Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

04 февраля 2017 07.00

История стартапа: Евгений Помогаев о фруктовых чипсах

Евгений Помогаев открыл производство фруктовых чипсов и овощных цукатов. Компания лишь недавно вышла на рынок, но ее продукцию уже можно найти не только в Омске. Благодаря контракту с крупным сибирским ритейлером, омские полезные «хрустяшки» будут продаваться в Новосибирске и других городах Сибири.

Александр Румянцев

Цукаты из тыквы и соломка из морковки, апельсиновые чипсы и яблочные сухарики... Эти экзотические деликатесы разрабатывают в омской компании «С-Фрукт Сибирь». Всего за полгода фирма наладила выпуск более 30 товарных позиций под брендом «Сибирские просторы». У потребителей уже появились свои предпочтения — особой популярностью пользуются цукаты из свеклы со вкусом смородины.

Научный взгляд на бизнес

34-летний доцент из Омского аграрного университета Евгений Помогаев задумал открыть собственное дело полтора года назад. Вопрос с выбором сферы бизнеса даже не возник.

«Так получилось, что вся моя жизнь связана с сельским хозяйством. Учился в аграрном университете, защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук. После учебы работал на старейшем крупяном заводе в Омске, потом — в местном представительстве федерального холдинга «Разгуляй», — рассказал Евгений.

Работая в сельхозсфере, заметил, что сушка как один из видов консервации овощей и фруктов в России практически не развита. «Заморозка, засолка, консервирование в соусах — все это широко распространено. Задумался, почему никто не берется за сушку. Когда взялся, конечно, понял почему», — смеется предприниматель.

Выяснилось, что для редкого направления трудно найти нужное оборудование.

Несмотря на трудности, Евгений уверен, что поле деятельности здесь очень широкое. Дегидратации подвергается все сельхозсырье — овощи, фрукты, ягоды, грибы, травы, листья, злаки... Все, что растет, можно обезвоживать и, меняя глубину переработки, получать новые продукты.

Оценив рынок, начали с простого — фруктовых и овощных чипсов. Только в отличие от картофельных чипсов это предельно диетический продукт. Целевой аудиторией компания считает любителей полезных лакомств и легких перекусов, а также всех, кто следит за своих здоровьем.

Редкий экземпляр

Производство запустили в начале 2016 года, но подготовка заняла весь 2015-й. Главной проблемой было найти современное оборудование для сушки. В России его делают всего три компании — все из Санкт-Петербурга, а импортные аппараты не доступны стартаперам по цене. В итоге остановились на питерском изготовителе, который предложил начинающей фирме наиболее интересные условия. Оборудование подходило под небольшие масштабы с возможностью увеличить объемы производства.

Один из приборов — машину для обработки яблок и для выбивания косточек из вишни — пришлось купить в Германии. Такие делают только там. «И сейчас мы оказались зависимы, — сетует Евгений. — Любые винтики-шпунтики стоят баснословных денег. С импортным оборудованием вообще не понятна экономика, не рассчитать, когда оно окупится».

В феврале ввели в эксплуатацию оборудование, сделали тестовые образцы. А с июня начали выпускать небольшие партии. Само производство находится в селе Петровка Омского района. Все сырье используется российское: яблоки из Самарской, Рязанской, Тамбовской областей, овощи и ягоды наши, омские.

Евгений ездил по регионам и выбирал поставщиков. В целом инвестиционный проект потянул на серьезную сумму — до 10 млн рублей. По словам Евгения, пришлось продать чуть ли не все свои активы и вложить в дело.

Эксперименты с сухариками

Из разнообразных технологий остановились на методе инфракрасной сушки. Евгений называет массу преимуществ этого способа. Он более щадящий в отличие от традиционной конвекции, которую применяли в советское время. Сушка происходит при более низкой температуре — 40-60 градусов, что позволяет сохранять витамины и полезные микроэлементы.

Это довольно быстрый процесс, занимающий всего 2-4 часа. К тому же происходит стерилизация продуктов. Высушенный таким способом продукт теряет в весе и объеме в 10 раз (нужно минимум места) и не требует особых условий хранения (например, не нужен морозильник, как для заморозки). И легко восстанавливает свои свойства, если замочить в теплой воде. Компания даже проводила такие эксперименты на многочисленных выставках в Омске. Ту же сухую соломку из моркови через несколько минут после замачивания было не отличить от свеженарезанной. Посетители были в восторге. Продукт может год храниться в засушенном виде, а когда необходимо — восстанавливается до исходного состояния.

Бизнесмен считает, что эта особенность его «сухариков» должна быть интересна не только на домашней кухне, но и для ресторанов, кафе, столовых и других пищевых предприятий. И это еще один перспективный рынок сбыта для его компании. Впрочем, осваивать новое направление он не спешит по ряду причин.

«Вся пищевая сфера у нас приучена к китайской и узбекской продукции, трудно пробиться с новинкой. К тому же наши масштабы пока не позволяют нам выпускать столько, чтобы закрыть потребности крупной компании. Пока мы ориентируемся только на розницу, и в этом направлении разрабатываем ассортимент», — объясняет Евгений.

За опытом едут из столицы

Сегодня 90% рынка сухофруктов — это продукция из азиатских стран, в основном из Узбекистана. Но руководитель «С-Фрукт Сибирь» не считает их конкурентами для себя.

«Это допотопная сушка: фрукты неделями лежат на солнце. Отсюда и особенности товара: его нужно отмачивать, отмывать от песка, и даже после этого иногда не понятно, что за кусочек фрукта перед тобой. Плюс сухофруктов в невысокой стоимости, но особой пользы они не несут», — считает Евгений Помогаев. Его компоты и узвары стоят дороже (100-граммовая пачка обойдется в 80-100 рублей), но потребитель получает чистый, наполненный витаминами продукт.

Современных технологичных предприятий по сушке в России почти нет. В Сибири никто не производит аналогичную продукцию. А по ассортименту у омичей вообще нет конкурентов в стране. За опытом работы в омский «С-Фрукт Сибирь» ездят даже из Москвы и Санкт-Петербурга.

Едва ли не единственным за Уралом можно назвать бренд «Яблоков» из Краснодара. Но южане специализируются на яблочных чипсах: при огромных объемах переработки у них всего 4 товарные позиции.

Перспективы в области сушки огромные. Можно работать с любыми овощам, фруктами и ягодами, создавая из них и простые чипсы, и деликатесы.

«А наш ассортимент насчитывает уже 30 позиций. Видимо, наш масштаб позволяет нам более динамично двигаться, мы постоянно проводим исследования по разным фруктам и овощам. И перспективы здесь огромные: к концу года список продуктов можно увеличить до 100. Можно развивать цукатное направление, делать ореховые смеси... Летом пробовали работать с ягодами, планируем продолжать и в этом году. Только из дикоросов, которые растут у нас в Сибири, можно сделать 15 позиций, начиная просто с сушенных ягод и заканчивая деликатесами из них», — делится планами учредитель. Среди новинок — готовые наборы для глинтвейна с пряностями и сухофруктами, такие в России еще никто не делает.

Сейчас в компании трудятся 25 человек, но штат еще не укомплектован. Не хватает специалистов на производстве — это основная проблема. Поскольку в Омске их просто нет, компания готова сама обучать кандидатов.

Финансовая отдача еще невелика, о прибыли пока говорить не приходится. На рентабельность, по прогнозам Помогаева, компания может выйти в течение 3-5 лет. «Хорошей поддержкой стала субсидия от омского министерства экономики: в конце года мы выиграли в конкурсе, и нам возместили 50% затрат на покупку оборудования», — рассказал он.

Покорение Сибири

Одной из главных задач Евгений Помогаев считает продвижение товара. Компания рассылала коммерческие предложения всем сетям и торговым точкам. Сейчас «Сибирские просторы» представлены во многих местных магазинах.

В иногородние сети, по словам предпринимателя, малому бизнесу пробиться почти нереально. «Федеральные ритейлеры захватили 60-70% рынка и пускают к себе только избранных, — говорит он. — А местному производителю некуда идти. Им неинтересно работать с нами, они готовы иметь дело только с крупными предприятиями. Их политика такова, что, заключив один контракт, они закрывают поставки сразу во все магазины в стране. Ну и что, что делают плохой продукт, главное — удобно».

Бизнесмен считает, что вопрос нужно решать на уровне правительства: «Чтобы «Ашан» или «О`кей» стали с нами работать, их нужно просто заставлять законодательно, иначе они угробят малый бизнес, — говорит он. — Даже после заключения контракта начинается выкручивание рук. Та же отсрочка оплаты: я, мелкий производитель, который вытряхнул все карманы, должен кредитовать федерального гиганта, чтобы дать им 60 дней отсрочки. Здесь явный перекос».

Договориться удалось пока лишь с одной федеральной сетью. «Мы заключили контракт с крупной новосибирской компанией «Холидей», у которой около 500 магазинов по всей Сибири. Сейчас прорабатываем дислокацию. Понятно, что начинать будем с малого перечня магазинов, но в принципе такое сотрудничество для нас — серьезное достижение», — отмечает Евений Помогаев. Благодаря дистрибьютору в Новосибирске компания нацелена охватить несколько городов Сибири. Следующая цель — Урал.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 4 (158) от 31 января 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Ольга
Очень рада новшествам на застоялом омском рынке. Особенная гордость за земляков. Успехов и укрепления позиций!
17 апреля, 12:04 | Ответить
Ded
Не сушат не потому, что нет оборудования. У нас любого оборудования практически нет. Вопрос в цене конечного продукта. На маринованные, заморозке сухого продукта меньше, себестоимость грамма ниже. Потребитель доволен. Сушка тяжело продается.
05 февраля, 19:47 | Ответить