Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 октября 2016 12.00

Не надо грязи: что происходит на омском рынке клининговых услуг

Сложные времена не пугают омских владельцев клининговых агентств. По их мнению, индустрия просела, но развитию отрасли это не помешает. Напротив, возникшие сложности приводят участников рынка в тонус и дают «зеленый свет» революционным изменениям в сфере.

Фото: pixabay.com

На днях минтруд утвердил профессиональный стандарт в области профессиональной уборки с четкими требованиями и прописанными уровнями квалификаций. Считается, что индустрия молода: единая государственная стратегия ее развития не сформирована, отсутствуют учебные заведения, которые готовили бы специалистов для отрасли.

При этом отмечается, что клининг как сфера деятельности имеет все шансы стать перспективным драйвером отечественной экономики. Несмотря на то что массовый спрос на услугу находится на стадии формирования — как в Москве и Петербурге, так и в регионах, по данным маркетингового исследования компании Discovery Research Group, уже в 2013 году объем рынка клининг-услуг в России составлял около 60 млрд рублей. Согласно этой же статистике, в сфере профессиональной уборки задействованы более полутора тысяч компаний, треть из них насчитывает в своем штате по нескольку сотен клинеров. Есть и предприятия-флагманы с более солидным персоналом — в тысячу и больше сотрудников. И все же официальной статистики еще не существует, российский клининг, чей возраст приближается к тридцати годам, пока предоставлен самому себе.

*Нажмите на картинки для увеличения

Домашняя уборочная

По данным сервиса «2ГИС», сегодня в Омске насчитывается более 70 организаций, предоставляющих услуги профессиональной уборки. Директор клининговой компании «Империя блеска» Виталий Лобиков считает, что к 2016 году рынок практически сформировался: «Процент федеральных компаний невелик, но он есть — 7-10%. Как правило, сетевые компании работают с федералами, и мы с ними не пересекаемся. Они сотрудничают с теми, с кем давно заключили крупные контракты, и если им позвонит клиент с просьбой провести генеральную уборку его квартиры, те даже бровью не поведут».

Согласно исследованиям агентства Discovery Research Group, рынок отечественного клининга составляют три сегмента: промышленный, офисный и бытовой. И если доли промышленного и офисного сегментов не сильно подвержены колебаниям — все-таки сложно содержать в порядке большие площади усилиями одних лишь уборщиц, то спрос на клининг частных помещений демонстрирует невысокие показатели и зависит от сезона.

«Финансовый кризис прямо либо косвенно влияет абсолютно на все сферы, начиная с домашних хозяйств и заканчивая госмонополиями, — отмечает Александр Ляликов, руководитель компании «Дом-Сервис клининг». — Все так сильно взаимосвязано, что я не решился бы назвать сферу услуг, которая не просела в последние два года. Оптимизация, так ее назовем, пришла практически к каждому заказчику услуг. Где можно пожертвовать чистотой, там люди жертвуют либо убирают сами». Чаще всего эта «жертва» — домашняя уборка.

Препятствует развитию бытового клининга и особенность менталитета: долгое время у нас было принято делать уборку самостоятельно. Посвятить чистке помещения час-другой вошло в привычку, которой сложно изменить, даже если доходы позволяют нанять профессионального клинера. Еще одна причина обойтись своими силами заключается в страхе пустить за порог своего дома незнакомого человека.

Важней всего погода в доме

Сезонность тоже нельзя сбрасывать со счетов. В теплое время года востребована услуга мытья остекленных поверхностей, фасадов, стрижка газонов и деревьев, зимой часто заказывают уборку снега. По словам Виталия Лобикова, основной фронт работ возникает в ноябре и декабре, затишья стоит ждать только после Нового года: практически весь январь люди пребывают в праздничном настроении. У Александра Ляликова другая позиция на этот счет: «Сезонность, конечно, присутствует, но прямая корреляция не всегда прослеживается. Работая с крупным заказчиком, можно попасть в зависимость от его финансовых возможностей. И тут уже надо выяснять, когда у него «мертвый» сезон».

Впрочем, некоторые услуги из сферы бытового клининга остаются востребованными круглогодично, например, во все времена года популярна услуга химчистки мягкой мебели и ковровых покрытий. Объясняется это легко: основной «урон» интерьеру наносят дети или домашние животные, и здесь, по мнению экспертов, домашними средствами уже не справиться, поэтому на помощь зовут профессионалов.

И почистить, и продать

По подсчетам холдинга «ФИНАМ», рынок российского клининга показывал темпы роста до конца 2014 года: несмотря на ухудшение экономической ситуации, его показатели выросли на 10% в сравнении с данными за 2013 год. «Кризис серьезно сказался на индустрии, — размышляет Виталий Лобиков. — Это отразилось на количестве заявок, но не могу сказать, что критически. Бывало такое, что клиенты чистили дорогущие диваны «народными советами по интернету» и затем обращались к профессионалам. Мы работаем круглосуточно, и работа есть каждый день. Без современного клининга с его техникой и химией людям уже не обойтись».

Для того чтобы остаться на плаву, владельцы клинингового бизнеса стараются не топтаться на месте и активно расширять сферу деятельности. Кто-то осваивает технологию экоуборки, внедряя в процесс безвредные материалы и препараты, другие берут на вооружение IT. «Сейчас видна четкая тенденция по смещению приема заказов в онлайн, — утверждает Александр Ляликов. — Появляется много интересных сайтов и сервисов по клинингу. Исполнители пытаются предложить новый продукт или услугу заказчику».

Еще один способ завоевать рынок — развивать направление сопутствующих услуг. Например, организовать продажу уборочного оборудования, расходных материалов. Столкнувшись с проблемой поставки импортной техники и чистящих средств, глава компании «Империя блеска» пришел к выводу, что пора самому производить профессиональную химию. «Практически в год открытия агентства мы запустили магазин профсредств, и, в частности, это позволило нашему стартапу выйти в ноль. Сейчас мы поставляем химию крупным организациям, к примеру, обеспечиваем продукцией фитнес-клуб Energy Zone и другие заведения. В итоге проект стоимостью 500 тысяч рублей оправдал себя в течение полутора лет», — заключает Лобиков.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №41 (144) от 18 октября 2016

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий