Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

13 ноября 2016 07.00

По статистике, приведенной на omsk.trud.com, уровень средней зарплаты омских парикмахеров за 10 месяцев 2016 года колебался между показателями 15 и 20 тыс. рублей. Максимум пришелся на май, сентябрь и октябрь, в остальные месяцы выплаты держались на уровне 15-17 тыс. рублей.

Не бизнес, а красота: к чему стремится бьюти-рынок в Омске

Все смешалось в индустрии красоты. Люкс теряет позиции и пополняет ряды салонов средней руки, монозаведения — броу-бары и барбершопы — продолжают наступление, социальные парикмахерские стоят намертво в этой борьбе. Эксперты с интересом наблюдают за происходящим и прогнозируют сфере полную смену имиджа.

Фото: pixabay.com

Страшная сила

Еще недавно любой, кто хотел привести волосы или ногти в порядок, а то и пройти пару антиэйдж-процедур, сталкивался с необходимостью записи на визит в салон красоты. И необязательно в салон премиум-класса: многие заведения средней руки статусно держали двери закрытыми, принимая лишь по предварительной записи. Сейчас же практически все заведения обходятся без лишних церемоний. По данным «2ГИС», в Омске действуют более 900 организаций, готовых совершить с посетителями локальную бьюти-революцию здесь и сейчас. Теперь шанс попасть к мастеру без очереди крайне высок. В социальных сетях круглосуточно идет ожесточенная борьба за клиента на виртуальном поле — в бой идут горячие SMM-предложения с сезонными снижениями цен, акциями и Днями красоты со скидкой в полцены на все. Борьба за клиента в самом разгаре, а клиент ждет особых предложений.

«Рынок индустрии красоты неоднозначен, — говорит руководитель НП «Содружество парикмахеров и косметологов Омска» Галина Газина. — В нем нет явного тренда на падение, стагнацию или развитие. Разные направления и разные классы салонов по-разному себя чувствуют. Есть те, которые завоевали своего клиента и говорят о намечающемся спаде только потому, что клиенты стали редко ходить. Есть салоны, развивающие медицинское направление, которые с получением лицензии и при переходе в комплексное обслуживание отмечают некоторый подъем». Также, продолжает Галина, работают и те, кто находит в себе силы и готовность расширяться, открывать филиалы, устраивать обучение или дополнительно продавать косметику: «И пусть таких салонов единицы, это говорит о том, что в индустрии вовсю пульсирует жизнь».

Аналогичной позиции придерживается директор сети салонов и магазинов косметики «Алина» Татьяна Еременко: «Если рассуждать с точки зрения объема оказываемых услуг, он меньше не стал, он перераспределился в сторону самозанятых. Изменилась сама конфигурация спроса. Салоны зарабатывают на окрашивании, если это косметология — на аппаратных процедурах. Сейчас спрос на такие процедуры уменьшился». Изменилась и частота посещения: раньше клиент стабильно приходил в салон раз в четыре недели, сейчас его визиты происходят раз в полтора месяца. Однако представить себе ситуацию, в которой женщина вовсе прекратила бы заглядывать в салон красоты, Татьяна Еременко не может: «Российская женщина не способна отказать себе в посещении салона — это и настроение, и удовлетворенность жизнью. Но посетив, спросит уже не окрашивание, а недорогую услугу. Или окончательно перейдет на сторону «надомного» обслуживания». По словам Татьяны, тренд на домашний маникюр продолжает свое развитие — в этом «виноваты» невысокие цены на услуги и хорошая nail-школа в Омске.

Классическое деление

Салоны красоты принято делить на три класса: эконом, середнячок и премиум. Эта классификация крайне условна, считает Галина Газина. Такое грубое деление устарело и давно требует нового подхода: «Границы каждого типа размыты, на государственном уровне нет общего понимания о классах заведений, предоставляющих салонные услуги. Мы можем выделить социальный уровень со стрижкой до 100 рублей, средний класс определить сложнее, а ведь еще нужно и потребителя сориентировать». Проблема кроется и в устаревшей классификации, и в том, что зачастую сами владельцы салона не способны спозиционировать себя правильно. По словам Галины Газиной, в новом заведении интерьер рассчитан на премиум, прайс и качество услуг — на средний уровень. «Этим мы закладываем противоречие в голову потребителя, — продолжает глава «Содружества парикмахеров и косметологов Омска». — Недавно я зашла в парикмахерскую в Октябрьском округе, которая выглядит очень стильно, народ ходит, а стоимость услуг там, как в социальной парикмахерской. В итоге у клиентов дисбаланс. Но даже и не в нем дело: владельцы хотят, чтобы у них работали супермастера, которым неинтересно работать за небольшие гонорары — и либо в салоне текучка, либо неожиданно повышается прайс. А клиент, который стригся тут полгода по одной цене, впадает в шок от неожиданного повышения».

В классификации Татьяны Еременко омичам приходится выбирать среди салонов экономкласса, бизнес-класса и «бизнес+»: «Люксовых в Омске очень мало. Люди предпочитают посещать салоны «бизнес+», и переплачивать за статус готовы немногие. Если говорить о ВИПовских заведениях, то их всего три». Во всех классах, по мнению Татьяны, неизбежны метаморфозы — переход на косметику другой ценовой категории и производителя, покупка средств меньшими объемами, вместо литрового баллона — 300 мл, ориентация на самые необходимые процедуры.

Модное моно

Один из трендов последних лет — узкая специализация. К нему относятся ставшие популярными барбершопы (мужские парикмахерские), броу-бары, мобильные салоны в торговых центрах, заточенные на плетение кос, экспресс-маникюр и создание вечернего образа. Наравне с классикой (парикмахерская+ косметология) в Омске открываются монозаведения, специализирующиеся на одном направлении — от микроблейдинга бровей до шугаринга. Посетители доверяют таким салонам, полагая, что мастер, изо дня в день делая что-то одно, глубоко знает свой предмет и уже набил руку.

За последние три года в Омске появились пять мужских цирюлен, не так давно в город зашел представитель федеральной сети барбершопов OldBoy. По словам совладельца Станислава Дягилева, время запуска было выбрано неслучайно: «Рынок парикмахерских услуг переживает хороший для себя период сегментирования. Из столичных городов докатывается не просто мода, но направление. Достаточно большой слой населения готов заплатить чуть больше за такое понятие, как стрижка, но в итоге получить качество исполнения, дополнительные приятные бонусы (обслуживание, чай/кофе, советы профессионалов)».

Важность того самого «дополнительного» в свое время ощутили в мужском салоне Alpacino: запустившись в 2013 году, компания продолжает свое развитие. Наряду с предоставлением услуг действует магазин с фирменной продукцией по уходу за усами и бородой «Бородист», фирменными бабочками, работает сервис «Сборы жениха». В OldBoy уверены, что меры удержания и привлечения клиентов не сильно отличаются как во время кризиса, так и во время затишья между кризисами. «Если хочешь, чтобы бизнес рос, постоянно совершенствуй свой бренд, постоянно разрабатывай программы лояльности для своих клиентов и старайся предложить то, что не предлагают конкуренты, — рассуждает Станислав. — В список входит и отслеживание парикмахерских тенденций столиц, укрепление отношений с существующими клиентами посредством различных программ лояльности».

По мнению маркетолога сети салонов красоты «Нимфа» Татьяны Шишовой, в этом бизнесе, как ни банально, работают классические схемы: «Больше сервиса и услуг за те же деньги, больше эмоций. Устраиваем салонные праздники, например, делали Масленицу с икрой, блинами, чаем из самовара. Приходят гости на стрижку, а тут вечеринка». Не менее важно, продолжает Татьяна, завлекать клиента новыми услугами, представляя самое передовое, новое и эффективное. Правда, Омск отличается консерватизмом и настороженно относится к новинкам, отмечает Татьяна, поэтому подача услуги должна быть максимально продуманной.

Домашняя работа

В трудные времена активизировались те, кто готов принимать на дому или выезжать на место. Число парикмахеров и косметологов, работающих на себя, стремительно растет. По словам Татьяны Еременко, виноват в этом наш неразборчивый спрос, который и развратил рынок: «Рынок формируется спросом. Раз есть спрос, то и «надомники» развиваются. Тренд пойдет дальше, потому что основной критерий — это цена». Так, маникюр и педикюр в домашних условиях обойдется омичке в 300-400 рублей, сеанс шугаринга — от 400 до 900 рублей, стрижка с окрашиванием — в пределах 650-900 рублей.

Студия прически и макияжа Matreshka работает с прошлого года и уже располагает приличной базой клиентов. Ее совладелица Анна Безгузикова считает, что конкуренция высока, но игра стоит свеч: «Надомники» — очень развитый рынок, есть свои «звезды», к которым очередь расписана на 9 месяцев вперед, есть середнячки. Есть и те, кто сделает работу за три копейки, правда, к качеству потом не придирайтесь». Сейчас в «Матрешке» делают упор на вечерний и свадебный образы, предлагая их по цене 2500-3500 рублей. По словам Анны, это средняя стоимость создания образа в Омске. В дальнейшем девушки планируют освоить еще пару направлений, чтобы закрепиться на рынке и зарабатывать больше.

Если вы хотите укрепить волосы, чтобы они выглядели крепкими, красивыми и здоровыми попробуйте лосьон kirkland minoxidil.

Не сдаются

Директор студии красоты Pafos Иван Волошин называет кризис «санитаром» рынка: «Остаются только сильные компании, но сила их не в уровне оборотов и свободных средств для выживания, а в понимании рынка, его конъюнктуры, грамотном менеджменте, маркетинговых стратегиях, умении быстро адаптировать бизнес к новым экономическим условиям». По его словам, до момента новых изменений в экономике многие руководители работали очень спокойно, стабильно, но без заметного роста. Колебания курса рубля заставили трудиться на 200%, следить за каждым процессом индивидуально: «Что привело только к увеличению оборотов компании в два раза за кризисный год. А мой коллега из Санкт-Петербурга, например, за период кризиса открыл три новых салона своей сети и обеспечил полную загрузку посетителями».

Для сети салонов «Нимфа» этот кризис не первый: компания на рынке 15 лет. И все же в этот раз он ударил существенно: «Мы — стартаперы во время кризиса, — рассказывает Татьяна Шишова. — Концепт-салон Aveda открылся в декабре 2014-го, буквально в те дни, когда курс национальной валюты вошел в крутое пике. Было сложно. В нашей сфере никакого импортозамещения: от ватного диска, красителя и до оборудования — все импортное. Поставщики в течение месяца могли несколько раз изменить цены». По мнению обоих экспертов, старт возможен в любое время.

Прогнозы

Шишова Татьяна,концепт-салон AvedaГрандиозных открытий сетевых салонов вроде Aldo Соppola, скорее всего, не будет еще года три, пока не закончится эта эпоха экономической турбулентности. В сфере оборудования и материалов есть вероятность повернуть голову с Запада на Восток. Азия, а особенно Корея, сейчас крайне активна в области оборудования и косметики, это следует учитывать всем владельцам бьюти-бизнеса.

 

Волошин Иван,студия красоты PafosИ без кризиса каждый год в нашем городе открываются и закрываются десятки, а то и сотни салонов красоты. В новых экономических условиях изменилась только стоимость открытия нового бизнеса, а шансы на развитие остаются прежними. Индустрия жива и будет жить. Как сказал один известный экономист: «В кризис надо открывать либо похоронное бюро, либо салон красоты».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №44 (147) от 8 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий