Атлант не расправил плечи: почему утонула омская «Атлантида»?
Последний «континент» любителей ночной жизни в Омске ушел под воду. А вместе с ним закончилась целая эпоха. Какой она была? «Деловой Омск» попытался взглянуть на «Атлантиду» как на феномен клубной культуры нашего города.
В Омске закрылся старейший и самый популярный ночной клуб, начавший свою историю еще на рубеже веков. В последнее время когда-то мощный клубный агрегат стал сдавать позиции. Но неожиданно новость о закрытии «Атлантиды» зацепила Омск, информация о любых подробностях этого дела набирала в интернете десятки тысяч просмотров.
Эхо 90-х, или Чем ночной клуб похож на баню
Почти сразу после открытия «Атлантида» стала центром притяжения для поклонников ночных развлечений. Тогда в Омске только зарождалась клубная культура, и посещение «Атлантиды» было своего рода must-have для многих омичей. Альтернативы почти не было. Омские предприниматели приводили сюда иногородних гостей и бизнес-партнеров. Парни на фейсконтроле знали в лицо всех ВИПов. Искушенные легионеры из «Авангарда» отрывались именно здесь. Достаточно вспомнить случай с Джоном Грэмом, которого уволили после бурного отдыха в клубе. Скандальная история всплыла в суде, когда иностранец потребовал от работодателя 77 миллионов рублей за незаконное, по его мнению, увольнение.
Многие говорят, что с закрытием «Атлантиды» закончилась эра клубной культуры. Впрочем, есть мнение, что завершилась она гораздо раньше, а клуб не смог уловить тренд и вовремя переформатироваться.
Похожая ситуация с банями. Они перестали быть местом для переговоров у бизнесменов. Сегодня не делают бизнес в банях, как это было в 90-х, когда подписание контракта не обходилось без похода в сауну. Банные комплексы открывались тогда в массовом порядке, это было выгодно. А сейчас, когда тема ушла, «банный» бизнес сошел на нет.
За 16 лет существования «Атлантиды» успело смениться целое поколение. Бывшим завсегдатаям клуба уже не близки предлагаемые здесь развлечения. В погоне за трафиком в какой-то момент клуб пошел по наклонной, развивая провокационные вечеринки на сексуальные темы. Знатоки говорят, что конкурсы «Слабо» в «Атлантиде» были даже откровеннее, чем в «Эвересте», сюжеты с «обнаженкой» из которого прогремели на всю страну.
У сегодняшнего поколения Y выбор досуга гораздо богаче. Миллениалам интереснее барная культура, арт-пространства с более локальными, тематическими встречами. У подобных форматов своя матрица успеха.
Плюсы и минусы
Почему же атавизму конца 90-х удалось пережить всех конкурентов и подобраться к 20-м годам нового века? Давая оценку клубу как бизнес-проекту, многие предприниматели отмечали среди сильных сторон профессиональную команду проекта. Руководство вовремя меняло направление развития, подогревая интерес к заведению.
«Устойчивость клубу придавали предприятия-спутники — рестораны и бары, которые концентрировались вокруг клуба как основного ядра», — уверен ресторатор Юрий Чащин.
Среди преимуществ «Атлантиды», позволявших быть на плаву столь долгое время, называют удачное расположение в центре города, удобные подъезды к зданию, хорошую парковку (что редкость для омских заведений).
Говоря о перспективах объекта, эксперты сходятся во мнении, что нужны крупные инвестиции и необычная концепция. «У этого места много плюсов, но сложность его — именно в объеме, — считает ресторатор Дмитрий Мичник. — Огромные площади рассчитаны специально под ночной клуб. Трудно придумать новое наполнение. Нужна хорошая идея и большие вложения, чтобы вдохнуть в заведение новую жизнь».
«В этих условиях вариантов использования помещения немного, — отмечает директор агентства недвижимости «Миард» Павел Кручинский. — Возможно, объект был бы востребован как офис для крупной компании. Торговля или общепит вряд ли будут здесь успешны».
Расцвет и закат омской «Атлантиды»
«Атлантида» стала во многом законодателем мод для омской индустрии развлечений. Именно с клуба началась и история одноименного холдинга, включающего сегодня 16 заведений, кейтеринговую службу и службу доставки.
Началась реконструкция промышленного здания под ночной клуб. В помещении на проспекте Карла Маркса ранее находилось заводоуправление предприятия «Электроточприбор». А еще раньше здесь был учебный корпус.
«Сама архитектура здания предполагала пафосное, имперское название. В конце 90-х роскошь была в цене, и «Атлантида» преподносилась как клуб с претензией, ориентация была на искушенную, солидную публику», — вспоминает коммерческий директор ресторанного холдинга Atlantida Group Вадим Гилев, пришедший в компанию за 9 месяцев до открытия ночного клуба.
Открывшись, «Атлантида» стала крупнейшим ночным клубом, первым тысячником — заведением, рассчитанным на 1000 и более посетителей. Это было первое мультиформатное заведение, где под одной крышей находились казино, боулинг, бильярд, спорт-кафе, стрип-холл.
Первыми из клубов поставили «на поток» проведение концертов. Сначала сами занимались организацией выступлений — приглашали звезд зарубежной эстрады: Dr Alban, Boney M. В рамках проекта «Музообоз» свозили в Омск почти всех российских звезд 90-х. Предоставляли площадку для других устроителей концертов.
«Проще перечислить, кого из артистов в «Атлантиде» не было, — говорит арт-директор Алексей Витрив. — Все рокеры: Носков, Сплин, Гарик Сукачев, эстрада прошлых лет... Приглашали модных диджеев. Мы даже стоимость за вход не повышали, это был чисто имиджевый проект. Но, к сожалению, модные в Москве или Петербурге исполнители или диджеи зачастую не могли собрать в Омске аудиторию».
Самые капиталоемкие вечеринки:
«Пена» — пенные вечеринки проходили только здесь. Приобрести такое дорогостоящее оборудование больше никто не мог себе позволить.
«Бои без правил» — единственные в городе проводили такие зрелища в клубном формате, да еще и в ежемесячном режиме. На танцполе устанавливали профессиональный ринг.
«Бабочки» — мужской стриптиз, для которого привозили танцоров из Новосибирска, Челябинска и Екатеринбурга. Популярный формат компания перенесла в другое свое заведение — ресторан «Империя».
Ребрендинг «Атлантиды». По заказу компании агентство Станислава Иванченко разработало новую концепцию под лозунгом «Игры для взрослых». Клуб стал позиционироваться как заведение для более возрастной и состоятельной публики. Маркетинговая кампания запомнилась в Омске пикетом студентов, пришедших к зданию клуба с плакатами «Пустите нас в Атлантиду!»
«Когда открылся XL, мы начали терять публику, — рассказал о причинах ребрендинга Вадим Гилев. — Но маркетинговый ход сработал успешно: и наших гостей вернули, и привлекли новую волну посетителей».
Реконструкция. Через восемь лет после открытия заведения фонды износились и потребовалось обновление. Был увеличен танцпол, появился второй ярус, а общая площадь достигла 90 «квадратов».
Произошел спад посещаемости. Работать в ежедневном режиме, как заявлялось ранее, было нерентабельно.
Планы по реновации клуба. Проект для «Атлантиды» разработали дизайнеры из Германии, специализирующиеся на построении клубного пространства с использованием LED-технологий. Но кризис подкорректировал планы. После роста курса валюты сумма, необходимая для реконструкции, стала астрономической, проект решено было оставить на полке.
«Для Омска это был бы беспрецедентный проект, — отмечает Алексей Витрив. — С экранами, проекциями, очень навороченный в техническом плане».
Решение о закрытии клуба. В 2016 году клуб стал нерентабелен, посещаемость резко упала.
«В свое время в понедельник было 800-1000 человек на вечеринке. А на последних вечеринках посещаемость была на уровне 200-300 человек», — рассказал арт-директор.
Сейчас площадка законсервирована, идет демонтаж мебели и оборудования. Руководство взяло тайм-аут, чтобы решить, что с делать с помещением дальше.
Комментарии
Чащин Юрий,ресторатор, соучредитель ООО «Сибирский провиант» | Вначале, безусловно, это было модное место. В свое время таким же модным был ресторан Il Patio. Сейчас это одна из многочисленных пиццерий, но когда заведение только открылось, это был первый «несоветский» ресторан с салат-баром и другими диковинками, которых тогда нигде больше не было. Но даже успешное заведение со временем теряет актуальность в концепции, в логистике и т. д. Для того чтобы возродить тему «Атлантиды» как центрального ночного клуба города, требуются большие вливания и совершенно новая, свежая концепция. Нужно почувствовать омскую публику, придумать то, ради чего она готова вернуться. Ситуация философская. А точнее — философско-экономическая. |
Мичник Дмитрий,ресторатор (кофейня Cappuccino, ресторан «Шаляпинъ», клуб XL, дискаунт-бар «Абсенто Море», караоке-бар Opera) | Рецепт долгожительства «Атлантиды»? Когда помещение в собственности, можно дольше продолжать работать, даже с низкой рентабельностью. Еще одно преимущество (чего, например, не было у клуба XL) в том, что в холдинг входят много заведений: если провисает маржинальность одного, выручают другие. |
Кручинский Павел,директор по развитию АН «Миард» | В «Атлантиде» бывал раза два и очень давно. Когда клуб только открылся, я был приятно удивлен интересным дизайном: из промышленного здания им удалось сделать комфортное, оригинальное заведение. Был на концерте группы «Воскресенье». Второй поход был неудачным: друзья позвали в клуб, мы попали на вечеринку «Слабо», и я понял, что эти развлечения, очень сомнительные по уровню культуры, не для меня. |
Стрельников Александр,учредитель компании «Ювелирный союз» | Был когда-то давно. Но «Атлантида» — это не мой формат. Это заведение больше для молодежи, мне не по статусу. Успех клуба был в том, что господин Седельников и его команда имеют профессиональный подход к своему делу. Уверен, что они примут правильное организационное решение, и их новый проект будет достойным и успешным, как и все их заведения. |
Есипенко Дмитрий,генеральный директор рекламного агентства «СТА» | В 2004 году мы в «Атлантиде» отмечали 10-летие компании, это был один из самых запоминающихся праздников. Лучше был только на 20-летие, которое мы праздновали на пароходе. Но вообще я не любитель ночной жизни, я женат и у меня трое детей. |
Нигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ» | Объем российского рынка ночных клубов на текущий момент составляет около $0,5 млрд. Основной объем выручки формируют заведения двух столиц. Непосредственно на Омск, по моим оценкам, приходится менее 1% рынка из-за относительно слабого платежеспособного спроса населения в регионе. На фоне снижения реальных доходов (в 2015 году из-за резкого увеличения инфляционного давления и негативной экономической конъюнктуры спад составил почти 4% г/г, в 2016 показатель снизился еще где-то на 5,6% г/г) и изменения структуры потребления общероссийский рынок последние два года сокращается в пределах 10-15%. По мере улучшения экономической конъюнктуры ожидается возобновление роста, но произойдет это не ранее чем через год. |
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 3 (157) от 24 января 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 9789
Самое читаемое