Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 ноября 2016 07.00

История омских медиавойн: кто использовал СМИ в борьбе за свои интересы

Скоро исполнится пять лет с момента окончания одной из наиболее разрушительных, продолжительных и жестоких омских медиавойн — информационного противостояния Леонида Полежаева и Виктора Шрейдера. «ДО» вспомнил и другие примеры, когда политические и бизнес-интересы решались с помощью журналистских перьев и чернил.

В декабре 2011 года Виктор Шрейдер, уставший и резко постаревший после двух лет информационного противостояния с неудержимым Леонидом Полежаевым, вынужден был оставить город, которым руководил шесть лет. Впрочем, даже уход с должности не обеспечил ему тишины в эфире. Эхо войны еще преследовало его: продолжались судебные тяжбы со СМИ, наиболее рьяно нападавшими на противника губернатора, не иссякли претензии к его подчиненным, на какое-то время оставшимся работать в мэрии.

«ДО» окунулся во времена тех баталий и попутно вспомнил другие медийные стычки, сотрясавшие город в последнюю пятилетку.

Под медиавойнами мы подразумеваем публичные конфликты, участники которых использовали медиа как орудие против своих врагов, независимо от того, «сражались» ли журналисты на голом энтузиазме, платной основе или стреляли по цели, будучи аффилированными с той или иной группой влияния.

Ветераны войны: губернатор Омской области* Леонид Полежаев, мэр Омска Виктор Шрейдер.

Casus belli (причина войны): Резкий рост самостоятельности мэра Шрейдера, формирование в его стане альтернативного центра власти с группой влиятельных региональных персон (в первую очередь, начальник УВД Виктор Камерцель). Ряд муниципальных и бизнес-проектов, которые не укладывались в логику Полежаева. Возрастные особенности главы региона вкупе с патерналистским стилем управления.

Оружия массового поражения: На стороне Полежаева «играли» телеканалы ГТРК «Омск» и «Антенна 7», газеты «Омская правда», «Новое обозрение», «НОС», журналы «NB. Особое внимание», «Омский вестник. Деловая среда», сайт РИА «Омск-Информ», московский телекиллер Андрей Караулов, федеральные СМИ. В арсенале Шрейдера имелись дула «Вечернего Омска», ГТРК «Иртыш», «Домашней газеты», РИА «СуперОмск» и искренне сочувствующих ему частных СМИ.

Время «Ч»: В конце 2009 года областные СМИ начали производить пробные единичные выстрелы по Шрейдеру. Во время мэрской выборной кампании 2010 года губернатор поддержал не действующего градоначальника, а его единственного серьезного соперника — Игоря Зугу. Летом того же года, после выхода из отпуска (во время которого неизвестные распространяли слухи о смерти Полежаева), губернатор фактически прекратил личное общение с главой города и перестал приглашать его на заседания облправительства.

Договорились до того, что: «По сравнению со Шрейдером даже падлюка фюрер был скромнее» (цитата из газеты «Новое обозрение». — «ДО».), «по поручению мэра Шрейдера занялись строительством бани в подвале представительства (города в Москве)», «Виктору Шрейдеру, похоже, выгоднее стереть с карты Омска историческую часть и построить каменные джунгли» (цитаты из телепрограммы «Инструкция по выживанию» на «Антенне 7»).

Степень разрушения: Виктору Шрейдеру пришлось досрочно оставить пост мэра и перейти на работу в Госдуму. Война ударила и по всей его команде — руководящие посты покинули практически все подчиненные. Впрочем, позже многим членам команды удалось даже пойти на повышение в областные структуры, но это уже совсем другая история.

Эхо войны: Во время сентябрьских выборов 2016 года Леонид Полежаев фактически поддерживал соперника Виктора Шрейдера по думскому округу — малоизвестного в Омске Дмитрия Горовцова. Бывшего губернатора не смутил даже тот факт, что Горовцов является членом «Справедливой России».

Ветераны войны: президент издательского дома «ТРИЭС» Сергей Сусликов, предприниматель Сергей Морев (Омский агрегатный завод, «Высокие технологии», ТК «Океан», медиахолдинг РИА «НДС» и др.)

Casus belli: В сентябре 2016 года состоялись торги на право установки рекламных щитов. Участникам аукциона, среди которых был и многолетний лидер местного рынка наружной рекламы Егор Сусликов (сын главы «ТРИЭСа»), предлагались крупные лоты. Сусликов-младший не смог получить ни одного из них. Фактически из почти 400 действующих договоров об аренде у него осталось лишь около 30. Зато сразу 179 конструкций достались незаметно, но уверенно зашедшей на омский рынок компании «ДиалогАвиаТревел», аффилированной с Сергеем Моревым.

Оружия массового поражения: На стороне издателя — принадлежащие ему журнал «Бизнес-курс» и сайт БК55. Посильную помощь сопернику Сусликова оказывало РИА «Омск-Информ», которое, как пишут в прессе, связывают с Моревым стратегические отношения.

Внесли свою лепту и СМИ, контролируемые Моревым. Впрочем, на сайте «НДС» можно найти лишь корректные и безэмоциональные упоминания о том, что Егор Сусликов затянул с демонтажем рекламных конструкций, у которых истек срок договора.

Время «Ч»: В конце лета 2016 года издания Сусликова, и без того неравнодушные ко всему, что связано с именем Морева, с утроенной силой принялись писать о его политических амбициях, влиянии на чиновников мэрии и Вселенную, о попытке узурпировать власть.

В ответ на «Омск-Информе» систематично начали появляться материалы из серии «Немного плохого о Сусликове». Журналисты припоминали издателю резонансные истории, связанные с именами членов его семьи, предсказывали скорую кончину бизнесу отца и сына, брали интервью у анонимных бывших работников «ТРИЭСа».

Договорились до того, что: «Морев вознамерился обложить данью участников омского рынка наружной рекламы, сдавая в аренду щиты пресловутого «суперлота», «один из самых одиозных омских олигархов запросто поставил под сомнение само наличие государственной власти в Омской области» (цитаты из материала в «Бизнес-курсе»), «складывается впечатление, что Сергей Сергеевич сейчас сильно связан некими обязательствами и плотно сидит у кого-то на крюке», «степень уязвленного самолюбия у Сергея Сергеевича, похоже, столь высока, что заставляет опасаться не самых адекватных реакций, а, следовательно, и публикаций» (цитаты из материалов РИА «Омск-Информ»).

Степень разрушения: Короткие автоматные очереди до сих пор периодически слышны из лагерей обеих сторон. Сам Морев, придерживаясь своей обычной стратегии, публично не демонстрирует интереса к боевым действиям. Маневры же издателя становятся все более предсказуемыми и неоригинальными.

Ветераны войны: гендиректор омского аэропорта Виктор Титарев, один из его предшественников на этом посту Сергей Круглов.

Casus belli: Титарев предложил выкупить бизнес-зал, который хоть и располагался на территории аэропорта, но принадлежал компании «Омскавиасервис», аффилированной с Кругловым. В «Омскавиасервисе» заявили, что готовы отдавать актив только за гораздо более высокую цену, и отказались заключать сделку. После этого аэропорт оборудовал собственный бизнес-зал, тем самым лишив компанию Круглова стабильного дохода.

Впрочем, источник противоречий между управленцами мог находиться не только в финансовой, но и в идеологической плоскости. Многие эксперты характеризуют Сергея Круглова как довольно специфического человека со сложным, непримиримо-боевым характером.

Оружия массового поражения: Круглов, благодаря давним доброжелательным отношениям с редакцией «Коммерческих вестей», публиковал свои критические материалы на страницах этого издания. В свою очередь, Виктор Титарев, выстроив добрые отношения с коллективом «СМИ 55», давал ему ответы в «Деловом Омске». Также управленцы вели то анонимную, то персонифицированную переписку друг с другом в комментариях к материалам на нескольких сайтах.

Время «Ч»: В марте 2014 года «КВ» опубликовали открытое письмо работников «Омскавиасервиса». Подписанты высказали недовольство тем, что Титарев решил пересмотреть распределение доходов от деятельности бизнес-зала. 10% прибыли (вместо прежних 30%) он предложил оставить за «Омскавиасервисом», остальные 90% — за аэропортом, арендующим бизнес-зал.

В ответ на это Титарев заявил, что в открытом письме есть не соответствующие действительности фразы, и подал в суд иск о защите чести и достоинства. Ответчиками стали директор «Омскавиасервиса» Андрей Похилюк и «КВ». С этого момента открытые письма и интервью, от лица Круглова и Титарева, стали частым явлением.

Договорились до того, что: «Наличие такого (как Виктор Титарев. — «ДО».) управленца в «Омском аэропорту» опасно как с экономической, так и с точки зрения обеспечения безопасности», «предприятие, в которое он (Виктор Титарев) попал, скорее всего, по недоразумению...» (из комментариев Круглова «КВ»), «вы относитесь к предприятию, которым руководите, именно как торгаш, лавочник» (персонифицированный комментарий Круглова, обращенный к Титареву, под материалом на сайте «КВ»), «хочется настоятельно порекомендовать вам, Сергей Федорович, побольше летать, анализировать опыт коллег в разных странах и регионах, узнать все-таки на 63-м году жизни, что есть неавиационные доходы, мерчандайзинг, в конце концов, стратегия управления покупателями и потребителями» (анонимный комментарий на сайте «КВ», автором которого, по мнению Круглова, мог быть Титарев).

Степень разрушения: Конфликт Титарева с Кругловым плавно перерос в недопонимание с областными властями и коллективом аэропорта. Итогом нараставших, как снежный ком, скандалов стал уход Титарева с поста гендиректора аэропорта.

Ветераны войны: группы влияния Шрейдера-Камерцеля, группа влияния Сергея Морева.

Casus belli: Столкнулись политические интересы двух команд, планировавших участвовать в выборах депутатов Заксобрания по одним и тем же округам. Милитаристский дух, возможно, навеяло и общее состояние напряженности, связанное со стартом сентябрьской кампании.

Время «Ч»: В мае, накануне единороссовских праймериз, в федеральном издании «Росбалт» был опубликован список людей, которые «должны» победить в партийном голосовании. В нем не оказалось «людей Шрейдера-Камерцеля» (Сергея Аношкина, Валерия Борисова, Валерия Калганова, Дмитрия Павлова и Андрея Ткачука), зато были указаны имена всех представителей так называемой «моревской» группы — Дмитрий Шишкин, Игорь Попов, Вячеслав Васильев, Владимир Половинко. Градус недовольства между соперниками после этого усилился. Как усилились и внезапно возникшие претензии к общественной организации Андрея Ткачука «Оплот» со стороны СМИ, связанных с Моревым финансовыми отношениями.

Оружия массового поражения: Издания медиахолдинга «Слово» («Домашняя газета», ИА «СуперОмск», «Первый городской канал»), силы Морева — газета «Четверг», РИА «Омск-Информ». Был даже запущен специальный «антиоплотовский» сайт, создатели которого размещали в посторонних СМИ на платной основе объявления с обращением ко всем «пострадавшим от деятельности «Оплота». Ресурсы «Оплота» в основном предпочитали обороняться, а не наступать, даже поздравили Сергея Морева с днем рождения, пожелав ему «только хороших новостей».

Договорились до того, что: «Ткачуковский «О.П.Л.О.Т.» — это Объединенная Партия Людей Ограниченной Трудоспособности», «Ткачук — шишкотряс», «Ткачук не видит помойки у себя под носом» (цитаты из материалов на РИА «Омск-Информ»).

Степень разрушения: Пошумели и разошлись. Все три так называемых «моревских» кандидата прошли в Заксобрание. От «Оплота» прошли Дмитрий Павлов и Валерий Борисов.

Ветераны войны: глава Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства региона Вадим Морозов, депутат Заксобрания Степан Бонковский, региональное отделение партии «Единая Россиия» и зампред правительства Владимир Компанейщиков.

Casus belli: В качестве причины эксперты, знакомые с ситуацией, называли финансовую несговорчивость Вадима Морозова. Якобы он не спешил инвестировать в партию и партийных кандидатов. Сам господин Морозов эту версию не подтвердил, но и не опроверг.

Время «Ч»: В конце прошлого года на «12 канале» вышла передача «Акценты недели», главным антигероем которой стал депутат Заксобрания Морозов, претендовавший на переизбрание в парламент. Впоследствии нападки на Морозова продолжились. ГТРК «Омск» посвятил несколько сюжетов тому, как плохо он выполняет функции депутата.

Оружия массового поражения: ГТРК «Омск» и иные СМИ, предоставлявшие площадки для выражения позиции Морозова и его сторонников. Так, например, Степан Бонковский на платной основе опубликовал в «Бизнес-курсе» материал в поддержку Морозова. В нем он назвал «нелепыми» все обвинения в адрес коллеги по Заксобранию и в целом высказал удивление тем, что никто из партии власти больше не захотел поддержать попавшего под раздачу товарища.

Договорились до того, что: «Депутат Морозов под прицелом телекамер старается быть как можно ближе к телу главы области, хотя губернатор, кажется, и не обращает на него особого внимания. Причем к излюбленному месту господин Морозов обычно двигается, не взирая на препятствия. Телеоператоры и фотографы уже жалуются, что работать мешает» (цитата из сюжета на ГТРК «Омск»).

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (148) от 15 ноября 2016

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 10):

Володя
Кукушка хвалит петуха за то , что хвалит он кукушку!
22 ноября, 13:49 | Ответить
Вован
Бухыхы, коллеги добрые очень люди, отметились в комментариях
21 ноября, 12:49 | Ответить
ЧерВОНЯЩЕМУ
А за жаб ты, Вова, ответишь!
19 ноября, 22:52 | Ответить
Вовин друг
Кому он ответит, онаниму убогому, который ссыт свое имя засветить? очень страшно))
19 ноября, 23:43 | Ответить
коллега
Слабенькая аналитика в стиле "где-то слышали, а где и что конкретно - не помним". Ни причин происходившего, ни любопытных подробностей. Мертвый материал, как и все писульки Коробовой. А по формату сильно похоже на обзор "Где в Омске можно дешево сделать эпиляцию в зоне бикини", причем с бикини у нее лучше получается.
19 ноября, 08:49 | Ответить
Имярек
Коробову саму контузило на одной из медиа-войнушек
18 ноября, 12:08 | Ответить
флаг тебе в руки
Да и тебя, имярек, судя по всему тоже контузило, что ты даже свое имя забыл и прикинулся анонимным дурачком))
18 ноября, 12:14 | Ответить
Грамотеи
Чушь невообразимая. Одно путается с другим, шестое с девятым… Даааа… Чушь с претензией на анализ.
18 ноября, 11:05 | Ответить
умная курица
"С этого момента формат открытых писем и интервью, последовательно выходящих то от лица Круглова, то от Титарева, стал частым явлением".
"Формат" не может стать "частым явлением". Формат или такой, или другой. Частыми могут быть сами письма и интервью. Вот к чему приводит злоупотребление модными штампами.
Статья неплохая, но главное, чтобы Деловой Омск не скатился к тому же.
18 ноября, 10:53 | Ответить
редакция
Спасибо, поправим
18 ноября, 12:33 | Ответить