Как прошел год для омских газелей бизнеса: от «суперплодотворно» до «сложно»
В 2016 году многие омские предприниматели стали гораздо меньше говорить о кризисе, большинство из них уже сумели перестроить рабочие процессы в соответствии с новой реальностью, хотя некоторые сферы все еще продолжает лихорадить.
Как для вашей компании прошел 2016 год?
— Год был успешным. Не роскошным, но успешным. Мы открыли филиал в Новосибирске. Запустили еще один бизнес. Организовали ряд крупных проектов, два из них с численностью более 20 тыс. человек.
Как вы оцениваете бизнес-климат в Омске? Легко ли заниматься здесь своим делом?
— Сложно, в городе до сих пор много людей из 90-х! С людьми из других городов как-то проще бывает общаться, и неважно, какого ранга этот человек. Думаю, омичам нужно быть более открытыми.
Как прошел 2016 год для вашей компании, что было самым сложным и интересным?
— Мы работаем в сегменте недвижимости, а его, как известно, лихорадит в первую очередь. Сейчас у нас идет своеобразная волна перезагрузки: нанимаем новых сотрудников и переучиваем старых. Хотя, несмотря на все сложности, есть в нашей компании и свои звезды, к примеру, в сфере коммерческой недвижимости, которые совершают успешные сделки. Еще мы сейчас готовимся к юбилею. В следующем году нашей компании исполнится 20 лет.
Как вы оцениваете бизнес-климат Омска?
— Безусловно, предпринимателям стало сложней. Федеральные тренды обсуждать нет смысла, они характерны для всех регионов. В Омске же сильнее, чем у соседей, упал потребительский спрос. Это чувствуют на себе предприятия торговли и поставщики разных услуг. До сих пор на потребительской активности сказывается уход с рынка «Мостовика».
Вторым фактором является морально-психологический климат в регионе. Мы сегодня наблюдаем все то, что называется «кошмарить бизнес». Силовики активизировались, участились проверки и «посадки», причем в одной мясорубке оказались и предприниматели, и чиновники.
Как для вашей компании прошел 2016 год?
— Год прошел как у всех: сложно, трудно. Из нового — освоили производство крупнопанельных домов новой серии, но кризис не дает его развернуть. Из интересного — запустили дельфинарий и океанариум в Новосибирске. Из самого полезного — ДК «Рубин», который мы восстановили и открыли в День города, и Дворец бокса, под который мы реконструировали здание бывшего аэропорта местных линий.
Что было самым сложным в 2016 году?
— Самое сложное — это кризисные явления, которые продолжаются в стране. В строительстве они нарастают. И я думаю, что 2016 год, переходящий в 2017-й, будет для строителей самым трудным.
Как вы оцениваете бизнес-климат в Омске?
— В последнее время везде в стране стало сложно заниматься бизнесом. Но не всеми видами, а теми, которые больше всего пострадали от санкций. Я считаю, для строительной отрасли сделано недостаточно, чтобы уменьшить или вообще ликвидировать влияние этих санкций. Понятно, что у строителей наступает тяжелый период — у предприятий и у людей нет излишка средств, которые можно инвестировать, направлять на улучшение жилищных условий. Людям приходится сжиматься в своих потребностях, остается самое необходимое — питание, медицина, образование детей. Решением проблемы могла бы стать доступная ипотека по минимальной ставке, в идеале — по нулевой.
Как для вашей компании прошел 2016 год?
— На старте пришлось практически не спать, первый выходной получилось сделать аж через четыре месяца после открытия.
Самым сложным оказалась необходимость работать по всем направлениям одновременно. Самым интересным было работать с первыми учениками и получать благодарные отзывы.
Как вы оцениваете омский бизнес-климат?
— В Омске есть хорошая почва для бизнеса. Сейчас наметилась тенденция по созданию интересных стартапов в разных сферах, благодаря им в городе царит приятная атмосфера. В том числе, среди моих друзей есть те, кто запустил свой бизнес. Многие новые проекты направлены на повышение качества жизни, они хотят сделать этот мир лучше и краше, это очень радует и воодушевляет.
Думаю, мало кому легко дается открытие своего бизнеса. И совершенно неважно место, главное — любить свое дело, и тогда оно будет давать силы для реализации проекта.
Как прошел 2016 год для вашей компании, что было самым сложным и интересным?
— Для «Просто Шапки» год был суперплодотворным. Мы открыли цех, закупили оборудование, через полгода открыли розничный магазин, а потом переехали в цех большего размера и наняли больше сотрудников. Это было очень волнующе и интересно. Самым сложным было организовать работу производства, разобраться с ассортиментом и начать прогнозировать продажи, чтобы сформировать склад готовой продукции.
Как вы оцениваете бизнес-климат Омска?
— Я всегда оценивала бизнес-климат в Омске адекватно. Мы четко определили свою аудиторию и ценовую политику и придерживаемся этого курса. В последнее время появилось много интересных проектов в Омске, улица Ленина, на которой находится наш магазин, ожила, СМИ постоянно проявляет к нам интерес — мне грех жаловаться.
Как для вашей компании прошел 2016 год?
— Каждый год для компании StepClub — это новые открытия. Мы постоянно расширяем круг брендов, которые интересны нашим покупателям, открываем для омичей самые яркие и интересные модели из мира моды. В 2016 году в компании StepClub произошли изменения. Это переезд магазина Baldinini в комплекс «Миллениум», переезд магазина «Парад звезд» в ТОК «Флагман». Кстати, в магазине «Парад звезд» мы создали формат shop-in-shop. Для нас в 2016 году самым важным было сохранить всех клиентов магазинов, чтобы каждый из них узнал новый адрес и получил еще большее удовольствие от покупок.
Как вы оцениваете бизнес-климат в Омске? Легко ли заниматься здесь своим делом?
— Мы всегда считаем, что сложности только делают сильнее. Да, появилось больше игроков, в том числе и федеральных. Это и онлайн- и офлайн-магазины. Но конкуренция заставляет нас быть еще внимательнее к желанию покупателя, еще более грамотно планировать коллекции и оставаться на пике моды.
— Бизнес-климат в Сибири и в Омске хороший. Мы привыкли оценивать его, исходя из макроэкономических показателей страны: цен на нефть, дефицита бюджета и т. п. Такой подход склоняет к тому, чтобы делать вывод о повсеместном ухудшении климата в последние годы. Однако региональный бизнес Сибири за последние несколько лет значительно укрепился. Неэффективные предприятия ушли, а эффективные улучшили позиции. Многие федеральные и международные компании остановили экспансию в Сибирь и дали шанс местным бизнесменам. Стоит упомянуть и эффект импортозамещения. Те предприниматели, которые крепко стоят на ногах, сделали ставку на реальный сектор и просчитывали свои риски, при этом сохраняли внутренние ресурсы на случай форс-мажорных ситуаций, сейчас активируют инвестпроекты, присматриваются к M&A (сделкам слияния и поглощения. — Прим. ред.), сохраняют норму прибыли. Омск не исключение. Огромный город с прекрасными традициями в промышленности и АПК, высоким уровнем топ-менеджмента и собственников бизнеса — все это база для развития здорового делового климата и рынка. Сейчас в сегменте крупного и среднего бизнеса мы видим и обсуждаем с омскими компаниями достаточно много идей и интересных проектов на 2017 год.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №50 (153) от 20 декабря 2016 года
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 2497
Самое читаемое