Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

27 октября 2016 07.00

Сергей Евсеенко: «Присоединение Омской области к соседнему региону — процесс неизбежный»

Известный экономист Сергей Евсеенко подготовил для «ДО» статью «300 лет. Послесловие». В ней он рассуждает о том, как Омский регион может избежать объединения с соседними территориями. Таким образом господин Евсеенко актуализирует тему укрупнения регионов и приглашает экспертное сообщество к дискуссии о неизбежности этого процесса. «ДО» готов выступить организатором этой встречи.

Фото: МА Делфи

Сложно спорить с тем, что административно-территориальное деление государства не является исторической константой. Границы меняются под воздействием множества факторов, включая такие важные, как результаты войн и традиционные занятия данного народа.

Для современной России административно-территориальное деление — вопрос не праздный. Особенность нашего государства — огромное число показателей, характеризующих территориальное устройство. Дуализм региональной экономики заключаются в том, что, с одной стороны, это часть национальной системы, а с другой — вполне обособленный хозяйственный комплекс в рамках определенной территории.

На уровне Федерации все актуальнее становится вопрос о стоимости и эффективности управления определенных территорий. В этой связи мне представляется значимым изучение экономических событий в исторической ретроспективе, повлиявших на динамику и направление развития Омской области за последние 300 лет. Их, к слову, было не так уж много.

Событие 1

Итак, первое событие — высадка в устье Оми отца-основателя Бухгольца. Скажем прямо, мера эта была вынужденная. Если верить документам, то по предложению князя Гагарина (сибирского правителя того времени) царь Петр послал офицера Бухгольца искать рассыпное золото в верховьях Иртыша. Экспедиция потерпела фиаско, однако смекалка и чутье тандема Бухгольц — Гагарин позволили избежать наказания за неудачный поход за золотом. А на карте Российской империи появился южный форпост Сибири — Омск — не центр ремесел и пересечения торговых путей, а крепость. Или, говоря научным языком, административный и военный центр.

Событие 2

Шли годы, к стенам Омской крепости так никогда и не подошел враг. Военный гарнизон покинул Омскую крепость во времена пугачевского восстания и больше никогда сюда не возвращался, ведь врагов в этих местах не было. Самой крупной территорией была Акмолинская область с управлением в Омске. Ее территория простиралась на 1,5 млн квадратных километров — от Северного Ледовитого океана до города Верного (ныне Алма-Ата). Кстати, современная Омская область занимает территорию, равную 1/10 Акмолинской.

Событие 3

Третье событие связано с прокладкой Транссиба и реализацией столыпинских реформ. Этот период охватил полтора десятка лет и имел колоссальное значение для территориальной экономики. Эти события дали такой толчок для развития, что его сила до сих пор будоражит воображение историков, экономистов и демографов.

Что же произошло? Появился новый для Сибири вид транспорта, увеличился объем перевозки грузов и пассажиров, возросла скорость транспортировки, появилась техническая возможность «соединять» территории, расположенные на огромном расстоянии друг от друга. Для этого, правда, потребовалась развитая инфраструктура, причем вся и сразу — станции, разъезды, депо, водокачки, склады, мосты и т. д. А это немалые затраты и большое количество рабочих мест. Произошел приток трудовых ресурсов в сельское хозяйство. Территориальное заселение Омской области крестьянами шло по национальному признаку: на Севере осели белорусы, на юге — украинцы. Заселение дало немыслимые по тем временам результаты: население обеспечило значительные объемы производства продовольственной пшеницы, ориентированные на вывоз за пределы территории. Вдобавок к зерну производили сливочное масло высокого качества. Затраты на управление этой территорией, которая была заметным явлением в мировой экономике того времени, при этом были минимальными.

Событие 4

Война 1941-1945 гг. и эвакуация из европейской части СССР в Омск более 100 предприятий различных отраслей. В Сибирь привезли не только оборудование и трудовые коллективы, но и семьи работников. Сегодня это бы назвали демографическим потенциалом.

Если предыдущие три фактора радикально изменили сельское хозяйство, то четвертое событие до неузнаваемости преобразило промышленность Омска.

Что именно произошло? Прежде всего, рост объемов и темпов промышленного производства, увеличение численности городского населения, предметная специализация омских предприятий с замкнутым производственным циклом, отсутствием территориальной кооперации. Этому способствовали как секретность, так и ведомственность в распределении ресурсов. Наметился рост противоречий между городом и деревней.

По окончании войны предприятия остались на территории Омска, исполняя волю государственной власти по созданию резервной промышленной базы в Сибири в целях отнюдь не экономических, а политических. Более того, государство оплачивало такую «экономику».

Событие 5

Освоение целины. В Омской области в этот процесс было вовлечено шесть районов. Как результат — их специализация на производстве продовольственной пшеницы третьего класса. Это событие усилило противоречие в развитии юга Омской области и севера. И здесь большую роль сыграли не только природно-климатические факторы, но и перераспределение ресурсов как в экономику сельского хозяйства, так и в социальную инфраструктуру.

Событие 6

Прокладка нефтепровода Усть-Балык — Омск и строительство Омского НПЗ. По решению союзных властей на конце нефтепровода решили возвести нефтехимического гиганта с первоначально заявленной мощностью 5 млн тонн переработки горючего в год. Нефтепровод Ноябрьск — Омск, доставивший нефть Самотлора, завершил этот процесс, создал условия для самого короткого транспортного плеча доставки горючего до места переработки. Продукты нефтепереработки и их объемы (максимальный объем в тот период составлял 26 млн тонн нефти в год) заложили основу экологических проблем «Сибирской Уфы».

Итак, вот они, шесть ключевых событий с неравными историческими интервалами, сыгравшие важнейшую роль в формировании различных отраслей омской экономики.

Кстати, я оставил без внимания такие события, как революция 1917 года, Гражданская война и коллективизация. Эти периоды не повлекли за собой радикальных изменений в масштабах экономики, по крайней мере, в Сибири.

А индустриализация первых советских пятилеток до Сибири и вовсе не докатилась.

Не мог я не вспомнить еще о двух событиях, которые произошли в экономике Сибири, но не повлияли на хозяйственную деятельность Омской области. Это бросок академической науки на восток — мимо Омска, в Новосибирск. Данное событие предопределило будущее отставание нашего региона от соседей в развитии фундаментальной науки. Не помогло даже появление Омского государственного университета.

Еще одно событие, которое обошло стороной Омск, но не его соседей, — это то, что база комплектация БАМа, уникальнейшей стройки Советского Союза, была организована в Новосибирске. Результатом этого стало создание мощной инфраструктуры по обработке и хранению товарно-материальных ценностей.

Итак, все рассмотренные мной исторические сюжеты имеют одну экономическую природу — форс-мажорные обстоятельства. Все, что происходило в производстве, хозяйстве Омска, было не плодом усилий местной экономики, а толчком огромной силы извне, причем без участия местных ресурсов, учета региональных интересов и значения результатов на государственном уровне.

Второе — «рывки» в истории меняли условия развития экономики города и села как отдельно, так и вместе.

Третье — за 300 лет в экономике произошло шесть-восемь ключевых событий. А начиная с 1990 года по сегодняшний день — фактически одно. Вместе с развалом Союза развалилась советская экономика, ее хозяйственные связи, специализация, устарели технологические процессы, повзрослели кадры, ушло в историю централизованное управление от отраслевого до территориального. Что пришло на смену этому? Вслед за приватизацией и акционированием появилась и утвердилась филиализация как концентрация органов управления развитием современных промышленных предприятий за пределами Омской области. То есть омские активы — это филиалы транснациональных или национальных корпораций.

Избежать сосредоточения ресурсов развития крупных холдингов за пределами Омской области, упадка предметной специализации местного машиностроения, потери производственного и трудового потенциалов не помогли ни программа конверсии, ни «СИБВПКнефтегаз», ни организация выставок типа ВТТВ. Произошло исчезновение легкой промышленности, местных промышленных предприятий, лесозаготовок в промышленных масштабах, рост пищевой промышленности, основанной на переработке местного сырья с использованием передовых технологий и техники, требующей небольшого числа занятых, рост маятниковой трудовой миграции населения области как следствие неучастия в местных экономических процессах значительного числа населения.

Колчаковское прошлое и географическое положение (исток Иртыша в Китае) предопределили принятие решения: столица Сибирского федерального округа — город Новосибирск. Создание округов решало не экономические задачи, а политические. Однако реалии, в том числе экономические, складываются не в пользу Омска. В условиях, когда отсутствуют региональные ресурсы развития (подготовка к празднованию 300-летия это обозначила особенно ярко), а функционированием можно управлять дистанционно, и это является доминирующим обстоятельством в региональном управлении, очевидны пути оптимизации и повышения уровня регионального управления в условиях дефицита бюджетных средств. Причем на федеральном уровне регулярно слышатся призывы к укрупнению регионов, то есть сокращению числа субъектов Федерации.

Экономический выбор федеральной властью уже сделан и обоснован. Вопрос за политическим решением в рамках Конституции РФ. Рабочий вариант, оптимистичный для Омска, уже есть — любыми способами в обозримом будущем увеличить численность населения до 5 млн человек. Если этот вопрос не решить, то неизбежно объединение в более крупный, а значит, устойчивый регион.

А может быть, есть более реалистичные планы? Те, о которых я слышал, — это набор пожеланий, не более.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №42 (146) от 25 октября 2016

Самое актуальное в рубрике: Экономика

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 11):

А
Бред сивой кобылы!
Обиженный на весь Омск!
29 октября, 00:05 | Ответить
Игорь Федоров
В истории Омска был период, когда мы уже были заштатным городом Сибкрая (центр - Новосиб). Тогда ошибку поняли, в 1934-м образовав мегасубъект - Омскую область, включающую и Тюменскую. В 1944-м прекратилось и это.
28 октября, 11:00 | Ответить
Из Фб
А в Канаде каждая деревня как столица и ничего.А Норвегии и Финляндии с их многочисленными коммунами и областями вообще надо застрелится. А они как то живут и по слухам лучше большинства стран мира.( У которых это самый тренд соблюден Китай , Мексика там). Вообщем очередной бред от чудо ученных.Как развивалась царская Россия - Кустами. Город большой , города спутники( в пределах 300- 400 км) и т.д..С чего набухает Новосиб с Томска, Кемерово, Новокузнецка, Барнаула и т.д. А главное с дешевой электро энергии.С чего должен набухать Омск( где наш куст). Куда смотрят наши Тарские ворота????.Петропавловск , Павлодар, Семипалатинск, Кокчетав ????Где все эти города???Ну вот и ответ.
28 октября, 09:13 | Ответить
История
Один из мощных факторов "сдувания" Омска - приход жд в Тобольск в 1967 году, Север отцепили в массе.

Лет 20 назад я считал, что Омску нужно хотя бы 2,5 млн, вместе с построенным очень близко городом- спутником, совсем близко, не далее Лузино. 5 млн нереально ни в каком раскладе, разве только всемирный климатический катаклизм какой.

Против присоединения Омска куда либо тот факт, что он как бы один из пунктов границы, на запад и воосток по 700 км до других. Если его прицепить к Новосибу, тот начнёт из Омска оставшиеся силы высасывать (как Омск в своё время из райцентра Тюмень)). Стратегически (не с точки зрения Омска) это неразумно, это не Тула/Рязань.
27 октября, 16:17 | Ответить
Сергей Евсеенко
По поводу неразумности: а вообще омичей когда-нибудь о чём-нибудь спрашивали? А если спрашивали, то дожидались ли ответа? Поэтому разумность или неразумность не являются категориями региональной экономики и, тем паче, критериями административно-территориального деления. Особенно это относится к обстоятельствам, связанным с границами государства.
27 октября, 23:12 | Ответить
ded
Что-то экономикой в статье и не пахнет.
31 октября, 16:08 | Ответить
Сергей Евсеенко
ДЭДушка! Экономические статьи не нюхают, а читают. А если не понимают, то это надо, по крайней мере, скрывать. Чтобы показаться интеллигентным или умным. Нюхать надо другое...
01 ноября, 19:03 | Ответить
Ded
Уважаемый, экономика оперирует цифрами, В статье одна история. По теме статьи одна фраза " экономический выбор власью уже сделан" - это вообще про что? Про экономику? Один пример: британцы в одной из колоний решили бороться с популяцией диких змей экономически: платили за пойманную дикую змею. Через 10 лет популяция диких змей только выросла. Дайте ответ почему? И поймёте абсурдность вашей фразы про экономический выбор власти. И второе, важнейший фактор экономики - это "ожидания". Все кризисы начинаются и заканчиваются из-за ожиданий, а все про Бухгольца...
02 ноября, 13:01 | Ответить
круглый стол
Дискуссия о неизбежности процесса. Что ж тут дискутировать, если процесс неизбежен?
27 октября, 14:39 | Ответить
биз
Так он и консультирует судя по всему, вон у Латарии как дело прет!!
27 октября, 14:35 | Ответить
Петя
Лучше бы своего родственника Латарию консультировал по бизнес-вопросам.
27 октября, 13:07 | Ответить