Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

24 декабря 2016 07.00

История стартапа: Надежда Королева о клубе любителей настольных игр

Создать империю, спасти Робинзона Крузо, стать детективом и рассекретить убийцу — для многих взрослых людей это стало частью досуга. Рынок настольных игр в России всего за три года вырос с 2,5 до 6 млрд рублей. Как рассказала владелица клуба-магазина «Подземелье и дракон» Надежда Королева, в Омске круг адептов мира «настолок» постоянно увеличивается.

Фото автора из личного архива

Превратить хобби в бизнес — не редкость для стартапов. У Надежды Королевой получилось увлечение мужа настольными играми конвертировать в доходное дело. Интересно, сам он даже не думал о такой возможности. А вот жена, имея бухгалтерское образование, увидела в «настолках» перспективу для бизнеса.

Именно супруг и познакомил Надежду с настольными играми. Начинали с домашних турниров. Но большой компанией из 12-14 игроков дома играть было не совсем удобно. Решили для общего увлечения найти отдельное помещение.

Оказалось, что арендовать даже небольшой зал довольно затратно, нужно как-то отбивать вложения. Так родилась идея создать клуб-магазин. «Подземелье и дракон» (название отсылает к одной из популярных игр) действует уже два года. Число клубовцев быстро выросло до 50, потом до 100. Сейчас количество тех, кто приходит играть хотя бы раз в месяц, достигло 150 человек. Не считая тех, кто покупает игры для дома.

«Для меня было неожиданностью, что у нас в Омске столько людей любят настольные игры, разбираются в них, следят за новинками! — поделилась Надежда. — А выбирая товар для магазина, я поразилась, сколько крутых игр есть у российских производителей, не говоря уже про мировые бестселлеры».

Идея на миллион

Первоначальный капитал нашли в семейном бюджете — 300 тысяч рублей.

Но выяснилось, что этой суммы не хватит. Деньги пошли на отделку помещения, закупку оборудования. А покупать товар оказалось не на что. Пришлось брать кредит в банке — еще 700 тысяч.

Супруги говорят, что не рассчитывали на столь большие вложения, надеясь обойтись собственными средствами.

Надежду первые трудности не испугали. «Я ставила маленькие цели и вполне их достигала, — рассказала она. — После первой закупки как раз начался кризис. Я бы запаниковала, если бы дело сразу было масштабным. Теми деньгами, что были вложены в начале, можно было рискнуть». Искала товар сама: связывалась с поставщиками, находила посредников.

Магазин стал окупать себя уже на третий месяц. Сейчас выручка в месяц составляет около 300 тысяч рублей, но чистая прибыль из них пока небольшая — 20-30 тысяч.

Хорошие соседи

Сначала снимали небольшое помещение на улице Богдана Хмельницкого. Но скоро поняли, что и оно не в состоянии вместить всех желающих. Когда в турнирах участвовали по 40-50 человек, то некоторым игрокам приходилось стоять чуть ли не в дверях.

Да и среди жителей дома, где поселился «Дракон», нашлись недовольные таким соседством. «У нас не кабак, а магазин настольных игр, и посетители нашего клуба в основном тихие ботаны-студенты, — недоумевает Надежда. — Но какой-то бабушке показалось, что днем (!) они слишком эмоционально обсуждают игры под ее окнами».

Зато в новом помещении на Почтовой улице клубу повезло с соседями. Один из них — «Модная рюмочная» — стал даже бизнес-партнером: этим летом бар открыл в «Подземелье» свою стойку с напитками и закусками. «Для нас это плюс, — считает Надежда. — Нашим игрокам стало уютнее в клубе. К тому же бар платит нам субаренду».

Да и само помещение доступнее, расположено в центре города, а по площади вдвое больше. После переезда на новое место расходы ощутимо выросли — аренда увеличилась в два раза, немало уходит на закупку игр, плату за кредит, охрану, уборку, зарплату. Первые восемь месяцев Надежда с мужем работали вдвоем, а сейчас в магазине два продавца.

Солдатики для папы

Настольные игры уже давно не только детская забава. Самые активные геймеры — молодежь, в основном студенты. Но многие члены клуба — это работающие люди 30-45 лет. Взрослые дяди и тети приходят в клуб и раскрашенными солдатиками устраивают сражения на столе.

По разнообразию жанров игры могут сравниться с Голливудом. Агрессивные битвы, захватывающие приключения, головоломные расследования, глобальные стратегии... Сама Надежда — поклонница спокойных семейных игр. Например, «Токайдо», где нет никаких острых конфликтов. Это игра — путешествие, а победителем становится тот, кто получил больше всего впечатлений по баллам.

Современные «настолки» — недешевое развлечение. Непосвященному трудно поверить, что настольная игра может стоит десятки тысяч рублей. Например, за Cthulhu Wars («Войны Ктулху») придется выложить около 20 тысяч. Это не считая всяких дополнений, на которые приходится раскошеливаться настоящим фанатам.

Но прелесть клуба в том, что перед покупкой можно попробовать игру. Разовое посещение стоит 100-200 рублей в день, абонемент на месяц — 500. Для получения статуса привилегированного члена клуба нужно не только платить по 1000 рублей в месяц, но и получить одобрение владельца «Подземелья». Для таких геймеров — а их сейчас 15 человек — есть отдельная комната с библиотекой фантастики в сотню томов, скидки на покупки и участие в турнирах.

От почасовой оплаты по принципу «антикафе» сразу отказались: посетитель должен не думать о времени, а получать удовольствие от игры. Например, «Сумеречная империя» может длиться 10-14 часов, а то и несколько дней.

Выигрышное дело

По мнению владельцев клуба, в Омске почти нет конкуренции в их сфере. По сравнению с Москвой, где в шаговой доступности можно найти 2-3 клуба по «Вархаммеру» (Warhammer) или «Малифо» (Malifaux), в Омске пока затишье. «МосИгра» или «Хобби-таун» занимаются только продажей игр и не имеют своих клубов.

Несмотря на то что большую часть доходов приносит магазин, Надежда немало сил и денег вкладывает именно в развитие клуба. Почти каждую неделю в «Подземелье и дракон» проводятся турниры, костюмированные вечеринки, пати-геймы.

Среди дополнительных услуг — прокат игр. Есть покрасочная станция с большим набором красок — фанаты «настолок» приходят сюда собирать и раскрашивать свои модели, тех же солдатиков.

Сделать новый ход

Даже спустя год после рождения сына Надежда не оставляет клуб. Хотя и признает, что нелегко совмещать материнство и бизнес.

«Я знаю, что сейчас недорабатываю, многие вопросы решаются не так быстро, как хотелось бы, — говорит она. — Тем более, когда все получается, есть огромное желание, чтобы было еще лучше. Но на поиск новых игр, переговоры с поставщиками, разработку турниров нужно время».

Задачи на будущее — наращивать прибыль за счет роста ассортимента. А дальше в планах — открыть еще две точки по продаже игр в торговых центрах.

Уже проведены переговоры с крупнейшим издателем настольных игр в стране «Мир хобби», чтобы открыть магазины под их брендом.

Советы стартаперам от Надежды Королевой:

Однозначно совет number one — быть фанатом своего дела! Это заразительно, и окружающие непременно это почувствуют и не останутся равнодушными.

Второе — оптимизм! Обязательно! Верьте в свое дело, будьте терпеливы, не сдавайтесь и упорно идите к своей цели. Даже если что-то не получилось так, как вы задумали, хотели, ищите плюсы!

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №50 (153) от 20 декабря 2016 года

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий