Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

10 ноября 2016 07.00

Экономисты Евсеенко и Куприянов: 6 причин, почему область не может иметь свою стратегию

Экономисты Сергей Евсеенко и Юрий Куприянов во второй части своего доклада о стратегии развития региона продолжают анализировать «звездные часы» нашей области и выделяют лишь 6 показателей, при которых субъект РФ может задумываться о собственной стратегии.

В предыдущем номере «ДО» наши эксперты рассмотрели три первых этапа становления омской экономики. Сегодня они продолжают свой рассказ и делают неутешительный вывод… Передаем им слово.

Этап 4: Принудительная индустриализация (1941-1944 годы)

Отраслевая структура области была кардинально переформатирована экономикой военного времени. В Омск были эвакуированы около 30 промышленных предприятий из Европейской части России, каждое из которых обладало замкнутым технологическим циклом. Эвакуации подверглись не только основные фонды, но и работники предприятий с семьями.

Результат 4 этапа

Отраслевая структура региональной экономики была принудительно переформатирована и в дальнейшем существовала автономно от регионального хозяйственного комплекса.

Промышленная инъекция привела к смещению акцента экономического потенциала в структуре экономики региона. Экономика, ее себестоимость и ценообразование в большей мере стали базироваться на политической, а не экономической логике. Была заложена мина замедленного действия под демографическую структуру городского населения 21 века.

Основной фактор (условие) регионального развития 4 этапа

Внешний — регион как часть государственного плана территориального планирования.

Этап 5: Нефтехимическая индустриализация (1955-1987 годы)

В 1955 году в Омске был построен нефтеперерабатывающий комбинат и создан один из крупнейших в стране нефтехимических комплексов (нефтепереработка, оргсинтез, производство каучука и шин). Первоначально он работал на привозной нефти Поволжья, а с началом освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири — на тюменских нефти и газе. Начинается развитие химической промышленности, которая была представлена предприятиями шинной промышленности, синтетического каучука, химическим, сажевым заводами, резинотехнических изделий. Переформатирование государством структуры региональной экономики продолжало тренд на ее принудительную индустриализацию.

Результаты 5 этапа

Развитие экономики региона проходило под диктовку государственного территориального планирования. Продолжилось экономическое переформатирование отраслевой структуры региона, с усилением акцента его промышленной составляющей. Это привело к следующей волне роста населения города и заложило неблагоприятную основу для экологической обстановки в городе. Региональное экономическое планирование в этот период истории стало трансляцией территориальной части государственного территориального планирования.

Основной фактор (условие) регионального развития 5 этапа

Внешний — регион как часть государственного плана территориального развития с государственными инвестициями.

Этап 6: Восстановление сельского хозяйства области

Хронологически этап совпадает с назначением руководителем области С. И. Манякина. Наряду с развиваемой государством нефтехимией, была восстановлена историческая специализация экономики региона на сельском хозяйстве, в результате чего увеличились объемы и темпы прироста растениеводческой и животноводческой продукций, введены в эксплуатацию молочный завод «Солнечный», «Мясокомбинат «Омский». Впервые за много десятилетий агропромышленный комплекс стал развиваться на основе технологических и организационных инноваций, таких как севообороты с чистыми парами, безотвальная обработка земли, интенсификация сельскохозяйственного производства, концентрация животноводческого производства в замкнутый технологический цикл, развитие потребительской кооперации.

Результат 6 этапа

Экономическое развитие Омской области происходило на основе двух параллельных стратегий — государственной и региональной. В рамках государственной стратегии продолжалась плановая индустриализация региона — развитие оборонно-промышленного и нефтехимического комплексов. Вместе с тем впервые в истории Омска появился феномен возникновения региональной стратегии, формируемой внутри региона исключительно как результат личности управленца, совместившей хозяйственный и организационный опыт планирования и управления региональными ресурсами с политической волей довести план до конечного результата, используя для этого централизованные государственные ресурсы.

Осязаемым результатом политики Манякина для простого омича стали дешевое мясо и образ Омска — «город-сад», оставшиеся навсегда в памяти народной.

Основные факторы (условия) регионального развития 6 этапа

Внешний — регион как часть государственного плана территориального развития с централизованными инвестициями.

Внутренний — личность руководителя региона, его политическая воля, опыт и квалификация в реализации намеченных планов регионального развития с использованием государственных ресурсов.

Этап 7: Рецессия региональной экономической системы (1991 год — по настоящее время)

В результате демонтажа планового социалистического государства произошла конвергенция различных экономических систем: продолжала существовать по инерции в рамках предприятий оборонно-промышленного комплекса система планового хозяйства, одновременно с этим начала формироваться система первоначального «дикого» капитализма. Основы региональной экономики, основанной на внеэкономической логике планового государства, обрушились, возник тектонико-экономический разлом.

До перестройки на оборонных предприятиях Омской области было занято около 100 тыс. работающих, а вместе с членами их семей эта цифра достигала 350 тыс. человек — третья часть населения Омска. Крушение государственного оборонного заказа поставило эту часть населения на грань цивилизационной катастрофы, ставшей впоследствии источником маятниковой трудовой миграции и появления феномена «торговых городов».

На протяжении первого десятилетия управление региона осуществлялось в виде антикризисного менеджмента с хаотичным поиском вектора генерального направления регионального развития и точек роста. На этом этапе создания стратегии развития региона появляются масштабные проекты: идея создания финансово-промышленных групп с центром в Омске, конверсия оборонно-промышленного комплекса, мантра «СибВПКнефтегаз».

Концепция регионального развития, связанная с выращиванием региональных корпораций как точек роста региональной экономики, в том числе за счет собственных региональных ресурсов (в основном — доли косвенных налогов, зачисляемых в 90-е годы в областной бюджет), оказалась обманчивой иллюзией. Региональные корпорации, капитализировавшись и за счет региона приобретя федеральные конкурентные преимущества, трансформировались в филиалы национальных и транснациональных корпораций.

Такой же филиализации подверглись и основные предприятия омского оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, значительная часть промышленных предприятий просто прекратила существование. Одновременно с филиализацией омской экономики была изменена федеральная бюджетная система, которая лишила основную часть регионов собственных ресурсов. И оказалось, что действенных инструментов влияния на экономику региона у региональной власти попросту не осталось. Филиализация затронула и «золотую курицу» омской экономики — ОНПЗ, который плавно переместился в 2005 году из Любинского района в Санкт-Петербург. «Омский бекон» реинкарнировался в часть корпорации «Продо». Эти примеры можно продолжать.

Вместе с тем, после крушения принудительно навязанной Омску индустриальной системы и возврата условий естественного ценообразования капитализма, маятник омской экономики качнулся снова в сторону сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, о чем свидетельствует отраслевая статистика последних лет. И именно промышленная переработка местного сельхозсырья снова заняла исторически предназначенное место лидера в структуре регионального хозяйства взамен рухнувшего машиностроения.

Несмотря на собираемые на территории 100 млрд рублей налоговых сборов, их перераспределение, так же, как и управление омской экономикой, происходит далеко за пределами Омской области.

А идею привязать уплату налогов к месту нахождения основных фондов народные избранники за всю историю современной России так и не спешат законодательно реализовывать.

Наряду с филиализацией омской экономики, ярко выражена тенденция захвата экономики резидентами капиталоемких регионов — Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском. Не знающим конкуренции капиталам этих регионов внедряемый в Омской области федеральный стандарт развития конкуренции, что называется, «до фонаря».

Филиализация и захват лидирующих позиций в омском бизнесе резидентами других российских территорий, отсутствие региональной протекционистской политики в отношении резидентов омского бизнеса приводят к декапитализации ее экономики, вымыванию денежной массы, бегству капиталов, предпринимательского ресурса и активного населения, а также становятся поводом для извечного «омского нытья».

Мы рассмотрели тезисно основные факторы (условия) реализации стратегии развития региона на различных «виражах» ее истории.

Суммируя вышесказанное, условиями, которые позволяют региону иметь свою стратегию, могут быть признаны следующие:

• регион как часть государственной стратегии территориального развития (в современных условиях такими регионами являются Москва, Санкт-Петербург, Чеченская республика, Татарстан, Краснодарский край, Крым, Приморье и т. д.);

• регион и его хозяйство как элемент мировой (глобальной) экономики;

• логистически-транспортная инфраструктура региона — составная часть мировых «караванных» путей;

• наличие собственных ресурсов, достаточных для осуществления мультипликации инвестиций в региональное развитие;

• наличие личности руководителя региона с харизмой, политической волей, сильной позицией в российском истеблишменте, опытом, компетенциями, профессионализмом, необходимыми и достаточными для управления сложным комплексом хозяйства в рамках российского законодательства;

• наличие инструментов влияния местной власти на региональную экономику.

Без этих условий стратегия вряд ли будет осуществима. В связи с этим необходимо оценить, какие из перечисленных условий сегодня объективно позволяют иметь документ «Стратегия социально-экономического развития Омской области» как практический алгоритм построения светлого будущего. И если таких условий нет, то как их создать?

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (147) от 8 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: Экономика

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Омский москвич
Браво!
03 апреля, 12:58 | Ответить