Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 февраля 2017 07.00

Бречалов Александр Владимирович Родился 18 ноября 1973 года в п. Тлюстенхабль Адыгейской АО. С 2013 года — сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта. С 2014 года — секретарь Общественной палаты Российской Федерации. С 2014 года — первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». С 2015 — член совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. По итогам 2015 года, по версии фонда ИСЭПИ, лидирует в рейтинге самых перспективных политиков России. С 2016-го — член совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Увлекается триатлоном, неоднократно преодолевал дистанцию Ironman («Железный человек»): плавание — 3,86 км, велогонка — 180 км и марафонский бег — 42,195 км). Женат, двое детей.

Александр Бречалов: «Думаете, в Общественной палате все 168 членов работают? Я человек 20 вообще никогда не видел»

Председатель Общественной палаты России, сопредседатель ОНФ и вице-президент «Опоры России» Александр Бречалов пообщался с редактором «ДО» в рамках вручения премии «Бизнес-Успех». Он рассказал о провале особых экономических зон, о том, как сделать лучший бизнес в сверхконкурентной сфере, и об уходе торговли в интернет.

Фото: Сергей Бойко

Александр Владимирович... Давос, Гайдаровский форум — это все высокие материи… А если совсем просто — куда движется экономика страны, ясны ли направления?

— Чтобы определять курс экономики сегодня да и вообще заниматься планированием, нужно первым делом провести инвентаризацию — а что получилось из предыдущих планов-то? Здесь у нас огромная проблема. Прежде всего с эффективностью. У нас масса федеральных целевых программ, возьмите хотя бы особые экономические зоны… Это же полный провал! Я могу все на цифрах разложить. И президент в прошлом году подписал указ о прекращении деятельности 10 таких зон. А там, между прочим, закопаны огромные деньги — просто астрономические!

Второе — экономическая модель в системе госуправления архаична, все работает в ручном управлении. Весь госаппарат громоздкий, неповоротливый. Мы недаром стали такое пристальное внимание уделять муниципалитетам в рамках премии «Бизнес-Успех», как-то стимулировать их внедрять современные практики развития предпринимательства. У нас 24 тысячи муниципальных образований в стране. Но не больше 10-15% а) ориентированы на развитие бизнеса, б) умеют это делать. Чтобы пробить какую-то инициативу, нужно пройти круги ада согласования…

Расскажите в нескольких словах о премии «Бизнес-Успех»: не многовато ли предпринимательских премий в стране?

— В США тысячи самого разного рода предпринимательских премий. Один только знаменитый Массачусетский технологический университет в Бостоне — МТИ, у него там 3 или 4 премии, и они очень престижны, за них идет очень большая борьба. Премия — неотъемлемый элемент популяризации предпринимательства. Я считаю, что в России катастрофически мало качественных премий, ведь на таких мероприятиях открываются новые проекты. Они не только популяризируются, но и качественно растут.

Есть примеры компаний, которые прошли через «Бизнес-Успех» и сейчас имеют сотни миллионов рублей оборота, а приходили с одним миллионом. За шесть лет в 53 регионах прошла премия, более 47 тыс. предпринимателей приняли в ней участие. В этом году мы наконец сформировали попечительский совет, который возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов. И на первом же собрании обсудили вопрос об усилении пропаганды и популяризации занятия бизнесом. Потому что, увы, предпринимательского бума не наблюдается. Число молодых людей, которые хотят заниматься этим видом деятельности, много лет остается неизменным. А где же тогда брать точки роста, если нет прорыва в этом деле?

А в каких направлениях посоветуете развиваться начинающим бизнесменам?

— Огромная свободная ниша — это внутренний туризм: эко-, этно-, агро-, событийный туризм. Спрос на эти услуги просто огромный. Сейчас его доля в ВВП составляет доли процента, а должна достичь минимум 10%.

Есть успешные, вдохновляющие реализованные проекты. Например, самая красивая деревня России Кинерма в Карелии. Предприниматель Надежда Колмыкова жалуется, что не справляется с турпотоком. Деревню, в которой не больше 10 дворов, в 2015 году посетили 3 тыс. человек. Все они оставляют деньги за проживание, питание, участвуют там в мероприятиях.

В Садкинский район Челябинской области приезжают семьями, чтобы посмотреть на маралов. В первый год после открытия его посетили 6,5 тыс. туристов. Другой яркий пример — село Вятское Ярославской области. Турпоток — 100 тыс. человек в год.

Поэтому если у вас небольшие инвестиции, создавайте экоферму и при грамотном маркетинге ожидайте не менее 2-3 тыс. гостей в год. Будете иметь 35 и более тыс. рублей чистой прибыли ежемесячно. Для малой территории это приличные деньги. Количество подобных проектов в нашей стране растет.

Я сам был в одном охотничьем комплексе в Новгородской области, пытался номер снять. Так он на год вперед весь забронирован. И кем? Китайцами. Оказывается, охота в Китае запрещена, они сюда едут пострелять. Я был в шоке.

Я понимаю, многие язвительно ухмыляются, когда речь заходит о внутреннем туризме… Ну возьмите Дубай... 20 лет назад это экономика на 90% состояла из торговли нефтью. Я бывал в те времена там, ездил за шмотками, торговал… Это же пустыня была! Ни черта там не было.

И сравните сейчас — совершенно сумасшедшие комплексы Мадинат Джумейра, Бурдж-эль-Араб, Джумейра Бич, Алькасар, Мина А'Салам. Миллиарды в год туда отвозят, и у них 10 лет назад уже половину ВВП составлял туризм. Половину! С 3% за 10 лет рывок до половины, вот и все. А у них очень ограниченные возможности по сравнению с нами. Тут даже просто сравнивать нельзя. Та же пальма — она же без шланга с водой рядом вообще не растет...

У нас масса федеральных целевых программ, возьмите хотя бы особые экономические зоны… Это же полный провал!

Ну внутренний туризм — это пока малые формы, а куда двигаться среднему и крупному предпринимателю?

— Конечно, можно тут поумничать про какие-нибудь нанотехнологии и альтернативную энергетику, но я в этом ни черта не понимаю, поэтому умничать не буду. На мой взгляд, самый яркий ответ на этот вопрос — Федя Овчинников. Он пошел в нишу, которая всем кажется наиболее занятой, — это фастфуд, пиццерии.

Ну где их нет? Мне кажется, они везде есть. И он просто стал лучшим без каких-то огромных вливаний. Я вам настоятельно рекомендую почитать его блог. Внимательно почитать. Первые инвестиции он привлек не через венчурные фонды или банки (5 млн рублей), а через интернет.

175 пиццерий. За два с половиной года он вынес «Папа Джонс» в одну калитку. У него собственная уникальная модель. Я специально ездил к нему в Сыктывкар. Есть риски, сложности, как и в любом бизнесе, но он молодец. Я к чему? Кто-то занимается перспективными высокими технологиями, альтернативной энергетикой, а кто-то просто идет туда, где уже высокая конкуренция, но делает этот бизнес лучше всех. У него выручка за год, можете себе представить, с миллиарда до двух миллиардов рублей.

А что касается торговли, как вы считаете, уйдет она в интернет?

— Вот пометьте себе прям: через 7-10 лет гипермаркетов, таких, как сейчас, не станет. Популярность набирают продажи онлайн. Их объем прирастает на 300% ежегодно. Лично я уже еду заказываю в интернете с доставкой и львиную долю продуктов покупаю онлайн.

Понятно, что привычная торговля будет оставаться в малых территориях. Но у нас концентрация денежного и товарного оборота на 80% сосредоточена в крупных городах.

Еще один вопрос по другой вашей профильной теме — общественной активности. Вот, скажем, в Омской области о региональной Общественной палате слышно, только когда она заканчивает работу созыва и начинает новую. И все — конец…

— У нас нет вертикали: региональные Общественные палаты напрямую не подчиняются палате России. Тем не менее я пытаюсь бодрить регионалов все три года, что работаю. Мы создали массу каналов коммуникации. У нас каждую среду, в 9 утра, онлайн-летучка. И есть результат — у нас все больше появляется активных общественных деятелей в субъектах РФ.

Но вы думаете, что в палате России все 168 членов работают… Да ладно! Я человек 20 вообще никогда не видел! А есть такой представитель у нас — я всегда это хохму рассказываю… На каждом пленарном заседании (оно проходит 4 раза в год), сразу после моего выступления, как только начинаются обсуждения, один человек, уж не буду говорить, кто конкретно, встает в центре зала и, будто разговаривая по телефону, выходит и растворяется. И такая картина каждый раз. Дежавю просто. Я еще всегда думаю: «Ну сядь ты с краю!» Ну а что? Он отметился, со всеми поздоровался, «пятерочку» пожал кому надо...

Здесь стоит добавить, что мы ведь оплачиваем приезжим членам Общественной палаты РФ дорогу, проживание. Мы обязаны это делать.

Или была другая ситуация — меня сорвали с пленарки в администрацию президента. Я проезжаю мимо ГУМа, дай, думаю, заскочу, подарок куплю. Выхожу, и мне навстречу четыре развеселых члена Общественной палаты с регионов идут хохочут, день прекрасный, солнечный, у них аж слезы льются от смеха. Один что-то рассказывает, другой — мороженое ест, отлично вообще! А в этот момент идет пленарка, они, по идее, там должны сидеть, общаться друг с другом. Увидели меня: «Ой! Александр Владимирович, а мы вот…»

И сказать-то нечего. Я говорю: «Мужики, ну вот честно, просто стыд и позор!» Зато на следующей планерке они сели на второй ряд и как за партой просидели.

И это вина не этих людей, я вам честно говорю. Это система координат такая выстроена. Представьте себя на месте губернатора. Вы тоже сделали бы себе, ну если не абсолютно безмолвную, то уж по крайней мере вполне лояльную Общественную палату. Потому что неадекватных людей столько… Приезжаешь в регион и видишь кого-то — он так «топит» с трибуны. А на деле ничего нет — одни слова. А если маргиналы…

В Кировской области есть два персонажа — они про «Бизнес-Успех» никогда не напишут, но оболгать Бречалова или какую-нибудь гадость про него тиснуть — всегда рады.

Я приехал в эту область к своим подшефным пацанам в спецучилище, а эти маргиналы там написали черт знает что про меня! Развели в соцсетях… Такие в Общественной палате не нужны. Они не за людей, они не за страну, они за себя. Они каждой такой публичной историей только капитализируют свое имя. Есть прайсы — нужно негатив покачать, пожалуйста.

Поэтому, на мой взгляд, среда реально деятельных активных граждан только-только формируется.

Ну и я всегда говорил, если губернатор грамотный, он создаст вокруг себя рабочую палату, чтобы турбулентность там была. Ведь людям очень многое нужно выплескивать, пар спускать, говорить о проблеме. Если этого нет, рано или поздно люди выйдут на улицу.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 4 (158) от 31 января 2017

Самое актуальное в рубрике: Власть

Добавить комментарий