История стартапа: Андрей Бондаренко — из катафалка в перевозчики
Несмотря на сверхконкурентную ситуацию на омском рынке перевозок, предприниматель Андрей Бондаренко смог так наладить движение своих «ПАЗиков», что пассажиры с Московки и района Телевизионного завода уже ждут на остановке автобусы компании.
Андрей Бондаренко окончил ОмГУ, факультет культуры и искусств, и получил педагогическое образование. По ходу учебы достаточно быстро понял, что вряд ли будет работать по специальности.
«Сейчас никто и не верит, что я учился на факультете культуры: слишком уж наша деятельность далека от академических дисциплин. Так получилось, что в поисках подработки в студенческое время я устроился в салон ритуальных услуг. В первое время работал копщиком могил, а когда получил водительское удостоверение с категорией «Д», выкупил у тогдашнего начальника старый «ПАЗик» в собственность. Он был переоборудован под катафалк, и я стал на нем работать», — рассказывает предприниматель.
Искусство перевозок
С годами старый автобус становился хуже. Пришлось его менять. Предприниматель выкупил другую машину, поновее, позже купил еще один «ПАЗ», но решил расширить предложение. Если сам работал в сфере ритуальных услуг, то для второго автобуса нанял водителя и разместил объявления об услуге по перевозке гостей на свадьбах.
«Чтобы искать клиентов в те годы, нужно было давать объявление в газету, интернет не был столь популярным инструментом продвижения. Параллельно я уже изучил рынок, познакомился с учредителями компании «Автобусы Омска». Нужно было расширяться и дальше искать более стабильный сегмент рынка перевозок. Естественно, речь идет о регулярных пассажирских перевозках».
Андрей Бондаренко зарегистрировал ИП в 2009 году. Сначала работал в сотрудничестве с ПАТП № 4, потом выиграл конкурсы и стал работать под своим именем. К настоящему моменту в собственности компании находится более 15 машин, есть и привлеченный персонал, который работает на своем транспорте.
«Мне нынешнего количества машин вполне хватает. Ежедневно из моего парка выходит 35-40 автобусов. У многих привлеченных водителей дела идут в гору, они покупают второй автобус, третий, а кто-то не справляется и уходит с рынка», — говорит владелец компании.
Пасьянс маршрутных карт
Самыми успешными выигранными маршрутами предприниматель считает 55-й и 89-й. Оба направления связывают Московку и ДК им. Лобкова, только приходят на конечную разными путями. Здесь работают машины, принадлежащие компании.
«Прежде чем встать на эти маршруты, я не один день провел на конечной, изучил ситуацию, конкуренцию. В первую очередь с «Газелями». Все автобусы у нас оборудованы рацией, на конечной у ДК им. Лобкова работает диспетчер c радиостанцией, которая задает интервал движения, следит за машинами в системе спутниковой навигации. В результате получается, что машины работают, как часы: с конечной уходит 55-й, и через пять минут приходит 89-й, еще через пять минут — снова 55-й и так далее. Такой подход нравится пассажирам».
К сожалению, даже на успешных направлениях приходится справляться с не всегда честной конкуренцией перевозчиков на маршрутных «Газелях». Эти водители перегораживают остановочный пункт, и автобусам приходится запускать пассажиров из второго ряда, нарушая правила. Более того, если люди хотят зайти в автобус, то водитель «Газели» может сдать назад и перегородить двери «ПАЗика».
«Благодаря различным направлениям деятельности удается оставаться на плаву. Хотелось бы, чтобы наш департамент транспорта все-таки навел порядок на дорогах. У них уже есть ощутимые успехи, но остаются и некоторые проблемы. Например, департамент транспорта привлек нелегалов, которые ездили по ксерокопиям маршрутных карт, но недобросовестные водители нашли выход. На одном из маршрутов по документам числится 26 «Газелей», а на дороге их 35. Схема простая: пока одни машины стоят на конечной, в движении находятся «Газели» с картами. Как только они приезжают на «конечку», то тут же отдают маршрутную карту следующему, и уже он везет пассажиров, пока вновь прибывший водитель отдыхает и ждет следующего финиширующего, чтобы взять карту у него. Надеюсь, что и в этом случае властям удастся устранить проблему», — сетует предприниматель.
Проезд может стоить дешевле
Несмотря на сложности, транспортная компания Андрея Бондаренко постоянно обновляет автопарк. Уже почти 70% всего транспорта — это новые «ПАЗики» 2016 года выпуска.
«Меня уже в шутку называют «пазиколюбом». Все просто: это самый надежный автобус, продается по оптимальной цене и для города хорошо подходит. Была бы окончательно налажена ситуация с маршрутной сетью, исключающая дублирующие маршруты и нелегалов, то мы бы купили «Мерседесы» и возили омичей на них», — объясняет Бондаренко.
По словам предпринимателя, в ближайших регионах маршрутная ситуация уже налажена, можно взять пример с того же Кургана. У них весь город ездит на «ПАЗиках», а все маршруты — в руках четырех-пяти крупных предпринимателей. Все работают по графикам, и ни один маршрут не пересекается с другим. В итоге каждые три-четыре года парк автобусов есть на что обновлять.
«Проезд может быть дешевле, чем 22 рубля, если сократится число дублирующих маршрутов. Таким образом увеличится наполняемость автобуса. В департаменте правильно говорят, что нужно убирать малый класс машин и ставить средний и большой, то есть автобусы. У нас и проезд дешевле, мы обслуживаем все категории льготников. Да, без коммерческой сети никак нельзя, я не против коммерческих перевозчиков, но количество их слишком велико. В этой сфере должны работать порядочные предприниматели».
При этом владелец бизнеса подчеркнул, что есть в Омске сильные транспортные компании. На рынке регулярных пассажирских перевозок, безусловно, это «Автосила55».
«У них большой собственный парк, работают на автобусах «Волгобус», которые значительно дороже того же «ПАЗика». У владельцев компании большой опыт работы в Омске. А если говорить о заказных перевозках, то вне конкуренции «Автобусы Омска». У них собственный парк больше 100 автомобилей».
Хороший водитель — рецепт успеха
«В нашей работе больше 50% успеха зависит от водителя, хорошего специалиста найти сложно. Несмотря ни на что, у нас отстаются водители, которые работают с самого начала существования компании, с 2010 года, но, как и везде, на рынке есть и текучка кадров».
Андрей Бондаренко не ставит каких-то глобальных целей на будущее. Его задача — продолжить обновление автопарка и совершенствование схемы перевозок на вверенных маршрутах:
«У меня нет цели захватить весь мир. Я работаю скромно, никому не мешаю и не хочу, чтобы мне кто-то мешал. В будущем я хочу и дальше работать в своем Ленинском округе. Для больших маршрутов, которые проходят через весь город, нужны более комфортабельные машины, а вот окружные маршруты, небольшие, движение на которых занимает не больше часа, словно и созданы для «ПАЗика».
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №37 (140) от 20 сентября 2016
Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес
Больше интересного в жанре: Спецпроекты
Просмотры: 20861
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 15):