Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

05 ноября 2016 07.00

По исследованиям портала Trud.com, наиболее оплачиваемой профессия модельера является в Москве. Там уровень среднего дохода равняется 50 тыс. рублей. В тройке также Санкт-Петербург и Кострома, создание одежды там поможет разбогатеть на 34 и 30 тыс. рублей соответственно. Замыкает рейтинг город Советский в ХМАО, там модельер получает в пределах 15 тыс. рублей. В Омске, где действуют более 450 швейных ателье, стоимость предложений не превышает 18-22 тыс. рублей.

Фешен из май профешен: как омские дизайнеры зарабатывают на стиле

Есть ли мода в Омске? «Деловой Омск» поговорил с местными дизайнерами одежды и выяснил, что омичей не смущают новые экономические условия. Спрос на эксклюзивную одежду от омского кутюрье по-прежнему устойчивый: кризис кризисом, а пополнение гардероба никто не отменял.

Фото: pixabay.com

На роду написано

Имя института ОГИС довольно часто звучит на олимпе российской моды, в этом «виноваты» и фешен-фестивали, и участие в коллаборациях, и успешные запуски коллекций омских модельеров, разъехавшихся по столицам. Омская школа дизайна признается одной из самых сильных в стране, высокий уровень подготовки выпускников не раз оценивался экс главным редактором русской версии журнала L’Officiel Эвелиной Хромченко и аналитиком моды Александром Хилькевичем.

У большинства модельеров схожая биография: окончил ОГИС, запустил пробную коллекцию, «поймал» волну и отправился в Москву или Санкт-Петербург. Столкнуться с тем, что Омск «жмет» в плечах, в свое время пришлось многим дизайнерам: из города уехали Галина Подзолко, сестры Ирина и Марина Мамутины, Дмитрий Неустроев, Даша Переверзева, Антон Галецкий, Шура Тумашова, Анастасия Пономарева и другие. И все же, несмотря на удаленность от мировых фешен-столиц и массовый исход талантливых портных, мода в Омске есть.

Пожалуй, одним из самых ярких представителей городского фешена можно назвать Александра Богданова, который основал свою марку BGD-Bogdanov в 1988 году. Но до 2014 года сшитая им одежда реализовывалась исключительно в других городах, причем достаточно успешно. И только два года назад модельер решил запустить в Омске свой первый монобрендовый бутик с традиционной церемонией показов новых коллекций. Сейчас одежду от Александра Богданова можно купить в десяти крупных городах страны, под брендом маэстро действуют 15 фирменных бутиков. За два года Богданов представил омичкам восемь полноценных коллекций, а в феврале запустил второй бутик в ТЦ «Каскад».

Прет-а-порте по-омски

Согласно мониторингу потребительского поведения и настроений россиян, проведенному в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения», по ряду характеристик россияне стали оценивать одежду выше импортных аналогов. Несмотря на то что рынок одежды в прошлом году «просел» на четверть, объем российских брендов вырос на 11%. В топе важных характеристик оказались хорошая посадка по фигуре, комфорт при носке, качество пошива, соответствие размеру. Вопросы практичности, качества красителя и безопасности состава одежды для большинства респондентов остались не столь весомыми.

По итогам опроса, прежде чем прийти к идее открытия собственного ателье, многие дизайнеры одежды работали в других сферах. Создатель ателье Zalesov&Skok Роман Залесов работал ведущим на радио, занимался журналистикой и вагонными перевозками. Владелица швейной мастерской Alma Shop Алена Магденко также искала призвание в разных направлениях и методом проб нашла себя в неожиданной профессии. По их словам, полученный до открытия бизнеса опыт сработал положительно. Пригодилось все: образование, знакомства, знания, умения, навык видеть свое дело с разных позиций. Для того чтобы начать заниматься любимым делом, по мнению Алены Магденко, достаточно желания и швейной машинки: «Если хотите раскрутить дело — начните с желания. Я начала с покупки швейной машинки, в которую вложила деньги, накопленные на поездку. Этого стартового капитала хватило для того, чтобы через год открыть полноценную мастерскую». По словам Алены, заказы пошли почти сразу же, после того как мастерица «засветилась» на ярмарке мастеров и создала паблик в соцсети.

Соцсети и маркеты — отличное подспорье для запуска новой марки. О своем опыте рассказывает Ольга Лисина, совладелица мастерской H2O: «Мы запустились в январе, сначала продавали через группу во «ВКонтакте», делали таргетированную рекламу, менялись репостами с другими группами, участвовали в мероприятиях. Количество заказов повысила регистрация на американском сайте Etsy: выручка была хоть и не космической, но в долларах».

Роману Залесову в начале своей фешен-карьеры даже не пришлось озаботиться рекламой: их мастерская запустилась в самый пик хипстерской субкультуры, поэтому шелковые галстуки-бабочки расхватывались в момент: «Мы продавали аксессуары по десять штук в день». Пошивом бабочек и галстуков в ателье занимались в течение года, после чего решили взяться за сложные заказы. По словам Романа Залесова, это был эволюционный процесс, ведь невозможно делать одно и то же годы напролет. Интерес к производству мужской одежды появился с заказа рубашки и пиджака Романом у омского портного, после чего ребята стали осваивать технологии создания мужской классической одежды. Со временем стали брать заказы сложнее и объемнее, не так давно один клиент попросил сшить настоящий килт. «Пришлось разбираться в технике его пошива, но мы справились», — рассказывает Залесов.

Переход на другую линию считается непростым делом. Владелица мастерской Alma Shop начинала с мужского свитшота, но решила, что женская одежда все равно ближе, поэтому остановилась пока на ней. Для создателя Zalesov&Skok запуск дамской линии — больная тема. «Там другие технологии пошива, иной подход, — объясняет Залесов. — С мужчинами проще, с ними разговор о дизайне короткий, тем более что за сто лет мужской пиджак не изменился глобально. Совершенно точно мы запустим пошив стеганых жилетов и пуховиков, эту идею мы «подглядели» в GQ. Насчет женской линии пока всерьез раздумываем».

Из ательеров — в фабриканты

Иногда один бизнес становится серьезным подспорьем для другого. Когда в 2015 году закрылось ателье с шестилетней историей DOLGANEVA sisters, никто не ожидал, что ее создатель сосредоточится на пошиве корпоративной одежды. По словам Анны Долганевой, она всерьез увлеклась массовым пошивом, и актуальность направления очевидна: «Сейчас производство поддерживают на законодательном уровне. В направлении пошива форменной одежды для персонала работаю полтора года, в плюс вышла почти сразу». По ее мнению, на это сработало сразу три фактора: большая клиентская база, оставшаяся после DOLGANEVA sisters, хорошее техническое оснащение и задел под открытие в виде сформированного спроса. Параллельно Анна работает с брендами и дизайнерами, которые размещают свои заказы на ее производстве. Располагая командой профессионалов в лице конструкторов и технолога, она также в формате творческой лаборатории сопровождает заказ от эскиза до пошива полного объема партии, что является безусловным вложением в развитие. С тканями больших проблем нет, утверждает Анна Долганева: сотрудничество налажено с ключевыми оптовыми поставщиками материалов. «Также мы постоянно ищем новых игроков на рынке, посещаем выставки и знакомимся с новыми каталогами образцов. Разве что с фурнитурой приходится повозиться — предложение не балует. В дальнейшем хочу создать современную фабрику с комплексным подходом к работе и возможностью обрабатывать большое количество заказов», — резюмирует Анна.

Художник VS. коммерсант

О противостоянии творческого начала и коммерческой жилки говорят практически все производители одежды. «Баланс найти сложно, — утверждает совладелица Fashion Studio FORMA Полина Гусева. — Дизайнер должен обладать гибкостью мышления, способностью воспринимать новые тенденции, а еще лучше их предсказывать. В рамках такого провинциального города, конечно, новаторские и концептуальные идеи зачастую не станут коммерчески успешными, они могут нести в себе только творческое, эгоистическое начало дизайнера». Fashion Studio FORMA, основанная выпускницами ОГИСа Ольгой Вахуровой и Полиной Гусевой, появилась пять лет назад. Полина, только что закончившая сотрудничество с модным домом Alena Akhmadullina, объединилась с друзьями для запуска фирмы: «Для того чтобы раскрутить дело с нуля, нам понадобилось 120 тыс. рублей, бытовая швейная машина, два оверлока, два манекена и безмерное трудолюбие. Замечу, что студия окупилась сразу же и с первых дней создания приносила прибыль». Начальная клиентская база была наработана со времен студенчества, спустя пять лет в ателье отшивают порядка 30-40 изделий в месяц. По подсчетам Полины, это только индивидуальные заказы разной степени сложности, массовку в расчет она не берет. В таком бизнесе не стоит сбрасывать со счетов и сезонность: в FORMA заметили, что чаще всего количество заказов увеличивается в мае, июне, ноябре и декабре.

Для Alma Shop пики заказов — конец ноября, декабрь, а также начало осени. Продажи H2O хорошо «поднял» грядущий Хэллоуин: почти весь сентябрь за границу хорошо продавались галстуки-бабочки в виде летучих мышей. «В мужской моде главный сезон — лето, преимущественно из-за срочных заказов, — говорит Роман Залесов. — Все торопятся на свадьбы и прочие праздничные мероприятия». Однако, по его уверениям, в течение остальных сезонов работать приходится так же усиленно: «В среднем мы отшиваем в месяц 10 костюмов, 15 рубашек, а еще брюки, жилеты, пальто и аксессуары. Учитывая, что стоимость среднего костюма порядка 40 тыс. рублей, мы ни одного месяца не работали в минус».

В H2O делают ставки на небольшие партии: каждая модель создается в количестве 2-5 экземпляров, поэтому и одинаковых тканей требуется немного. «Так как объемы небольшие, то мы сразу в принципе работали в плюс, — продолжает Ольга Лисина. — Потому что очень много денег в ткани не вкладывали, а помещения у нас нет». За все время работы владельцы H2O определили, что лучше и успешней всего развиваются бренды, которые четко специализируются на чем-то одном или же придерживаются четкой концепции. «В Омске представлены оба формата, они достаточно известны и успешны, — уверены в H2O. — Им проще продвигать себя и искать своего клиента». По этой причине владельцы H2O планируют немного изменить свою концепцию и уйти от эклектики».

И все же работа в плюс — не повод повышать чек «за бренд», считают в Zalesov&Skok. «Пока мы не вводили эту составляющую в окончательную стоимость, — признается Залесов. — Нас сильно подкосил конец 2014 года, когда начал скакать курс и ткани сильно подорожали. Рубашка, которая стоит 6 тыс. рублей, стала стоить 10 тыс., и не потому что мы так решили, а из-за материалов». Поскольку ткани из Англии, Швейцарии и Ирландии напрямую от производителей — конкурентное преимущество ателье, а на российские твиды ребята переходить не планируют, ожидать фланирования цен на мужскую классику не стоит.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №43 (146) от 1 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Анна
Статья - супер. Не хватает ссылок на сайты и страницы в соцсетях.
07 ноября, 12:27 | Ответить