а у вас более гибкий подход?

— Именно так. «Мега» — молодцы, все идеально настроено, все отработано с арендаторами, шаг вправо или влево — ни-ни. И в этом их минус. Все очень жестко. Не все бизнесы могут подстроиться под такие требования. Кроме того, высокая арендная ставка. Но что-то там пошло, видимо, не так, и вот теперь «NЪ-Терра» у нас.

Был у меня смешной случай: приехали в ГИБДД по делам, а там в очереди стоит Себастьян Фрете, управляющий омской «Мегой». Был какой-то закон — иностранцам надо было что-то с водительскими правами сделать, и вот он приехал получать водительское удостоверение. И что-то там затянулось, Себастьян не выдержал, открыл дверь кабинета и громко так прокричал: «Бюрократизм!» Закрыл дверь, открыл снова и опять: «Бюрократизм!» Инспекторы там в шоке были.

— (Смеется.) Да у них там бюрократии не меньше!

Омские предприниматели, я неоднократно слышал такое мнение, воспринимают «Мегу» не в качестве места ведения бизнеса, а как своего рода имиджевый проект. Что думаете по этому поводу?

— Бизнес должен строиться ради бизнеса. Имидж можно выстраивать другими способами. И «Мегу» нужно рассматривать как площадку для аренды, для бизнеса. У «Меги» достаточно жесткие правила с точки зрения начисления аренды, поэтому не все выдерживают. У нас в этом плане все по-другому. И предприниматели, которые приходят к нам после «Меги», поражаются тому, насколько у нас проще. При этом те, кто приходит к нам из других ТЦ, наоборот, поражаются строгости и обилию уже наших правил. Так что все познается в сравнении. Мы требуем не только своевременной оплаты, нам также важно движение вперед от наших арендаторов, развитие, удовлетворение потребностей покупателей. И если сначала они не понимают, то потом сами благодарят нас. Потому что если нет развития, значит, ко мне через два месяца придут просить скидку по аренде. И что делать?

Екатерина, получается, вам ради бизнеса приходится им быть «родной матерью»?

— (Смеется.) Ну не матерью, но помогать приходится, это же в интересах Festival City. Мы рекламу за свой счет делаем, чуть ли не единственные в городе, постоянно повышаем привлекательность ТЦ. Потому что только вместе мы сможем пережить это кризисное время.

Рынок торговых площадей достаточно насыщен. Вы чувствуете на себе конкурентную борьбу?

— Конечно, это видно и по движению магазинов (арендаторов): кто куда перемещается или на этапе выбора площадки магазином (арендатором). Как правило, арендатор ведет переговоры сразу с несколькими арендодателями и сравнивает условия. Естественно, выбирает лучшие для себя условия. Иногда, конечно, конкурентная борьба дает повод для улыбки, поскольку некоторые устраивают скандалы потенциальным арендаторам, из-за того что выбрали иную площадку, а иногда неумело размещают клевету в интернете. Надеюсь, что в скором будущем наш рынок станет более цивилизованным, способы конкуренции тоже.

История с рестораном «Макдоналдс» немного уникальна. Он же не арендует, старается садиться в свои помещения, на своей земле. Как он оказался в Festival City?

— А у нас арендует. Мы вели переговоры около четырех лет. Показывали каждый раз одно и то же помещение, говорили им, что это лучший вариант. Было сложно. В итоге убедили.

Сейчас у нас по-прежнему кризис, как в 2010-м, но Festival City как будто не замечает его. В чем секрет?

— Только в «ручной», кропотливой работе с арендаторами. Мы любим, холим, лелеем наших потребителей. Мы хотим, чтобы им было у нас хорошо, мы с ними честны. У нас настоящие розыгрыши.

Как рекламируетесь?

— Последнее время в основном в интернете, соцсетях. Организуем множество фестивалей, за что спасибо Константину Скачкову.

 Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №37 (140) от 20 сентября 2016

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 10):

Жанна
я как раз работаю в этом бизнес-центре
не слышала ни о проблемах со снегом, парковкой, кондеями, урнами. нормальный БЦ
похоже весь негатив - происки конкурентов
28 сентября, 14:08 | Ответить
Счастливая
[Комментарий удален]
Макс
ТЦ класса А. Бред полный цены на аренду конские, 3 этаж полупустой с 3-2 этаже арендаторы перекатывают в цоколь, 80% посетителей выше 2 этажа не поднимаются. Вечные проблемы с пропусками, кондиционированием, зимой лед не убирают перед крылечком. Хорошо хоть в этом году урны поставили на парковке. Сделал МакДак теперь вообще пройти невозможно с их макавто. Офисный центр тоже на А класс не тянет. Арендаторы ничего поднять не могут в кабинет (только в нерабочие время) зато если надо поднять что-то Сибирской алкогольной или самому Фестивалю то все можно. Отношение хамское и со стороны рядовых сотрудников, (не относить техничек охрану и ремонтников) вечно хамское поведение в лифтах столовой. В общем статья явно заказная левая
21 сентября, 12:31 | Ответить
Омич
Полностью согласен
07 октября, 15:30 | Ответить
Аристарх
Торговый центр действительно отстой, проходы узкие, насадили в коридоре торгашей - как на крытом рынке, посещаю только ради супермаркета. С Мегой сравнивать его не коем случае нельзя, это ТЦ районного формата, магазин у дома. Что то вроде Кристалла или Пароплазы. P.S. у Континента есть один большой плюс - площадь, чего Фестивалю никогда не достичь.
22 сентября, 15:33 | Ответить
Игорь Федоров
Да что ж это за маниакальное желание все обсерать-то, а?
21 сентября, 13:56 | Ответить
Константин
Согласен, к директору на прием не пробовали попасть, все высказать а лучше претензию в письменной форме, и за лед и за кондиционеры и за поднятие грузов на этаж, раз ценник конский надо требовать вы же товарищ не терпила!
21 сентября, 16:39 | Ответить
Алексей
На арендаторов Администрации и лично Стецковой начхать с высокой колокольни (такой же высоты как и её самомнение). Реклама там всегда была есть и будет за счет арендаторов! Скидку на аренду она делает?! с 1500 до 1400 за квадратный метр. Это в Фестивале-то 1500 р/кв.м. Отсюда и текучка арендаторов. На одних "якорях" далеко не уедет.
16 января, 16:23 | Ответить
киви
Когда обыватели говорят, что в Омске слишком много ТЦ, они не имеют в виду крытые рынки, киоски, магазинчики у дома и т.п. К этим - претензий нет, они воспринимаются как нужные. "Лишние" - это гигантские не по месту, пустующие месяцами, бездарно сожравшие пространство и коммуникации, вставшие частенько на месте скверов или кое-как реконструированные из заводских корпусов. В них всегда душно, неуютно, неудобно. Вот такие надо просто сносить, как церкви при большевиках, не реанимировать.
21 сентября, 10:18 | Ответить
Игорь Федоров
И есть живой пример, Вега что на территории ПХБО Восток. Стоит уже лет 8, умер, даже не успев родиться
21 сентября, 10:50 | Ответить