Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

10 февраля 2017 07.00

Куда катятся таблетки: чем живет аптечный рынок после экспансии «Фармакопейки»

«Фармакопейка» поглотила омскую «Линию жизни», получив контроль над половиной рынка фармритейла в Омске. Самарская «Имплозия» предпринимает новые попытки завоевания местного рынка аптек.

Фото: Сергей Коньков

Плотность аптечной сети в Омске повышается: за год количество точек в городе выросло на 23%. Расстановка сил на рынке меняется, происходит выдавливание местных игроков. Одна из омских сетей обанкротилась, вторая влилась в «Фармакопейку».

Слияние с лидером

Одно из главных событий рынка в 2016 году — омская компания «Фармдело», управляющая одной из крупнейших омских аптечных сетей, стала франчайзи «Фармакопейки». По договору, заключенному в мае, под бренд «Фармакопейка» перешли все 47 аптек, входившие в сети «Линия жизни» и «Первая социальная». Совладелица компании Татьяна Бочарова считает результаты слияния успешными. «Благодаря объединению усилий, мы повысили оборот своей сети, хотя доходность и не совсем увеличилась, — прокомментировала она. — Но могу сказать, что без изменений наверняка нам было бы тяжело в нынешних условиях. Слияние с «Фармакопейкой» для нас большой шаг».

Таким образом, лидер рынка значительно усилил свои позиции: по оценкам участников омской фармрозницы, доля «Фармакопейки» увеличилась до 50-52%. Впрочем, по количеству точек этого не скажешь. Сейчас под этим брендом действует 245 точек в Омской области, из них 195 — в Омске.

Развивает сеть ООО «Медэкспорт-Северная Звезда». Основанное в Омске предприятие уже несколько лет подряд входит в число крупнейших фармдистрибьюторов в стране. А после слияния с тульской сетью «Твой доктор» «Фармакопейка» по итогам первого полугодия 2016 года заняла девятую позицию в топ-200 аптечных сетей России по версии медицинского портала Vademecum. По данным издания, выручка сети за этот период составила 7,4 млрд рублей (с НДС), а прирост по сравнению с первым полугодием 2015 года превысил 38%. Доля аптечного ритейлера на отечественном рынке — 1,58%. Правда, компанию «Медэкспорт-Северная Звезда» уже нельзя назвать омской, еще в 2015 году она перерегистрировалась в Москву.

Среди негативных событий прошлого года можно назвать банкротство Елены Богдашиной, экс-владелицы крупной омской сети «Здрава» и оптовой компании «Фармэкс». Впрочем, уход некогда успешной компании произошел не в прошлом году, а значительно раньше. Проблемы начались еще в 2013 году, тогда количество точек сократилось вдвое — с 20 до 10. А в июле 2016 года собственницу признали несостоятельной из-за долга перед кредиторами в 27,3 млн рублей.

Перемена мест

К началу 2017 года на рынке омской фармацевтической розницы снова произошли перемены в тройке лидеров. Возглавляет топ-3, как и прежде, «Фармакопейка», а на второй позиции оказалось «Омское лекарство» с «Госаптеками», потеснившее сеть «Семейных аптек». Все три игрока — единственные из омских сетей, кто входит в сотню крупнейших аптечных ритейлеров на российском рынке. При этом «Семейная аптека» занимает 69-ю строчку в топ-200 от Vademecum с долей 0,19% по стране. Портал указывает, что выручка компании, состоящей из 49 точек, составила 877 млн рублей за первое полугодие 2016 года. ОАО «Омское лекарство», учредителем которого выступает региональное правительство, издание поставило на 85-е место своего рейтинга, оценив выручку за полгода в 699 млн рублей. Компания с 130 филиалами в Омской области занимает 0,15% рынка России. Доля «Омского лекарства» на местном рынке составляет около 16%, «Семейной» — 15%.

Среди крупных сетей в Омске можно называть пермские «Аптеки от склада» с 56 точками, «Для вас» (ООО «Тиберий и К») — 20, новосибирскую «Мелодию здоровья» — 17 точек. Около трети аптек приходится на мелких местных игроков.

В целом в Омске, по информации «2ГИС», насчитывается 139 организаций в разделе «Аптеки», а всего действует 800 аптек точек продаж. Чуть больше года назад, в 2015 году, в городе работало 652 аптеки.

По данным аудита фармацевтического рынка России DSM Group, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в 2016 году составил 696,7 млрд рублей (с НДС). В течение года емкость рынка преимущественно падала, лишь в декабре произошел скачок вверх. Омская область, по оценкам экспертов, занимает примерно 1% аптечного рынка России, можно предположить, что годовой объем местной отрасли — 6-8 млрд рублей.

Оценивая омский фармрынок, его участники говорят об обострении и без того весьма жесткой конкуренции. Экспансия рынка дискаунтерами, ценовые войны, общий негативный фон экономики в стране и регионе — такая картина складывается на рынке последние два-три года. Для местной розницы характерно перенасыщение аптечными точками, особенно это очевидно на центральных магистралях, где на одном пятачке можно увидеть по три-четыре аптеки. На десять тысяч жителей приходится семь-восемь аптек. Учитывая низкий платежеспособный спрос, такая концентрация приводит в том числе и к демпингу: по словам игроков, в некоторых аптеках розничная наценка составляет 12% при обычной в 40%.

Для местной розницы характерно перенасыщение аптечными точками, особенно это очевидно на центральных магистралях, где на одном пятачке можно увидеть по три-четыре аптеки.

Со своим брендом

Генеральный директор «Омского лекарства» Игорь Богдашин привел такие данные по российскому рынку. По его словам, фармритейл потерял за 2016 год 10% в денежном выражении и 5% по количеству упаковок.

«Но на фоне общего спада для нашей компании год нельзя назвать неуспешным, — отметил руководитель «Госаптек». — Мы завершили год в плюсе: +22% в денежном выражении и +10% по упаковкам. При этом мы практически не открывали новых точек, прирост произошел исключительно за счет повышения эффективности работы существующих аптек».

К началу этого года под вывеской «Госаптека» работает 128 точек в Омской области, из них 35 — в Омске.

В 2016 году «Омское лекарство» начало активно развивать производство товаров под собственной торговой маркой. Компания выпускает около 50 позиций фирменной косметики, питьевую воду, биомороженое для диабетиков «Бифибум». На днях в продаже появились презервативы нижнего ценового сегмента под названием «Госаптека безопасность». Изделия продаются по 15 рублей за упаковку из трех штук.

«Выпуск собственных товаров — это высокорентабельный проект для нас, — говорит Игорь Богдашин. — По объемам продаж наша косметика сравнима с продуктами популярных российских марок. Мы планируем и дальше развивать этот проект».

По мнению конкурентов, «Омскому лекарству» удалось выйти в лидеры в основном за счет развития сети в районах области и поддержки из бюджета на организацию выдачи льготных лекарств. «Ни одна частная аптека не участвует в программе бесплатного предоставления лекарств, а для аптеки это очень выгодное направление», — отмечает Татьяна Бочарова.

Но по словам Игоря Богдашина, сама по себе выдача льготных лекарств прибыли не приносит: «Но это направление дает хороший трафик, который мы стараемся монетизировать, предоставляя дополнительные услуги».

К засилью дискаунтеров на рынке компания относится спокойно: «Итоги года, рост по всем показателям, не дают повода для уныния. Хотя у нас нет цели зарабатывать. Задача «Госаптеки» как инструмента правительства Омской области — создать условия для качественной организации выдачи льготных лекарств.

И сделать эту выдачу комфортной и удобной», — поясняет топ-менеджер.

В планах у компании на 2017 год — увеличить выручку на 10% по сравнению с предыдущим. «Омское лекарство» намерено развиваться не за счет расширения сети, а за счет специализации аптек. В этом году запускается сразу несколько новых проектов. Один из них — диабетические аптеки, где будут предлагаться все необходимые таким больным товары: от инсулина и полосок до продуктов питания и специальных носков. Открытие пилотной аптеки намечено на 1 марта. В рамках магазина «Доступная среда» будет предложена новая для Омска услуга — аренда средств для реабилитации (инвалидные коляски, костыли) и продажа комиссионных товаров. В районах области стартует еще один проект — «Госветаптеки», там будут продаваться корма, предметы ухода за животными, ветеринарные лекарства, вакцины, сепараторы, доильные аппараты.

Омску не фиолетово

Довольно внушительную долю продолжает занимать сеть «Аптека от склада», которую открыло ООО «Сибирия» из Перми. Компания зашла в Омск в конце 2014 года, заявив о намерении захватить 30% местного рынка. «Фиолетовые» аптеки появлялись с завидной скоростью во всех районах города. Но, по оценкам участников рынка, в 2016 году сеть значительно сбавила натиск. Сейчас сеть, по данным официального сайта, включает 56 точек в нашем городе. Ее доля, по оценкам участников рынка, не более 8-10%.

Совладелец пермской компании Андрей Годовалов рассказал, что не оставляет планов занять треть рынка: «Но это задача не одного года, мы постепенно идем к этой цифре». По его мнению, год был непростым для рынка, и в дальнейшем конкуренция будет лишь усиливаться.

«Рынок не растет, а сужается, и эта тенденция продолжится в 2017 году. Мы стараемся оптимизировать свою деятельность, чтобы не перекладывать свои затраты на плечи покупателя и удерживать лидерские позиции».

Участники рынка отмечают, что ценовые войны, в которые ввязалась компания, и тактика размещения аптек «дверь в дверь» с конкурентами не лучшим образом сказались на ее финансовых показателях. Еще одна слабая сторона компании — логистика. «В отличие от «Фармакопейки», имеющей базовую, домашнюю логистику, «Аптеки от склада» лекарства везут из Тюмени, что довольно затратно», — считает Игорь Богдашин.

«Оранжевая» революция

Гораздо активнее действует другой иногородний игрок — самарская «Имплозия». Компания входит в пятерку крупнейших федеральных сетей. По информации экспертов Vademecum, ее выручка за полгода 2016 года превысила 11 млрд рублей, а ее рост составил 24%. С 1,7 тыс. аптеками компания занимает 2,4% отечественного рынка.

Этот аптечный гигант в Омске работает около восьми лет, но его доля у нас не была высокой. В последнее же время, как утверждают респонденты, «Имплозия» довольно резво открывает новые точки. Однако найти какие-либо следы компании в Омске довольно сложно, поскольку она избрала интересную тактику работы. Отказавшись от бренда «Имплозия», фирма сменила вывески на своих точках на неброские названия «Аптека низких цен». Единого юридического лица у одной из крупнейшей сети тоже нет. Официальный сайт не работает, удалось лишь обнаружить интернет-магазин «Имплозия», где указаны данные об омских магазинах, но с несуществующими адресами. На портале есть маленькая сноска о том, что он не является официальным сайтом компании «Имплозия».

Представитель сети в Омске не стал раскрывать информацию о количестве действующих точек и планах развития, сославшись на коммерческую тайну. По различным подсчетам, «Имплозия» открыла в Омске от 20 до 40 «оранжевых» аптек.

В целом перспективы захода в Омск других лидеров отечественного фармритейла омичи оценивают скептически. Татьяна Бочарова считает, что компании отказываются от планов из-за сильного соперника в лице «Фармакопейки».

Такое же мнение и у Игоря Богдашина: «Наличие такого высококвалифицированного и эффективного игрока на рынке, как «Фармакопейка», отбивает желание втягиваться в войну даже у лидеров российского рынка «Ригла» или «36,6». Новым игрокам надо или воевать, или покупать».

Сети уходят в Сеть

Как и в сфере ритейла в целом, будущее фармбизнеса многие эксперты связывают с интернет-торговлей. Андрей Годовалов считает это направление перспективным, поскольку потребитель выбирает низкие цены, а интернет-продажа позволяет минимизировать наценки.

Но пока доля виртуальных заказов минимальна: омские аптеки не наблюдают оттока покупателей в связи с внедрением сервисов по заказу лекарств в интернете.

«Мы заключили с компанией «Катрен», развивающей сервис «Аптека.ру», договор на выдачу лекарств, — рассказал Игорь Богдашин. — Но в нашей сети это составляет меньше 1% от розничной торговли. На рынок пока особого влияния нет, продажи не падают. Но мы тоже собираемся создать интернет-приложение, как только будут урегулированы все законодательные вопросы».

Комментарии

Нигматуллин Тимур,финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ»В первом полугодии фармрынок в РФ сократился на 4,2% г/г — до 621 млрд рублей. Сокращение в количестве упаковок составило 9% г/г — до 2,367 млрд шт. Таким образом, падение в штуках было отчасти нивелировано повышением цен. Думаю, что в 2017 году на фоне улучшения макроэкономической конъюнктуры рынок покажет восстановительный рост на 4-6% г/г.
Немчинов Станислав,совладелец аптечных сетей «Семейная» и «Даром»Результатами нашей работы в 2016 году мы довольны, год закончили с ростом выручки и прибыли, в то же время надо понимать: наши результаты гораздо ниже, чем, например, у московских и петербургских сетей. Аптечный рынок в 2017 году, как и 2016-м, главным образом зависит от покупательной способности населения, то есть от цены на нефть и курса рубля. Будет хороший курс — будут и продажи. Сейчас у нас более 60 аптек и аптечных пунктов, об открытии новых точек мы всегда думаем, и я полагаю, в 2017 году вы будете сильно удивлены нашими новыми аптеками.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 5 (159) от 7 февраля 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Ретейл

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Мари
Раньше у фармакопейки можно было узнать цену на лекарство на сайте, она была общей по всей сети. Сегодня зашла - отличается в зависимости от конкретной аптеки. На один и тот же препарат цены от 1874 до 2500. При том, что в аптеке от склада заказала его за 1516 руб. Ничего себе какая накрутка, учитывая что 1516 руб - это тоже явно не в ноль ребята работают. И с логистикой у них все норм: после заказа приходит на следующий день уже или через день.
10 февраля, 15:05 | Ответить
Игорь Федоров
На самом деле космические цены и там, и там
14 февраля, 12:10 | Ответить