Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 ноября 2016 12.15

Прав ли Песков? Или сколько стоят омские театры

На прошлой неделе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что государство вправе заказывать театрам произведения искусства, так как они финансируются из бюджета. «ДО» решил узнать, что представляет из себя этот госзаказ на примере бюджетов местных театров.

Фото: boombob.ru

Омск часто называют театральной столицей России. А сколько стоит это высокое звание в денежном эквиваленте? «Деловой Омск» изучил экономику региональных театров. Какие суммы нужны на их содержание, как называются самые самые дорогие омские спектакли и за сколько показов они окупились?

Во благо искусства

Даже во время экономических кризисов билеты на премьерные спектакли в Омске раскупаются в считанные дни, партер и ложи всегда полны, а уровень медийности ведущих актеров местных театров лишь немногим уступает чиновникам и депутатам. Впрочем, несмотря на стабильный зрительский спрос и талантливейшие постановки, существовать полностью самостоятельно, без бюджетной поддержки, не под силу ни одному региональному театру.

Тема финансирования этой сферы редко поднимается в СМИ, а большинство театральных руководителей соглашаются говорить с журналистами лишь о творчестве, но не о деньгах.

«Ну вы же понимаете, что все театры дотационы и всегда будут зарабатывать меньше, чем получают из бюджета?» — на всякий случай уточняли при разговоре с «ДО» представители отрасли.

Мы проанализировали, сколько средств уходит на омские сцены, опираясь на данные отчетов о работе театров за прошлый год, которые нам предоставили в министерстве культуры. На балансе этого ведомства находится семь театров, шесть из которых функционируют на территории города. Северный драмтеатр в Таре мы решили вывести за рамки анализа. Ведь сопоставлять учреждение, расположенное в районе с населением в 46 тыс. человек, и театры города-миллионника не совсем корректно.

В прошлом году областные театры получили более 300 млн рублей бюджетных субсидий. Объем финансовой помощи каждому из них варьируются от 29 до 106 млн рублей в год. Наиболее серьезная финансовая подпитка досталась музтеатру, который располагает самым большим штатом — ему выделили 106 млн рублей.

Что нам стоит спектакль построить?

Основные расходы любого театра — это траты на содержание актерского состава, рабочего персонала и постановочный бюджет. Причем расходы на постановки обычно оказываются меньше, чем зарплата работников.

Распределение трат можно рассмотреть на примере Омского музыкального театра, в котором трудятся 378 человек. На оплату труда творческих сотрудников и рабочего персонала в прошлом году здесь ушло более 95 млн рублей (73,8 — собственно зарплата, еще 21 млн — различные выплаты: налоги, пособия, компенсации). Внушительные расходы — почти 4 млн рублей — понадобились на аренду квартир для иногородних работников.

Новые постановки театра (всего в 2015 году на сцене музыкального театра дебютировали 4 спектакля) при этом потребовали только 7,2 млн рублей. Это лишь ненамного больше суммы, которую учреждение заплатило за коммунальные услуги (5,3 млн).

Драматичный доход

Основную прибыль театры получают от продажи билетов на спектакли, праздничные концерты, новогодние представления и гастрольно-фестивальной деятельности. Традиционно самый высокий доход имеет омская драма. В прошлом году учреждение заработало 38,5 млн рублей — почти на 14 млн больше, чем музыкальный театр, который, напомним, получает самые большие бюджетные дотации. От продажи билетов драмтеатр выручил 36 млн рублей.

Всего в 2015 году постановки театра посмотрели 96 тыс. зрителей. Директор учреждения Мир Бывалин уверен, что наполняемость зала могла бы быть выше, если бы не длительный ремонт улицы Ленина, на которой расположено здание драмы.

«Основная аудитория нашего театра — работники бюджетной сферы, — пояснил «ДО» Бывалин. — То есть посещаемость спектаклей напрямую зависит от уровня их материального благополучия, поэтому мы стараемся сдерживать повышение стоимости билетов. Ну и на заполняемость залов влияют форс-мажорные обстоятельства. Пока ремонтировалась улица Ленина, у драмтеатра было проблематично припарковаться, что повлияло на спад продаж билетов».

Прибыль от сдачи в аренду площадей, находящихся в оперативном управлении омских театров, незначительна. Так, например, тот же драмтеатр, в здании которого квадратные метры снимают кафе «Станиславский» и агентство «ГЭПИЦентр-2», получает от арендаторов 1,9 млн рублей. Это 1/36 от дохода, который приносит учреждению продажа билетов. Небольшие суммы также зарабатываются на услугах платной фотосъемки в интерьерах театров, продаже программок и буклетов.

Золотой срок

Самой дорогой постановкой из тех, что сейчас есть в репертуаре омского драмтеатра, директор учреждения Мир Бывалин назвал спектакль «Август. Графство Осэйдж». «Он у нас идет с 2008 года, в свое время на его создание ушло примерно 6 млн рублей. В спектакле — три варианта декораций (а это значительно удорожает стоимость постановки) плюс сложные «монтировки», — прокомментировал руководитель.

В сегодняшнем репертуаре омского ТЮЗа, по словам его художественного руководителя Владимира Золотаря, самым затратным проектом являются «Маленькие трагедии». «При их производстве были потрачены огромные для нашего театра деньги на покупку видеопроекционного и звукового оборудования, плюс в постановке заняты симфонический оркестр, хор и приглашенные артисты, на гонорары которым уходят очень серьезные суммы при каждом показе спектакля», — пояснил Золотарь.

По оценке экспертов «ДО», срок окупаемости спектаклей обычно составляет от 50 до 100 показов. «Чертову дюжину» мы, например, показываем в 200-й раз, — рассказал Мир Бывалин. — При стоимости этого спектакля в 2 млн рублей он уже окупил себя (по подсчетам «ДО», срок окупаемости составил около 80 показов) и заработал миллиона три. Но есть, конечно, затратные спектакли, которые не окупятся никогда. Например, фестивальные».

Недорогие постановки, по словам Владимира Золотаря, могут начать приносить прибыль уже после второго прогона на сцене. «Наш спектакль «1984» по роману Джорджа Оруэлла окупился за два первых его показа — настолько мы минимизировали расходную часть, — пояснил худрук ТЮЗа. — Вообще, театр — это очень странная контора, в которой менеджер вечно борется с художником. Первый всегда старается сэкономить деньги, а второй активно ему мешает. Самая шальная ситуация возникает тогда, когда эти двое — одно лицо, как в моем случае. Я-менеджер вынужден постоянно бить по рукам себя-режиссера».

Частный случай

В Омске действует около 10 коммерческих театральных проектов. Самый опытный — ТОП-театр — имеет 10-летнюю историю и немало резонансных постановок. Его учредитель — владелица санатория «Рассвет» Натела Полежаева — ранее рассказывала в интервью «ДО», что идея создать собственный театр «выросла» из ее увлечения драматическим искусством и любви дочери к сцене.

«Мы переехали в Омск к родителям мужа. И тут я была поражена разнообразием театральной жизни: «Арлекин», ТЮЗ, драма — один театр лучше другого! Впервые оказалась с семьей на «Бременских музыкантах» и «заболела» театром. Со временем у меня сложилось сотрудничество с актером Александром Гончаруком (актером, который впоследствии стал руководителем ТОП-театра. — «ДО».), и мы решили создать театральную студию», — вспоминала госпожа Полежаева.

По словам Нателы Олеговны, в год ТОП-театр дает 6-7 премьер, постановка каждой из них обходится как минимум в 1 млн рублей. Еще 1-2 млн требуется на ежемесячную текущую деятельность театра. Сейчас театральная студия Полежаевой уже близка к тому, чтобы выйти на самоокупаемость.

После творческого расставания с Нателой Полежаевой один из самых востребованных в Омске актеров Александр Гончарук создал театральную студию имени себя. Финансовую подпитку таланта Гончарука обеспечивает предприниматель Михаил Курцаев. Впрочем, говорить о финансовой стороне своего дела актер отказался — в разговоре с «ДО» он заявил, что не считает нужным «делиться секретами».

Грош сцена

Руководители бюджетных омских театров пока не видят очевидных возможностей для дополнительного заработка. Теоретически, коммерчески выгодной могла бы стать сдача в аренду своих площадей.

Однако в большинстве случаев это невозможно. Так, например, омский «Пятый театр» до недавних пор располагался в здании, принадлежащем частному лицу, и его актеры жаловались на элементарное отсутствие гримерок.

В том числе из-за дефицита помещений руководство драмтеатра в свое время решило снять с показа любимую многими зрителями рок-балладу «Санта Крус». Как пояснил «ДО» Мир Бывалин, для хранения громоздких декораций, задействованных в этом спектакле, сложно было найти место.

Как отмечают театральные руководители, чтобы уложиться в бюджет, им приходится экономить буквально на всем. «На большинство своих спектаклей я вынужден не приглашать ни композитора, ни художника по свету, ни даже художника-постановщика, — рассказал господин Золотарь. — Приходится все делать самому, потому что я единственный человек, которому за работу могу вообще не платить. Увы, это не может ни сказаться на качестве спектакля: как бы я ни старался, настоящие крутые профессионалы это сделают лучше. Это очень дурная экономия, но приходится идти на такие меры. Стоило мне минувшей весной согласиться на полноценную постановочную команду для спектакля «Три толстяка», как финансовое здоровье театра оказалось подорванным, а мы долго расхлебывали последствия этого решения».

Комментарии

Михайлов Феликс,арт-директор шоу-пространства «Ленинград Центр» Театральное искусство не может существовать без дотаций, особенно на начальном этапе. Но при заполняемости зала, аншлагах и востребованности постановок публикой быть прибыльным возможно. Пример некоторых санкт-петербургских театров, которые продают билеты за полцены для заполняемости залов, не лучший в отрасли. В общем, важны следующие моменты: качество постановки, успех у зрителя, терпение и, конечно, гастрольная деятельность. Зачастую используемые в постановках технологии настолько дороги, что не позволяют даже окупить затраты. Залог успеха — это талантливо сделанная работа, на которую, может быть, и не нужно тратить огромные деньги. Яркая картинка не всегда гарантирует успех постановке. Одной из главных забот руководителя театра должно стать создание вокруг постановки правильного информационного поля.
Ощепков Евгений,коммерческий директор «iLocked — реальные квесты» (Санкт-Петербург)

В Санкт-Петербурге появилось новое направление — интерактивный театр. В нем зритель становится полноправным участником театрализованного действа. Первой постановкой нового жанра стал спектакль «Потрошитель». В спектакле принимают участие два состава профессиональных актеров, вместе с гостями они и разыгрывают трагедию семьи Рипперов — потомков знаменитого убийцы. На создание интерьеров и декорации ушло примерно 6 месяцев и не один миллион рублей.

Средняя стоимость посещения постановки варьируется от 5000 до 7000 рублей на команду от 2 до 6 человек. Постановки длятся один час и идут каждый день. Средний порог входа на этот рынок составляет 2-3 млн руб. В «iLocked — реальные квесты» убеждены, что у направления есть перспектива и рынок следует развивать.

Казакова Светлана,руководитель театрального направления RadarioДля успешного выполнения поставленных коммерческих задач театральному коллективу обязательно нужен грамотный театральный менеджер. Это человек, который сможет взглянуть на творческий процесс и его результат со стороны, оформить его, найти определение, грамотно упаковать и разработать соответствующую стратегию продвижения для поиска «своего» спонсора и «своего» зрителя. Однако такая ситуация, скорее всего, возможна только в независимом театре, поскольку в бюджетных учреждениях цепочка от творчества до зрителя значительно длиннее. Зачастую там есть сотрудники, не отвечающие за результаты продаж, но имеющие большое влияние на директора театра. И их доводы о «стабильности» и «правильной отчетности» всегда будут первичнее грамотного продвижения, что может блокировать развитие театра и препятствовать его коммерческому успеху.
Федотов Сергей,художественный руководитель пермского театра «У Моста»В среднем у нас спектакль окупается за два-три показа. Есть, конечно, дорогие декорации, дорогие спектакли, как, например, спектакль «Идиот», но в основном мы научились ставить спектакли практически бесплатно. Мы не заказываем уже готовые материалы, а сами делаем в своих цехах, так выходит экономнее. Конечно, мы получаем поддержку от города, министерства культуры, но всегда зарабатываем больше, чем получаем.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (146) от 1 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: Культура

Добавить комментарий