Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 января 2017 07.00

Миссия выполнима: где омский бизнес искал партнеров в 2016 году?

Предприниматели Омской области в прошлом году активно осваивали новые рынки сбыта своей продукции. Самым перспективным из них единогласно признан Китай. При должной поддержке властей в обозримом будущем он может составить серьезную конкуренцию традиционному Казахстану.

Фото: Петр Ковалев

В 2016 году представители малого и среднего бизнеса Омской области 15 раз организованно выезжали за пределы региона в поисках потенциальных партнеров.

В основном бизнес-миссии проходили за рубежом: в России выездные переговоры состоялись всего в четырех городах, тогда как за границей — в 12 (одна поездка могла охватывать несколько городов). Участниками бизнес-миссий стали около ста юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

*Нажмите на картинку для увеличения

К — Китай

Самой массовой и в то же время самой продолжительной стала бизнес-миссия в Маньчжурию с 18 по 26 марта. Ее организацией занимались параллельно Центр поддержки экспорта Омской области (функционирует на базе областного Агентства развития и инвестиций) и Омская торгово-промышленная палата. Совместными усилиями они вывезли в Китай 17 компаний. Бизнес представлял сферу деревообработки, производства и реализации зерна, продуктов питания, медицины и транспорта. Поездка была признана крайне удачной: по итогам переговоров подписаны соглашения на общую сумму около 10 млн долларов США, запланированы совместные инвестиционные проекты.

«Мы были первооткрывателями Маньчжурии среди других регионов России. Наши компании по итогам бизнес-миссии поняли, что существует очень много точек соприкосновения с Китаем. Эта страна для нас интересна как с точки зрения сбыта продукции, так и с точки зрения приобретения уникальных технологий, которые можно внедрить на производстве», — отмечает начальник Центра поддержки экспорта Екатерина Ефремова.

Еще один деловой визит в Маньчжурию состоялся в первую неделю июля. Четыре омские компании поучаствовали в бирже контрактов в рамках Тринадцатой китайской (Маньчжурской) северной Международной научно-технической выставки. Четверть же всех бизнес-миссий в 2016 году пришлась на Казахстан: предприниматели дважды посетили Алматы и по разу — Астану и Петропавловск. Дорожку в эту приграничную республику можно считать проторенной, и давно.

«В основном запросы от бизнеса поступают на эту страну. Туда проще экспортировать, туда проще логистика», — поясняет Екатерина Ефремова.

Казахстан занимает первое место по внешнеторговому обороту среди стран-партнеров Омской области. В 2015 году этот показатель превысил 364 млн долларов США, около 60% пришлось на экспорт региона. К примеру, ООО «Сибснэк» (производство снековой продукции под торговыми марками «Сиббалт», «Пивахис», Super Drive, «Семочки», «Хлебарики») выезжало в Казахстан трижды с 2014 года. По словам Инны Матросовой, регионального менеджера компании, неудачной была признана лишь самая первая бизнес-миссия, и то по независящим от «Сибснэка» причинам — скакнул курс рубля к тенге.

«Казахстан — это та страна, которая активно потребляет снеки: семечки, сухарики, чипсы и арахис. Однако она большая, и вкусовые предпочтения в разных городах отличаются. На юге не едят бекон, а у северян кухня более русифицирована», — отмечает Инна Матросова.

А — анализ

И организаторы, и участники бизнес-миссий солидарны в том, что перед тем как соглашаться на поездку, необходимо проанализировать рынок принимающей стороны. «Мы открыты для всех стран, но во все поставлять не получится. Европейские страны к иммунобиологическим препаратам относятся настороженно, у них медицинские доктрины другие, поэтому ни им, ни нам нецелесообразно работать по этому направлению. Наши потенциальные партнеры — страны бывшего СССР: Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия», — поясняет специалист по государственным контрактам ООО «Биомедсервис» Павел Савков. Что касается внутренних бизнес-миссий, то, по его словам, разрешенные наценки на препараты в регионах могут сильно отличаться, а значит, сделка будет заведомо невыгодной.

Маркетинговое исследование по выводу конкретного продукта на внешний рынок и оценку экспортного потенциала самой компании можно заказать у местных координаторов поддержки малого и среднего предпринимательства. «Наша задача — помогать компаниям, и если мы видим, что они в каком-то вопросе подтормаживают, мы лучше перенесем поездку на следующий год, чем сейчас они съездят впустую и навсегда разочаруются во внешнеэкономической деятельности», — предупреждает Екатерина Ефремова. Они же берут на себя работу по организации бизнес-миссии, которая включает в себя поиск потенциальных партнеров, подбор места и времени встречи, трансфер, изготовление рекламной продукции и т. п. Предприниматель оплачивает лишь дорогу, проживание и командировочные расходы. Подготовка к бизнес-миссии занимает от двух месяцев до полугода — в зависимости от того, зарубежная она или внутренняя. На проведение бизнес-миссий в 2016 году из федерального и областного бюджетов было выделено более 2,6 млн рублей. В следующем году и сумма, и количество мероприятий должны увеличиться.

П — перспектива

Перспективными для Омской области являются три рынка — азиатский (Китай), евразийский (Казахстан, Беларусь) и европейский (Германия, Венгрия, Финляндия, Польша, Италия). «С точки зрения приграничных партнеров мы хотели бы взять Павлодар. Большой интерес компании проявляют к Китаю. Возможно, что будет и Монголия — ей интересуются производители сельскохозяйственного оборудования. Посмотрим, как наш бизнес отреагирует на более высокоразвитые страны, такие как Япония и Финляндия», — рассказывает о планах на 2017 год начальник Центра поддержки экспорта. Центр поддержки предпринимательства при Омском регионального фонде поддержки и развития малого предпринимательства прорабатывает бизнес-миссии в Екатеринбург и Казань. «Казань нас заинтересовала по причине того, что там развиты информационные технологии.

Мы бы хотели, чтобы наши представители IT-бизнеса ознакомились с инфраструктурой работающего там парка. В Екатеринбург планируем отвезти производителей продовольственных товаров и игрушек. Сейчас проводится опрос бизнесменов, но уже ясно, что их больше интересует западное направление», — сообщила главный специалист Центра поддержки предпринимательства Анастасия Захарова.

«Мы хотим выйти в Китай, потому что знаем, что потребности этой страны в снеках достаточно высоки. Российские продукты питания там считаются более экологичными, более чистыми. Пока мы не можем наладить прямой контакт, работаем с Китаем только через посредников. Но хотим и сами съездить на выставку, чтобы напрямую сотрудничать с дистрибьюторами и дилерами», — говорит региональный менеджер ООО «Сибснэк».

В целом такое направление поддержки малого и среднего бизнеса, как бизнес-миссии, предприниматели считают важным, пусть и не все из них приводят к подписанию экспортного контракта. «Они в любом случае полезны, даже если опыт был негативным. Речь может не идти о заключении контракта или предварительной договоренности, но каждая такая поездка — это знакомство с внутренней средой региона и людьми, которые там работают. Такие контакты бесследно не проходят», — уверен Павел Савков.

По его мнению, больший эффект могли бы дать тематические бизнес-миссии: «Неплохо было бы, помимо общих встреч, организовывать поездки по конкретным направлениям и подбирать организации под такие запросы».

Новичкам в бизнес-миссию отправляться также не стоит. По словам Инны Матросовой, этот инструмент с большей вероятностью пригодится тем, кто уверенно чувствует себя на родном рынке, но хочет расширить географию поставок.

«Начинающим будет сложнее. Объемы экспорта будут совсем не те, на которые вы рассчитываете. Будет тяжелее найти крупных игроков, потому что они работают в основном с раскрученным товаром. Так что нужно быть готовым ко всему», — делится опытом Инна Матросова.

Несмотря на всю специфику бизнес-миссий, они действительно работают. В 2016 году только при поддержке областных структур было заключено 44 экспортных контракта на общую сумму 8,8 млн долларов США. Около 70% из них — по итогам бизнес-миссий (остальные — после приема иностранных делегаций в Омской области).

11 бизнес-миссий планирует провести Центр поддержки экспорта в 2017 году.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 2 (156) от 17 января 2017

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий