Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 октября 2016 10.00

Телекоммунизм: что будет, если операторы «большой четверки» объединят инфраструктуру

Операторы связи задумались об экономии ресурсов. В частности, «МегаФон» уже вышел с предложением к основным конкурентам и более мелким телеком-компаниям об объединении всех инфраструктурных объектов и вышек мобильной связи в единый актив. 

Фото: Петр Коньков

Это предложение вызвало воодушевление участников рынка, ведь им намного выгоднее совместно эксплуатировать, модернизировать и строить объекты связи.

Причинами небывалой «дружелюбности» операторов можно считать экономический кризис и валовый рост потребления связи, особенно мобильного интернет-трафика. К тому же сменился вектор соперничества. Если раньше компании гордились тем, что у них лучше покрытие той или иной территории, то сейчас острого технологического разнообразия нет и компании конкурируют в тарифах, уровне сервиса, предлагаемых приложениях и дополнительных услугах.

Экономия и скорость

По словам аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, при совместном строительстве антенно-мачтовых сооружений и линий оптоволокна экономия может составить до 40%. Как уверяет финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин, в условиях сложной экономической конъюнктуры, неопределенности с регулированием отрасли (поправки Яровой) и растущей конкуренции (MNP и агрессивная экспансия Теlе2), экономия на инвестициях и операционных расходах является одним из немногих источников роста доходов для акционеров компаний сектора.

«Лидером в этом направлении на текущий момент является «ВымпелКом». За первое полугодие 2016 года оператор продемонстрировал стабильную мобильную выручку и небольшой рост абонбазы. В значительной мере это стало возможным благодаря совместному развитию сетей с другими операторами. Как правило, компании объединяют сети на наименее перспективных территориях (малонаселенные регионы с низким платежеспособным спросом). На ценообразование в общенациональном масштабе это влияет несущественно. Ключевые, с точки зрения доходов, регионы остаются под их полным контролем», — уверяет эксперт рынка.

Как рассказал руководитель «Билайн» в Омске Вячеслав Касымов, компания открыта для глобального ran-шеринга.

«В настоящее время у «ВымпелКома» заключены соглашения по шерингу 4G с МТС и «МегаФоном», и мы довольны результатами нашего взаимодействия. Мы также готовы рассматривать такого рода сотрудничество и с другими игроками, поскольку оно позволяет нам сократить расходы на строительство сети и увеличить скорость ее развертывания. В результате наши клиенты получают качественные услуги связи на большей территории и в максимально короткие сроки», — отметил руководитель омского филиала компании.

Европейский вариант развития

Но не все игроки рынка готовы не глядя пойти на объединение. Директор по информационным технологиям Yota Андрей Богданов считает, что от совместного использования инфраструктуры есть как плюсы, так и минусы.

«Необходимость и возможность совместного использования сетей в настоящий момент определяется сугубо экономическими факторами. С одной стороны, это дает возможность экономить и при этом быстро развиваться в масштабах страны. Однако есть и обратная сторона медали — при совместном использовании сети уменьшается ее емкость для каждого отдельного участника. К тому же дифференцироваться и выделяться на рынке станет сложнее. Однако развитие инфраструктуры — далеко не единственный критерий оценки. Так, например, в Европе широко распространены MVNO-операторы. Они работают на одной сети и конкурируют по количеству абонентских устройств, тарифам, сервисным моделям, OTT-сервисам, работе с Customer experience. Однако среди российских операторов эта модель бизнеса пока не имеет широкого распространения», — говорит Богданов.

Комментарии

Пономарева Анна,консультант J’son & Partners ConsultingВ теории возможно создание единой башенной компании через общее совместное предприятие, как это реализовано, например, в Китае. Однако на практике российским сотовым операторам, скорее всего, будет сложно договориться, и проекты по совместному использованию инфраструктуры останутся локальными как по географии, так и по составу участников. Вероятность появления общей сети в национальном масштабе мы оцениваем как низкую. Поэтому конкуренция по уровню покрытия останется, но ее влияние с каждым годом будет уменьшаться. На первое место выходят тарифы (их уровень и прозрачность), качество обслуживания и прочее.
Дмитриев Николай,вице-президент по развитию бизнеса в телекоммуникационном секторе компании MAYKORВ телекоме уже несколько лет разрабатываются модели и условия взаимодействия между операторами связи и подрядчиками. Примером можно назвать проект совместного строительства антенно-мачтовых сооружений по автомобильной трассе «Амур», прокладка волоконно-оптического кабеля на Дальнем Востоке в интересах «большой тройки», совместная эксплуатация сетей связи в Центральном федеральном округе компаниями МТС и «ВымпелКом». Конечно, существуют противоречия, конфликты интересов. Однако кризис, девальвация рубля, необходимость развиваться и при этом снижать издержки заставляют операторов связи активнее двигаться к модели совместной эксплуатации сети и находить решения по конфликтным вопросам.
Никольский Константин,директор по развитию сети ГК «Филанко»

В условиях нынешнего рынка становится практически невыгодно содержать собственную физическую инфраструктуру. Цены на услуги неуклонно снижаются, а стоимость содержания инфраструктуры, как и стоимость оборудования, постоянно возрастает.

Практика показывает, что реализация подобных проектов возможна и даже уже происходит на протяжении продолжительного времени. К примеру, «Русские башни» или сеть «Мастертела». Перед лицом очевидного экономического краха все мелкие противоречия уходят на второй план. Уже сейчас большая часть операторов по сути не отличается друг от друга ни качеством, ни ценой, ни набором услуг. На передний план продажи выходит не технологическое оснащение оператора, а умение конкретного менеджера предложить/продавить/заинтересовать/продать ту или иную услугу. Продает не свитч или маршрутизатор, а человек/менеджер.

Аркин Эдуард,менеджер по связям с общественностью омского отделения ПАО «МегаФон»

«МегаФон» и Yota (ООО «Скартел») были первыми операторами, которые применили технологию ran-sharing: Yota предоставила абонентам «МегаФона» возможность пользоваться своими базовыми станциями LTE, а абоненты Yota смогли пользоваться базовыми станциями 2G и 3G. В результате абоненты каждой из сторон получили принципиально другой продукт, чем это было раньше. В настоящее время ООО «Скартел» является 100% дочерней компанией «МегаФона», но тем не менее совместное использование оборудования между двумя формально разными юридическими лицами продолжается.

Для неродственных операторов такой подход может быть не слишком удобным, так как взаимное объединение радиочасти действительно делает покрытие операторов формально одинаковым. Однако, если вы даете другому оператору 50% своей сети, то он сможет использовать ее на свое усмотрение, независимо от вашей нагрузки. И если в одном месте у вас тысяча пользователей, то они будут использовать 50% ресурса, в то время как у вашего партнера в этом же месте может быть всего один абонент, и он получит оставшиеся 50% сети на самых комфортных условиях. Несмотря на формально общую сеть, качество услуг от оператора к оператору в результате может сильно отличаться. 

Крехов Андрей,заместитель директора по специальным программа компании ICL Services

Метод объединения инфраструктуры уже полностью оправдал себя на сформировавшихся рынках Европы, Азии и Америки. У российских операторов рынок мобильных услуг за последние пять лет вырос лишь на 7%, а по прогнозам на следующие пять лет рост рынка составит только около 1-2%. Однако лавинообразный рост трафика в сетях передачи данных продолжается. До определенного этапа операторы конкурировали между собой качеством покрытия и акцентировались на расширении собственных инфраструктур, поэтому о паритетном обмене инфраструктурой речи не шло. Переломным моментом в этом вопросе для телеком-индустрии стало смещение акцента с аппаратных решений на приложения, обеспечивающие потребителям возможность поддерживать связь друг с другом посредством широкого круга устройств. С учетом грядущего появления интеллектуальных SIM-карт, межоператорская конкуренция вообще будет перенесена непосредственно в терминал, где пользователь сам будет решать, какой сервис и за какие деньги выгоднее всего использовать в данный момент.

Впрочем, огромная и неповоротливая структура, в которую превратились сегодня крупные операторы, может оказаться вообще ненужной. Уже более 30% всемирной абонентской базы обслуживаются инфраструктурой, находящейся под управлением вендоров (к 2017 году прогнозируется до 45%). Но что мешает во имя экономии перевести на аутсорсинг и развитие инфраструктуры, а потом и продажи, маркетинг и прочее? Ведь на рынке достаточно субъектов, которые умеют делать все это лучше.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №38 (141) от 27 сентября 2016

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий