Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

25 октября 2016 15.45

ШПД падает, но не сдается

Несмотря на сдержанный оптимизм операторов кабельного интернета и их попытки не замечать мобильных конкурентов, широкополосный доступ (ШПД) теряет свои позиции. Клиенты все чаще смотрят в сторону беспроводных вариантов использования ресурсов глобальной Сети.

Фото: Роман Яндолин

Для сохранения абонентской базы операторы могли бы обратить свой взор на жителей частного сектора и пригородных поселков, а также районов области, в которые провайдеров было не заманить. Однако тенденция не изменилась: игроки рынка фиксированных соединений по-прежнему не торопятся начинать экспансию в новом для себя сегменте.

Все ушли в 3G?

По данным минкомсвязи, во II квартале текущего года активных абонентов ШПД стало на 1,4% меньше. Сейчас чуть меньше чем 27 млн семей в России имеют проводное подключение к интернету. Кстати, в прошлый раз совсем небольшое падение на этом рынке произошло также во второй четверти 2014 года, когда назревал экономический кризис, сдобренный различными политическими причинами.

При этом, по мнению экспертов министерства, нынешний виток падения объясняется не столько экономическими, сколько технологическими причинами. Во всяком случае кажется не случайным то, что во II квартале на 3,7% выросла абонентская база мобильного интернета. Сейчас уже 98,9 млн россиян используют беспроводные возможности выхода в интернет. Получается, что потребители, которые не особенно нуждаются в стабильном выделенном канале и безлимитном трафике для просмотра тяжелого видео или скачивания торрентов, вполне могут переходить на мобильный интернет, которого достаточно для прослушивания музыки и серфинга по Сети. К тому же у беспроводного соединения есть масса чисто житейских преимуществ: его можно носить с собой по всему городу, где бы ни находился потребитель, нет необходимости проводить в квартире монтажные работы и думать, куда завести кабель, что особенно важно для съемного жилья. К тому же мобильные операторы разработали отдельные тарифные линейки для планшетов, которые предлагают серьезный запас трафика и дополнительные не тарифицируемые услуги типа интернет-телевидения, что позволяет сделать мобильное устройство единственным терминалом для доступа к Сети.

«Провода» как ключевой способ выйти в Сеть

Несмотря на усиление «беспроводных» конкурентов, ШПД-игроки омского рынка продолжают не замечать соперничества. Во всяком случае, как рассказали «ДО» в пресс-службе телеком-оператора «Дом.ru», замедление роста по итогам первого полугодия 2016 года в компании связывают лишь с сезонностью, нестабильной экономической ситуацией и снижением темпов строительства новостроек.

«В целом рынок ШПД показывает положительную динамику и обладает потенциалом для дальнейшего роста, хотя предсказуемо замедляется при существующем уровне проникновения. В крупных городах, включая Омск, проникновение услуги близко к максимальному. Мобильные технологии активно развиваются, но ключевым способом выхода в Сеть дома и в офисе остается ШПД. Проводной интернет используется для подключения ПК и ноутбуков, беспроводной (Wi-Fi) — для смартфонов, планшетов и Smart TV. Технология LTE как основной способ домашнего потребления интернета распространена в основном в частном секторе. В городе же она, скорее, дополняет потребность в быстром интернете вне дома. Тенденции отказа от ШПД в пользу мобильного интернета мы не наблюдаем», — рассказали в офисе компании.

Согласна с коллегами и коммерческий директор «Омских кабельных сетей» Юлия Антипова:

«Рынок ШПД на данный момент имеет большую конкуренцию среди всех телеком-операторов, и ее увеличения, связанного с мобильным интернетом, мы как региональный представитель не заметили», — уверяет топ-менеджер игрока рынка.

Частный сектор никому не нужен

Однако представители ШПД-провайдеров не могут не замечать того, что при очевидном насыщении рынка все сложнее продолжать ту самую агрессивную экспансию, которой славились ключевые игроки еще несколько лет назад. Для сохранения и даже увеличения базы абонентов можно было бы обратить свои взоры на коттеджные поселки и частный сектор, которые располагаются прямо в городе, но до которых до сих пор так и не дошли сети ШПД-провайдеров.

Причем в крупных городах операторы именно по этому пути и пошли. Во всяком случае, как пишет TelecomDaily, в Петербурге и по соседству с ним операторы с удовольствием подключают коттеджные поселки целиком, причем многие еще на стадии строительства. Несмотря на то что себестоимость подключения индивидуального дома в зависимости от параметров и ситуации может обойтись компаниям от 10 до 100 тыс. рублей, операторам в любом случае выгодно один раз вложиться и отбить расходы за счет абонентской платы.

А вот в Омске участники рынка не спешат устранять сетевое неравенство и расширять абонентскую базу за счет жителей частного сектора.

В «Дом.ru» отмечают, что у провайдеров есть запас по росту абонентской базы и объему бизнеса в крупных городах. В текущих экономических условиях не стоит ожидать значительных инвестиций в инфраструктуру малых городов и частного сектора, где срок окупаемости затрат для оператора несравнимо больше, чем при строительстве в городе.

«В то же время мы рассматриваем альтернативные технологии, с помощью которых «Дом.ru» мог бы предоставить таким клиентам доступные по стоимости услуги высоких стандартов качества, в которых работает компания», — уточнили в пресс-службе провайдера.

Юлия Антипова утверждает, что частный сектор до сих пор остается приоритетным районом для операторов мобильной связи, и эта ситуация не изменится в ближайшие несколько лет.

«Строительство магистрали в частном секторе — это очень дорогостоящее мероприятие, требующее больших временных и финансовых ресурсов. Такая стройка не будет оправдана даже при значительном увеличении цен на основную линейку тарифов», — уточняет руководитель коммерческой службы «Омских кабельных сетей».

И в то же время на нашем рынке происходят интересные изменения - так отметим, что создана первая полностью отечественная рация для спецсвязи. Подробности читайте на сайте.

Комментарий

Нигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»Количество активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к концу второго квартала 2016 года составило 29 млн, что на 6% выше, чем по итогам первого полугодия 2015 года. Объем рынка в денежном выражении вырос на 11%. Небольшое снижение числа действующих абонентов, примерно на 1,4%, наблюдалось во втором квартале по сравнению с первым, однако его можно объяснить сезонностью. В частности, есть небольшая прослойка абонентов, которые путешествуют или в дачный сезон пользуются мобильным ШПД. Тенденции к массовому переключению пользователей фиксированного ШПД-интернета на мобильный ШПД не наблюдается. На текущий момент на мобильном рынке не представлено безлимитных тарифов с полноценным доступом ко всем интернет-ресурсам и стоимостью, сопоставимой с аналогичным фиксированным ШПД-доступом. Крупнейшие игроки рынка нашли способ обойти ограничения, диктуемые сложной рыночной конъюнктурой, за счет развития линейки конвергентных продуктов. Технически, если оператор предоставляет скидку абонентам в рамках пакетного тарифа, он теряет в деньгах из-за сокращения совокупной ARPU. Однако его доля рынка с точки зрения числа действующих абонентов в среднесрочной перспективе может существенно вырасти из-за более низкого оттока.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №42 (145) от 25 октября 2016

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий