Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

18 января 2017 07.19

Игорь Федоров: «Быть или не быть муниципальному транспорту?»

Этот гамлетовский вопрос уже несколько лет стоит перед муниципальным транспортом нашего города, особенно его автобусной частью. Обновлять парк не на что, переработки запрещены, долги перевалили за 300 млн рублей…

Александр Румянцев

По большому счету такая ситуация у муниципалов уже была 10 лет назад. Тогда, если кто забыл, муниципальные предприятия с огромными долгами в бюджеты разных уровней были обанкрочены, на их месте появились новые, за счет бюджетных вливаний был обновлен автопарк... Однако все эти меры не решили главного: эффективность муниципалов, система организации работы автопарков остались на практически советском уровне.

Самоуспокоение

В то же самое время параллельно с муниципальным рос и развивался общественный транспорт коммерческих перевозчиков. Сначала это были «ГАЗели», затем постепенно им на смену приходил новый подвижной состав. Стоит отметить, что в Омске коммерческих перевозчиков всегда рассматривали как придаток муниципального транспорта. Департамент транспорта (ДТ) мэрии Омска всегда пытался отводить коммерсантам функции мифического подвозящего транспорта с соответствующим подвижным составом автобусов малого класса. Сейчас совершенно очевидно, что в этом и крылась главная стратегическая ошибка. Мэрия и предпринимателям, и себе долгие годы внушала мысль, что, дескать, мы с большими автобусами сами будем возить основных пассажиров, а вы, мол, со своей «мелочью» будете их только, условно, довозить до наших автобусов и электротранспорта.

По этой причине коммерсанты не покупали большие автобусы, а ПАТП не покупали автобусы среднего класса. Но пересаживаться по 2-3 раза пассажир по понятным причинам не желал. И коммерсанты постепенно создали полностью дублирующую муниципалов собственную маршрутную сеть, причем основанную преимущественно на тех же

«ГАЗелях». Это устраивало и коммерсантов, и, как ни странно, мэрию, которая по-прежнему мнила себя основным перевозчиком в Омске. Не понимая при этом, что стремительно теряет платежеспособных пассажиров, которые массово или покупали личный транспорт, или уходили на коммерческие микроавтобусы, которые были новыми, теплыми и за те же деньги.

Забытые номера

А тем временем муниципальный транспорт в силу отсутствия средств на обновление парка из года в год сокращал производственные программы, один за другим ликвидировал маршруты, перебрасывая оставшийся подвижной состав на более доходные направления. Так, за какие-то 5-6 лет исчезли муниципальные автобусные маршруты № 2, 4 ,5, 7, 9, 10, 11, 15, 18, 19, 27, 30, 35, 36, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 48, 50, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 81, 82, 84, 85, 86, 91, 97, 98, 99, 100, 102, 104, 105, 106, 107, 108. Это больше половины из тех 110 маршрутов, что работали в городе. Около половины из них подхватили коммерсанты. Да и сам ДТ изменил мнение по поводу коммерческих перевозчиков, осознав, что с ними вполне можно выстраивать рабочие отношения.

К сожалению, эти отношения удавалось выстраивать не всегда, да и помощи коммерсантам от мэрии было мало. Так, например, 10 новых автобусов ЛиАЗ компании «Стенли» были сняты с маршрутов и уехали в другой город, а компания обанкрочена. Причин было много, главной из которых явилась задержка выплаты межтарифной разницы, т. е. попросту «кидок» предпринимателя.

Кто эффективнее?

Межтарифная разница — еще один камень на шее, только не ПАТП, но теперь уже городского бюджета, а значит, и всех нас. Буквально несколько недель назад РЭК утвердила новые тарифы для перевозчиков:

ПАТП-4 — 30,72 рубля;

ПАТП-7 — 28,2 рубля;

ПАТП-8 — 28,06 рубля;

ПАТП-2 — 28,18 рубля;

МП «Электрический транспорт» — 32,39 рубля;

ИП Торопова — 24,85 рубля;

ИП Бондаренко — 24,57 рубля;

ИП Карнышова — 23,57 рубля;

«ТорТранс» — 23,56 рубля;

«Автосила» — 25,11 рубля.

Первое, что бросается в глаза, — у коммерсантов, ценник оказывается ниже. То есть они конкурентоспособнее муниципальных предприятий. Далее легко прикинуть, что при сохранении стоимости проезда на уровне 22 рублей объем компенсации межтарифной разницы должен составить сотни миллионов рублей.

В самом деле, при прогнозных перевозках на электротранспорте в размере 22 млн пассажиров за 2017 год межтарифная разница составит 228 млн рублей. Муниципальный автотранспорт перевезет пусть 70 млн человек. В этом случае можно говорить о компенсации в 434 млн рублей. Общий объем, таким образом, только по муниципалам может составить около 660 млн рублей, а ведь есть еще и вышеупомянутые частники, которые тоже претендуют на бюджетные миллионы. Правда, как оказалось, не все: тот же «ТорТранс», по словам Николая Артемьева, не претендует на межтарифную разницу.

При этом в 2017 году на компенсацию межтарифной разницы на всех перевозчиков в бюджете заложено всего 250 млн рублей. Сами муниципалы говорят о том, что им нужно 516 млн рублей, а выше было показано, что реальная потребность будет еще больше — в противном случае, получается, муниципальные предприятия прогнозируют и закладывают новый спад пассажирских перевозок. Сейчас, правда, ДТ закрыл 27 так называемых дублирующих маршрутов, что, по словам директора Алексея Мартыненко, приведет к росту пассажиропотока у муниципалов на 10%. На фоне уже накопленных долгов в 328 млн рублей (из них 272 млн — это налоги и взносы) подобный рост, даже если он и будет, очевидно, не спасет муниципальные ПАТП. Не спасут их и долги мэрии перед транспортниками в размере 141 млн рублей — некоторые из них тянутся еще с 2012 года. Это нужно наконец-то признать и принять как данность.

Надежда на закон

Большие надежды ДТ возлагал на 220 закон, который должен был навести порядок в транспортной сфере. Непонятно, правда, как он мог помочь тонущим муниципалам, ведь 220-ФЗ не дает преференций перевозчикам какой-то либо формы собственности, а наоборот, вводит единые правила игры. А в рамках этих единых правил муниципалы будут как раз проигрывать из-за более высокой затратной части. Более того, теперь нельзя банкротить ПАТП, потому что новое юрлицо, только созданное, не имея опыта работы, не сможет выиграть ни одного маршрута. Кроме того, буксует и реализация закона. Так, передача данных в уполномоченную областную информационную структуру ничего не дает ДТ в плане контроля за перевозчиками, потому что выявилось несовершенство программного обеспечения. У ДТ есть свои программы, но перевозчики отказываются подключаться к нему — это и незаконно, и дороже. Перевозчики чувствуют, что ДТ подыгрывает муниципалам, путая функции организатора перевозок и перевозчика.

У коммерсантов все по-разному. Они используют разные схемы ведения бизнеса. Эти схемы, разумеется, не гарантируют ни соблюдения графиков, ни какой-либо стабильности и ответственности. Водитель сделал план, отдал таксу хозяину авто, тот отстегнул долю владельцу маршрута. У таких товарищей, как правило, действует нерегулируемый тариф.

Другие выстраивают серьезные структуры, в рамках которых все функции централизуются, что позволяет и привлечь финансирование, и наладить контроль.

Третьи идут еще дальше и строят практически вертикально-интегрированные структуры, включающие не только транспортные компании, но и газовые заправки, рекламно-маркетинговые, ремонтные и прочие организации. Эти бизнесмены готовы инвестировать и уже инвестируют в транспорт сотни миллионов рублей, готовы цивилизованно возить пассажиров и планировать бизнес на долгосрочную перспективу. Однако периодические заявления ДТ о закрытии тех или иных маршрутов, разные правила игры для своих и чужих делают транспортный рынок очень рискованным со всеми вытекающими последствиями для бизнеса и пассажиров.

В нынешних непростых условиях ДТ и мэрии нужно набраться смелости и сделать несколько важных выводов. Все основные усилия ДТ и города нужно бросить на сохранение и развитие электротранспорта, который, конечно же, является частью городской инфраструктуры, может и должен возить огромные массы людей, быть показателем цивилизованности, и при этом его невозможно представить в частных руках. А вот автопредприятия, хочет этого ДТ или нет, прекрасно работают в немуниципальной форме собственности. И усилия ДТ и мэрии должны быть направлены на сохранение инфраструктуры пассажирского транспорта. В любом случае, ПАТП исчезнут сами собой в ближайшие 5-10 лет: у них просто не останется подвижного состава, ибо в тарифе средств на обновление нет, а вваливать новые бюджетные деньги в эту бездонную дыру уже никто не будет, этих денег просто нет. На этот период есть вариант сохранения за 1-2 ПАТП основных магистральных и самых прибыльных маршрутов, к чему ДТ и так вынужденно движется последние годы.

Кому нужно помогать

Другая часть усилий мэрии и ДТ должна быть направлена на пестование и помощь тем предпринимателям, кто зарекомендовал себя с лучшей стороны и готов пахать на благо пассажиров. Им пригодится содействие мэрии, в крайнем случае пусть хоть не мешают. По словам некоторых участников рынка, они готовы и раньше, и сейчас привести в город сотни автобусов среднего и большого классов. Их работа будет если не бесплатной для города, то организованной с минимальными затратами для бюджета, это видно из тарифов РЭК. А пассажиры только выиграют, поскольку их будут возить за те же 22 рубля не холодные автобусы 20-летней давности, а большие новые и теплые машины.

Комментарии

Мартыненко Алексей,директор департамента транспорта мэрии Омска

В результате мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети увеличится пассажиропоток в транспортных средствах, в том числе в муниципальном транспорте, что позволит пассажирским предприятиям получить дополнительные доходы порядка 150 млн рублей в год и улучшить их финансовое состояние.

Ближайший год для муниципального транспорта будет тяжелым, уверен, переломным, при этом уже через год-полтора мы с вами сможем заметить изменения в лучшую сторону. Способствовать этому будет формирование новой, более качественной и эффективной маршрутной сети, организация работы всех перевозчиков в рамках действующего законодательства. И если все пойдет по намеченному нами плану, то через 5 лет проблем с пассажирскими перевозками в Омске не будет, а законно работающие перевозчики, в том числе и муниципальные пассажирские предприятия, будут стабильно работать.

Артемьев Николай,учредитель ООО «Автодор»Я отчетливо понимаю, что транспорт — это инфраструктурная составляющая любого города. И я готов инвестировать в эту инфраструктуру. Уже сейчас, например, наши новые автобусы ездят по 73 маршруту, интервал — 6-7 минут, по 72 маршруту. Бюджетные дотации мне не нужны, мы даже готовы снизить стоимость проезда, брать новые автобусы десятками и сотнями, не повышая стоимости проезда. При этом я не понимаю, почему бюджет, т. е. все мы, омичи, должны оплачивать сотни миллионов неэффективному муниципальному транспорту.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (156) от 17 января 2017

Самое актуальное в рубрике: Власть

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 7):

Богдан
Да закрыть давно пора троллейбус, скажите кому он в городе нужен? Я вот ни разу не видел новых единиц. А на хлам садиться желания нет. Закрыть все это давно пора и отдать территорию под сто. Вон как сделали с патп-4 половину территории отдали под строй рынок. На водниках территорию застроить домами. Место хорошее. Я б сам там построил дом. А депо оно в Омске не нужно.
31 января, 17:12 | Ответить
Емельян Пугачёв
Подскажите хочу купить лошадь хочу ездить на работу по городу можно ездить в бричке ?
30 января, 23:21 | Ответить
Пассажир
Да как продать троллейбусный парк? Они че там сдурели?! Они закрыли под домом трамвай 10 маршрута, ещё был пятый тоже его закрыли. Сейчас продают депо по ватутина. Оно самое молодое, вроде как открыто в середине 80-х годов. Оно находится на краю Омска( левого берега) никому не мешает. И троллейбус там никому не мешает. Зачем разрушать то его на левом берегу. Надо наоборот создавать маршруты и проводить их в новые микрорайоны! Например по Ватутина, Конева. Бульвар Архитекторов. Прибрежный. Там не то что автобусов нет, там и маршруток нет. А троллейбус бы мог спасти жителей
20 января, 00:44 | Ответить
Игорь Федоров
Линии нужны там, где есть поток
20 января, 08:42 | Ответить
Некст
Игорь хорошая статья. Молодец!
Сейчас горячо стоит вопрос с продажей троллейбусного депо на левом берегу и фактически "убийством рогатого". Как следствие этих реформ закрытие маршрутов. Потому как все машины не уместятся в стенах первомайского. А значит последуют списания транспорта. И снижение количества троллейбусов на основных маршрутах. На левом берегу нужен троллейбус и нам нужно это депо! Почему они не хотят продать девятый парк? Они в своё время продали первый парк и что там сейчас? Разрушенные боксы. Территория не огорожена. Продали 10 парк( территория по 10 лет октября 186). Продали трампарк в нефтянниках. Постепенно идёт развал всех транспортных предприятий на месте которых в последствии жуткое зрелище. Сколько лет "колом" стояло Алпи?
19 января, 15:31 | Ответить
Георгий
Необходимо сохранить троллейбусные депо, как депо №1, так и депо №2. Продать их смогут за копейки, а вот потом инвестировать в строительство уже придётся миллиарды.

Более того, в отличие от автобусов, троллейбусные линии проложены по центровым магистралям, где уже априори есть пассажиропоток. Необходимо сохранять, восстанавливать и наращивать троллейбусное сообщение. Уже сейчас вдоль троллейбусных линий по Ватутина и Бульвару архитекторов выстроены новостройки и люди на остановках ждут транспорт. Поэтому актуальность этих троллейбусных линий растёт.
Растут микрорайоны вдоль троллейбусных линий на левом берегу и на Московке, поэтому, считаю, глупым продажу троллейбусного депо №2. Сдавать в аренду - пожалуйста, продавать - недопустимо.
21 января, 19:50 | Ответить
Игорь Федоров
Все это надо беречь, потому что парки - они нужны будут коммерсантам. А городу работников парков можно пристроить
19 января, 19:05 | Ответить