Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

29 октября 2016 10.00

Все колеса ведут в СТО: чего ждать омскому рынку автосервиса

По мнению экспертов отрасли, кризис до неузнаваемости изменил правила игры, сместив акценты в сторону жесткой экономии. И если дилерам приходится еще туже затягивать пояса, то будущее независимых станций мрачным назвать никак нельзя.

Фото: pixabay.com

Разный счет

По данным аналитического агентства «Автостат», с 2012 года объем рынка услуг автосервиса в России увеличился практически вдвое. Если четыре года назад его показатели колебались в пределах 304 млрд рублей, то в этом, по предварительным прогнозам, цифры достигнут отметки в 590 млрд. Не секрет, что во всем мире доход автобизнеса зависит больше от обслуживания, нежели от продаж машин, только что сошедших с конвейера. Кризис, обрушивший рынок новых автомобилей, оказался благосклонным к рынку запчастей и ремонтных услуг и до неузнаваемости перекроил «лицо» отечественного автосервиса. Безжалостный к дилерскому обслуживанию, он создал новые условия для роста и развития независимых станций.

Аналитики «Автостата» утверждают, что во время кризиса новые автомобили покупаются значительно реже, при этом актуальность авторемонтных предприятий растет. Люди продолжают эксплуатировать машины, которые со временем нуждаются в более активном сервисном обслуживании. Специалисты, изучив ситуацию в 35 российских городах, пришли к выводу, что только за прошлый год количество автосервисов выросло почти на 19%. Больше всего СТО открылось в Краснодаре, меньше — в Новокузнецке. Омск в этом рейтинге находится на 23-м месте с показателями прироста 10,7%. По данным сервиса «Яндекс. Карты», по количеству автосервисов в Сибирском федеральном округе «ведет» Новосибирск с его 869 официально заявленными организациями. Второе место занимает Омск — 463 СТО, завершают «пятерку» Барнаул, Томск и Новокузнецк.

Иные сервисы, впрочем, дают несколько другие цифры. Если верить «2ГИСу», в нашем городе зарегистрировано порядка 600 автосервисов. Как бы то ни было, на рынке наблюдается активное движение — закрываются старые станции, открываются новые, и иногда в Омск все-таки заходят «федералы».

Курс на предупреждение

Жизнь становится все дороже, и автомобилистам приходится во многом отказывать себе и своему автомобилю. Довольно распространенная ситуация — гарантия на новую машину, купленную у официального дилера, еще не закончилась, а владелец уже норовит сменить фирменный сервис в пользу независимых станций. По мнению директора центра продаж авто «Автобан» Ивана Беланова, процесс закономерен: «В 2014 году Омск продал 20 тысяч новых автомобилей, в 2015-м — 11 тысяч. За год потеряно 45% рынка. В 2015-м за восемь месяцев было продано 5 800 машин, и это на 23% больше, чем в 2016-м. За пару лет рынок новых автомобилей упал в два раза, и падение продолжается. Могу сказать, что в прошлом году было еще не дно». В следующем году Беланов прочит рынку новое сокращение — в два-три раза. Дилеры терпят поражение по всем фронтам, в том числе и по ТО. Уже сейчас в несколько раз упало количество обращений по жестяно-малярным и окрасочным работам как самым дорогостоящим.

По словам Беланова, средняя загруженность дилерских постов работами ТО — не более 20%. Лучше ситуация не станет.

Чего не скажешь о вторичном авторынке, на котором фиксируется увеличение за счет повышенного интереса к пробежным авто. По мнению экспертов, люди стали активно пересаживаться с новых автомобилей на подержанные, при этом в момент приобретения б/у машины они прикидывают цену техобслуживания, среднюю стоимость ремонта и сколько она потеряет в цене через три-шесть лет. «Подобная дальновидность — есть наша реакция на экономическую ситуацию, — говорит Иван Беланов. — Мы наконец стали считать свои деньги». Кроме того, отмечают эксперты, увеличивается и срок владения автомобилем. Если раньше машины в среднем эксплуатировались три-четыре года, после чего автолюбитель присматривался к другой модели, то сейчас этот период растягивается на пять-шесть лет. Не стоит скидывать со счетов и специфику региона.

Директор автокомплекса «Реактор» Илья Николин считает, что особенность вызвана состоянием дорог и уровнем зарплат: «В европейской части, к примеру, водители испытывают потребность в ремонте тормозной системы и расходниках, у нас же во главе угла — ремонт подвески. Низкие доходы напрямую влияют на состояние автомобилей: это и нерегулярное ТО, и повышенная изношенность, и ремонт «урывками».

Эту точку зрения разделяет и Беланов: «Зимой и весной мы убиваем свои машины, ездим в экстремальных условиях. Сейчас появился тренд на более сложный ремонт, люди берут машины, зная, в каких условиях им придется ездить. Поэтому и сервис им требуется серьезный». Еще один тренд, отмечает специалист, — бежать при любом дефекте в сервис. В рамках экономии люди стараются «подшаманить» основные узлы и агрегаты, чтобы те не довели их до дорогостоящей замены. «В последнее время я заметил одну особенность, — говорит директор автосервиса «Свой сервис» Сергей Коваль. — Трое из десяти посетителей оплачивают ремонт по кредитным картам».

Гаражник VS сервисник

«Еще в прошлом году в справочнике было зарегистрировано свыше 700 автосервисов, — рассказывает руководитель СТО «Виадук» Дмитрий Потемкин. — За год их количество снизилось на сотню. Рынок сжимается. За это время он упал примерно на 30% за счет отложенного спроса». По его словам, большинство автовладельцев согласны только на необходимый ремонт и уже не потратят лишнюю копеечку, к примеру, на комфортный продвинутый подогреватель или премиум-масло. «Это хорошо видно по выбору запчастей, — продолжает Потемкин. — Те, кто раньше ставили оригинал, теперь спрашивают хорошие дубликаты. Те, кто ставили хороший дубликат, спрашивают то, что похуже».

Такая же ситуация наблюдается на рынке грузового автосервиса. Директор автотехцентра «Нильсон» Денис Анциферов утверждает, что спрос на услуги особо не изменился за два года, но теперь владельцы решительно экономят на качественных и дорогих материалах. Несмотря на то что в автотехцентре сдерживают рост цен на востребованные позиции и иногда идут на снижение стоимости услуг, часть водителей, отмечает Анциферов, все же обращаются к гаражникам. В сфере грузовых авто, по его предположению, соотношение независимых и гаражных станций имеет перекос в сторону последних — 90% гаражных и 10% независимых.

В «легковой» сфере количество гаражных мастерских значительно меньше по отношению к свободным станциям. Несколько лет назад, по словам Дмитрия Потемкина, был зафиксирован всплеск «неофициалов», но постепенно все сошло на нет. Многие позакрывались, остались более-менее стабильные. И все же гаражный сервис, по мнению Ильи Николина, неистребим: «Он никогда не исчезнет. Это неубиваемый сегмент — даже с самыми минимальными тратами частник все равно заработает на пропитание. Больших доходов ему не получить, но и большие риски ему не грозят». «Однако гаражник — это не всегда дешево, — продолжает рассуждать руководитель «Реактора». — Анализируя рынок, мы сталкиваемся с тем, что стоимость ремонта у гаражника выходит дороже, чем у крупного автосервиса, если говорить о комплексных услугах». Также Николин уверен, что нельзя считать гаражные сервисы поголовно плохими: иногда встречаются специалисты с «золотыми руками», которые и без хорошего оборудования способны разобраться в поломке. Именно в этом заключается одно из преимуществ мини-сервиса, отмечает Сергей Коваль, владеющий станцией на три поста. По его мнению, если спец делает то, чего не умеют другие, у него всегда будет свой клиент: «Те, кто работают по стандартам, обычно влачат существование, занявшие свою нишу, например, чипуют моторы или толково ремонтируют и восстанавливают детали — такие будут работать долго». Крупный автосервис за такую работу не возьмется, потому что не сможет дать гарантий, а частник сделает. И хотя гарантий от него не стоит ждать, определенный сегмент клиентов это всегда будет привлекать.

Несмотря на изменившиеся условия, активность интернет-магазинов, региональную специфику и падающую покупательную способность, эксперты прогнозируют увеличение спроса на услуги автосервиса и отмечают, что рынок движется в сторону совершенствования.

Справка

«Федералов» в Омске немного: сеть автосервисов Fit Service с четырьмя филиалами и «Белый ветер» с двумя. По словам директора автокомплекса «Реактор» Ильи Николина, не исключено, что список пополнит сеть «Вилгуд», однако о конкретных сроках ее прихода говорить пока рано.

Прогнозы

Коваль Сергей,руководитель автосервиса «Свой сервис»Поскольку наши власти починили дороги, прогнозирую спад обращений весной. Однако принимая во внимание «картонное» качество современных автомобилей, сфера будет набирать обороты. Старые ремонтопригодные машины не вечны, поэтому планирую в ближайшее время установить еще один подъемник, а в обозримом будущем запустить филиал.

 

Беланов Иван,директор Центра продажи авто «Автобан»Эталон современного автосервиса — «Реактор». Они начали с магазина запчастей, а развились в целую сеть, известную за пределами региона. И сейчас задают тон остальным сервисам. Считаю, что будущее за универсальными современными сервисами: приемка на уровне, укомплектованность постов, удобное расположение, зона отдыха, документооборот, штатность.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №42 (146) от 25 октября 2016 

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий