Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

17 ноября 2016 17.19

Карты, деньги и смартфон

Мобильные операторы «большой тройки» готовятся подсадить клиентов и на свои финансовые услуги. У компаний уже есть в арсенале брендированные банковские карты, которыми пользователи смогут рассчитываться за любые покупки.

Фото: Сергей Коньков

А завтра, только дайте срок, они научат потребителей обходиться и без ценного пластика: все финансовые «проводки» будут сведены к самому смартфону. Благодаря технологии NFC, мы будем оплачивать услуги и товары, просто прислоняя наш мобильный к специальному сканеру. Смартфонизация медленно, но верно сокращает количество устройств и вещей, которые нам нужны в повседневной жизни. Если сначала мобильники убили часы, календари, чуть позже практически уничтожили простенькие фотоаппараты и видеокамеры, научили нас пользоваться интернетом без компьютера, то уже очень скоро они заменят нам кошелек. Хотя в таком случае даже страшно представить, какой трагедией может обернуться потеря аппарата в этом мире будущего.

Стагнация заставляет

Как сообщают аналитики, ссылающиеся на данные ЦБ РФ, в середине 2016 года в России эмитировано около 250 млн банковских карт. Это практически в точности соответствует количеству сим-карт в стране — их тоже около 250 млн, или 1,7 на одного жителя. По количеству сим-карт на человека мы уверенно опережаем США и Европу, по количеству банковских карт же пока уступаем западным странам. А значит, поле для деятельности есть, им-то и воспользовались компании, продающие голосовую связь и мобильный интернет.

Финансовый аналитик ГК «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин объясняет, что интерес мобильных операторов к финтеху и классическому банковскому бизнесу развивается по большей части вынужденно — на фоне стагнации рынка мобильной связи в денежном/натуральном выражении, в том числе из-за растущей конкуренции, перенасыщения и сложной макроэкономической конъюнктуры. За счет диверсификации в конвергентные услуги ключевые игроки рынка мобильной связи стремятся сохранить положительные темпы роста выручки и более-менее стабильный уровень рентабельности. Помимо этого, как правило, конвергентные услуги еще и позволяют немного замедлить отток абонентской базы и дополнительно ее монетизировать.

А вот представители микрокредитных организаций отмечают желание операторов связи создать конкуренцию их сегменту финансового рынка, а отнюдь не банковскому сектору.

По словам генерального директора «МигКредита» Олега Гришина, мобильные компании обладают одним весомым ресурсом — гигантской базой контактов, которой можно в теории предлагать дополнительные услуги и сервисы. И финуслуги — логичный вектор диверсификации их бизнеса.

«На мой взгляд, операторы могут развивать не только платежные сервисы, но и микрокредитование. В этом случае они составят непосредственную конкуренцию микрофинансовым компаниям, и мы выстраиваем свою стратегию, учитывая такой сценарий, в том числе предлагая им возможное партнерство в построении совместных финсервисов», — говорит Гришин.

Переходный период

Сами представители операторов связи на вопрос «ДО» отметили, что в современной экономической реальности компании ищут новые варианты развития. Тем более что банковские инструменты для них не в новинку. В частности, как отметил руководитель «Билайна» в Омске Вячеслав Касымов, «ВымпелКом» еще несколько лет назад запустил карту «Билайн» (MasterCard), которая позволяет оплачивать любые покупки по всему миру, накапливать бонусы и тратить их на оплату услуг связи, получать дополнительные скидки на товары партнеров, без комиссии пополнять и переводить денежные средства, а также пользоваться кредитными предложениями.

«Банки и крупные социальные сети делятся планами создания виртуальных сотовых операторов. Мы тоже пробуем новые модели бизнеса. Самое очевидное направление для нас — это финансовые сервисы. Они помогают использовать возможности и сильные стороны, которые у нас есть», — заметил Касымов.

В пресс-службе МТС на вопрос «ДО» ответили, что компания выбрала модель развития финансовых и банковских услуг на основе глубокой интеграции с родственным МТС Банком. С 2011 года МТС продвигает кредитные и дебетовые банковские карты «МТС Деньги», а в конце августа этого года презентовали новую карту «МТС Smart Деньги».

«Банковская карта — это лишь переходная ступень к созданию инфраструктуры бесконтактных платежей с помощью мобильного телефона, и мы работаем над этим. Этой осенью в МТС запустили мобильное приложение «МТС Деньги», с помощью которого абоненты смогут моментально загружать в NFC-смартфоны виртуальные банковские карты, проездные билеты и скидочные купоны для бесконтактной оплаты товаров и услуг, получения скидок в магазинах. Также с 1 ноября пользователи финансовых и банковских сервисов МТС и «МТС Банка» получили доступ к сервису бесконтактных платежей Apple Pay», — отметили в пресс-службе компании.

Комментарии

Самсонова Антонина,руководитель направления «Мобильная связь и Интернет» портала Банки.руСейчас мы видим тенденцию активного перемешивания рынков. Операторы представляют финансовые продукты (карты «МегаФон», МТС, «Билайн»), банки идут в телеком (недавняя новость, что Сбербанк запустит своего виртуального оператора). На самом деле операторы уже давно «делают набеги» на финансовую сферу: мы все помним оплату через SMS различных услуг и контента, выделение отдельного счета у абонентов «Билайна» для оплаты развлекательных и прочих услуг. Операторы замыкают на себя абонентов, предлагая клиенту скидки, если он пользуется и тарифом, и картой компании. Услуга уже сейчас довольно популярна: абоненты экономят на связи и получают дополнительные бонусы, а карты лучше продвигаются за счет сильного бренда и мощностей оператора. Тем не менее будущее — за электронными и бесконтактными платежами. Можно говорить о том, что, выпуская банковские карты, операторы как бы приучают абонентов пользоваться своими сервисами при совершении платежей. Но тут банки тоже не стоят на месте, совсем недавно Сбербанк запустил возможность оплаты через Apple Pay, затем подтянулись другие банки (Альфа-Банк, ВТБ 24, Открытие, Бинбанк, Тинькофф Банк, Райффайзенбанк, Санкт-Петербург, МТС Банк).
Гридюшко Дмитрий,руководитель проекта «Мобильная коммерция» АО «Петер-Сервис»Выпуском банковских карт оператор полностью закрыл всю линейку платежных возможностей абонентского счета. Ранее абоненты уже могли переводить деньги с одного счета на другой, расплачиваться в интернете. Теперь стали доступны и традиционные покупки. Мобильный телефон рано или поздно сосредоточит в себе и платежную функцию. Уже сейчас все топовые модели смартфонов по умолчанию поддерживают NFC. Если нет NFC в телефоне, то в будущем можно будет приобрести сим-карту с NFC. Это значит, что бесконтактные платежи в равной степени будут доступны как с пластиковой карты, так и с мобильного телефона. Несмотря на то что деньги со счета абонент с банковской картой будет тратить не только на оплату связи, но и на сторонние товары и услуги, операторы путем комиссий с поставщиков этих товаров и услуг смогут в конечном счете повысить выручку с одного абонента.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (148) от 15 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: IT и Телеком

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий