Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 января 2017 10.00

Сергей Маричев: «Мы едва сводили концы с концами, думали, зачем все это надо?»

Сергей Маричев вместе с сыном Яном делают в Омске оборудование для гитар, которое раскупается по всему миру. Среди клиентов — сотни рок-музыкантов, даже легендарные U.D.O.

Александр Румянцев

Офис компании AMT Electronics заставлен приборами, микросхемами, проводами и разной электроникой. И, конечно, здесь же электрогитары. На этих инструментах испытывают инновационные гитарные «примочки», которые потом полетят в Японию, Аргентину, Перу, Германию, Чили, США, Индию, Мексику, Бразилию, Сингапур и другие уголки мира. Это усилители, преобразователи звука, гитарные педали, процессоры эффектов — все то, без чего немыслим современный sound.

Музыка нас связала

А начиналось все в конце 80-х, когда слово «бизнес» еще было не в почете, а предприниматели открывали не компании, а кооперативы. Такой кооператив (один из первых в Омске) и создал бывший радиомеханик завода «Электроточприбор» Сергей Маричев. Еще на заводе он увлекся музыкой — тогда чуть ли не в каждом цехе был свой ВИА. Но музыкального оборудования в стране почти не было, а импортную технику было не достать. Инженерная смекалка и страсть к музыке сделали свое дело — Сергей начал вечерами и ночами сам собирать нужные приборы, которые походили бы на заветные «забугорные» аналоги.

Сделал себе, потом друзьям, затем их приятелям. И вскоре о мастере узнали музыканты, работавшие в ресторанах. Пошли заказы, тогда решили поставить производство на поток.

Но кооператив проработал недолго: в 90-е рынок наводнили дешевые китайские товары, и предприятие пришлось законсервировать.

В 2000 году младший сын Ян, заканчивая учебу в омском политехе, предложил отцу возродить производство. «Я подумал, почему бы и нет, — вспоминает Сергей. — У меня было не особо хорошо с работой, и сыну нужно куда-то устраиваться после института, будем работать вместе».

Трудная увертюра

За годы простоя оборудование и комплектация морально устарели, нужен был апгрейд. «Без помощи друзей, которые дали нам в долг под честное слово, мы бы не смогли начать бизнес», — говорит Сергей Маричев. Дружеская поддержка в сумме 2,5 млн рублей пошла на модернизацию производства и выпуск первых образцов. Позже выяснилось, что для старта требуется гораздо больше, но отступать было некуда.

«Сейчас я бы не решился на кредитные деньги начинать дело, это колоссальная ответственность, было очень тяжело», — говорит предприниматель.

Первую продукцию сын отвез в Новосибирск, удачно продал там, и дело пошло. Через год решили показать свои товары на Международной выставке MusikMesse во Франкфурте. Это самый известный в мире форум среди музыкантов, и засветиться там — значит выйти на мировой рынок. Что и сделали Маричевы. Их оригинальные разработки оценили иностранные музыканты, и с 2002 года омские предприниматели начали отправлять небольшие партии продукции за рубеж. Но больших денег бизнес не приносил — все заработанное уходило на погашение кредита, аренду, закупку комплектующих.

«Мы еле-еле сводили концы с концами. Были мысли: зачем вообще все это начал?» — рассказывает основатель компании. А тут еще в 2008 году грянул кризис... Казалось бы, дело — труба.

Кризис в помощь

Но все сложилось наоборот. После очередной выставки во Франкфурте спрос на продукцию омичей резко подскочил. «К этому времени произошло, видимо, накопление критической массы: наша продукция продавалась уже в 5-6 странах, стали узнаваемы на рынке», — объясняет неожиданный успех Сергей Маричев.

Сейчас омское предприятие имеет разветвленную сеть дистрибьюторов — в 36 странах! Пятый год подряд компанию признают лучшим экспортером Омской области.

В 2016 году открыли представительство в Италии, создав офис продаж и склад в городе Форли. И стали крупнейшим европейским дистрибьютором собственной продукции. Для небольшой российской компании это редкость.

«Булавой» по конкурентам

Как известно, нет пророка в своем отечестве, и в России отношение ко всему «нашему», а особенно к технике и электронике, не самое теплое. Вот и продукция AMT Electronics больше известна западному потребителю, который приносит компании 65-70% всей прибыли.

В России основной источник дохода — это интернет-магазин. После его открытия объемы продаж по стране выросли в 4 раза. Для отечественных покупателей компания держит цены в 2-3 раза ниже, чем в прайсе для иностранцев. Как говорит Сергей Маричев, это сделано принципиально, хотя некоторые «сметливые» соотечественники иногда пользуются разницей в стоимости для перепродажи товара за границу.

Бизнесмен поделился, что при выходе на международный рынок сначала был комплекс провинциальности — все-таки небольшое предприятие из российской глубинки. Но иностранные коллеги предложили, напротив, сделать акцент на том, что это товар родом из Сибири. Сейчас мода на все российское, иностранцам особенно нравится военная тематика. Так появились названия Bulava или SS-20, намекающие на одноименные ракеты. Маркетинговый ход сработал, сейчас на всех продуктах компании значится: Made in Russia, Omsk.

«Японская девочка» вывела в лидеры

Если вначале компания пыталась догнать иностранцев, то сейчас обратная ситуация. Омичи изобретают вещи, которые потом начинают копировать конкуренты.

Яркая история с Japanese Girl. Так называется небольшая гитарная педаль с «вау-эффектом». До этого все производители и омичи тоже выпускали только большие педали, они хорошо расходились на рынке. Но музыкант из Японии, который занимался и продажей музыкального оборудования, упрашивал омичей разработать именно маленькую педаль. Через несколько лет уговоров они сдались и собрали образец. Новинка произвела «вау-эффект», которого сами производители не ожидали. «Если бы я знал, что произойдет такой взрыв спроса, мы бы на несколько лет раньше их начали выпускать», — смеется Сергей.

Два года омичи были монополистами со своей «Японской девочкой», а потом их хитовую разработку подхватили и другие.

Все только начинается!

Сейчас в штате AMT Electronics 35 человек. Многие сотрудники компании тоже музыканты. Днем они изобретают, программируют, паяют, собирают, а по вечерам играют и поют в ресторанах.

Среди работников есть не только омичи. На компанию трудятся инженеры-разработчики из Берлина, Москвы, Подольска, Самары... Ежедневные планерки проходят по «Скайпу». Есть и именитые сотрудники, один из них — гитарист и вокалист группы «Лесоповал» Станислав Волков.

Растет количество заказов — в месяц продается около 1000 единиц продукции. Сейчас у омской фирмы насчитывается почти 200 эндорсеров по всему миру — музыкантов, использующих их оборудование. Их география тоже впечатляет.

«Не скажу, что сейчас малина и рай, — говорит Сергей Маричев. — Нужно постоянно быть в тренде, рождать идеи, внедрять новинки. Это держит компанию в тонусе». Девиз фирмы «Все только начинается!» говорит сам за себя.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (156) от 17 января 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий