Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

14 декабря 2013 10.23

Виктор Титарев: «Сомневаюсь, что Hochtief AirPort и Cushman & Wakefield слабее в арифметике, чем Кру

За последние годы Виктор Титарев поработал в трех российских аэропортах на руководящих должностях. Если в омском аэропорту, будучи заместителем директора, он являлся классическим белым воротничком, курировал финансы и стратегические вопросы, то в краснодарском уже «вышел в поле». Сам Титарев очень эмоционально вспоминает об этом периоде: «Я очень много работал в этом городе, но каждый день непременно завтракал и ужинал на улице возле своего дома, лишь дважды из-за погоды мне не удалось этого сделать».

Виктор Владимирович, примерно полгода ваша фамилия обсуждается в СМИ в контексте назначения на должность гендиректора ОАО «Омский аэропорт». При этом нет ни самого решения, ни его публичного опровержения. Что вы сами думаете по этому поводу?

— Решение о назначении принимаю не я, это прерогатива губернатора, поэтому вопрос не совсем по адресу. Думаю, дыма без огня не бывает. Судя по всему, моя кандидатура обсуждается. И перед губернатором стоит дилемма: вроде и показатели аэропорта сегодня не плохие, и нет причин ставить кадровый вопрос ребром.С другой стороны, появляются новые задачи стратегического характера… И есть подходящий специалист для их решения. Я изложил свои взгляды на развитие аэропортового бизнеса в Омске Виктору Ивановичу еще летом прошлого года, вскоре после его вступления в должность. У меня позиция на этот счет простая: поступит предложение — нет причин отказываться. Не поступит — не вижу трагедии, есть чем заняться.

То есть нельзя сказать, что вы затаились и ждете?

— Нет, конечно. Более того, у меня сейчас как никогда много работы. К тому же моим экспертным мнением интересуются, я пишу аналитические записки для членов правительства Омской области, участвую в рабочих совещаниях и стратегических сессиях. Одна из них проходила в прошлую пятницу и субботу в Экспоцентре. Я готов к сотрудничеству с органами власти в любом качестве. Хотя, не буду лукавить, оперативное и стратегическое управление аэропортом для меня является интересным направлением работы.

Конкретно «Омским аэропортом»?

— Нет, аэропортом вообще. В Омске, кстати, не очень крупный аэропорт. В ближайшие годы он не требует каких-то особых творческих решений, поскольку на данном этапе это крепкий региональный середнячок. Он никуда не денется. Все истерики на тему того, что нас сожрет Новосибирск, абсолютно беспочвенны. Мы так и будем работать с миллионным трафиком. Тем не менее, мне как специалисту интересен Омск. Это один из редчайших городов в стране, где вопрос строительства нового аэропорта в принципе стоит на повестке дня. Такие регионы можно по пальцам пересчитать. Иркутск, который, скорее всего, откажется от этой идеи, Ростов, хотя там сложная история, новый аэропорт строит Виктор Вексельберг, а старый недавно купил «Новапорт», и как они между собой договорятся — неясно. Еще есть Саратов, но он с точки зрения трафика выглядит еще беднее Омска. В нашем же городе пока вероятность строительства сохраняется, будь то Федоровка или аэропорт Северный.

А какой у вас взгляд на развитие проекта Федоровка? На прошлой неделе на эту тему со скепсисом высказались бывший гендиректор «Омского аэропорта» Сергей Круглов и сенатор Андрей Голушко.

— Андрей Иванович, кстати, со скепсисом высказался и о строительстве метро, и, на мой взгляд, имел в виду то же самое, что и в отношении Федоровки. То есть в том виде, в котором проект существует сегодня, он действительно бесперспективный. С этим-то я как раз полностью согласен. Есть очень хороший бизнес-план. Но этого недостаточно для прихода инвестора. Бизнес-план необходимо еще структурировать с инвестиционной точки зрения. Область должна предложить инвестору разные варианты, получить от инвестора предложения… Причем без государственных обязательств построить аэропорт практически невозможно. Пусть это будет не прямое финансирование, не гарантии бюджета, а другие инструменты, но они должны быть.

Сергей Круглов, кроме того, усомнился в декларируемой цифре в 7 млрд рублей на строительство Федоровки…

— Да, Сергей Федорович Круглов и другие эксперты, тот же Михаил Берман, говорят, что это стоит не 7-8 млрд рублей. Ну, хорошо… Возьмите бизнес-план и покажите, кто и где неправильно посчитал. Его ведь делали неглупые люди: Hochtief AirPort, Cushman & Wakefield — оба входят в мировые четверки в своих отраслях, финансами занимался «Газпромбанк» — российская тройка, юридическое сопровождение «Вегас Лекс», который, к слову, делал бизнес-план по московскому авиаузлу в этом году... Европейский банк реконструкции и развития инспектировал проект на каждом этапе и дал положительное заключение. Сомневаюсь, что все они вместе взятые слабее в арифметике, чем Круглов и Берман.Тезис Сергея Федоровича о том, что аэропорт «Пулково» строят за 1,4 млрд долларов, тоже не показателен. Скажем, третью полосу в «Шереметьево» делают за 1 млрд долларов, а новый аэропорт в Силиконовой долине Google собирается строить всего за 120 млн долларов. Вот и вся разница. У нас как-то вот так считают… Повторюсь, в наших конкретных российских условиях Федоровка будет стоить 7 млрд, ну, может быть, плюс инфляция за два года. Но это — в том виде, как он структурирован в бизнес-плане. То есть, если, например, построить в Федоровке такой же аэродром, что и в аэропорту Центральный, он действительно обойдется дороже.

А как вам предложение Круглова сесть и определиться раз и навсегда с этим проектом?

— Я его, безусловно, поддерживаю, давно пора это сделать. Но я не согласен с его мыслью собрать всех вместе — сторонников и противников — и решить, как поступить. Что там будут за эксперты, какое они будут иметь отношение к деньгам — непонятно. Должны решать не эксперты и чиновники. Решать должен только инвестор, поэтому нужно пригласить инвестиционный банк, сделать инвестиционную презентацию, собрать предложения инвесторов и на их основании структурировать проект и разыграть конкурс. Тогда все станет ясно. Нет разумных предложений — забудем о проекте как о страшном сне.

Инвестбанкинг, насколько я понимаю, как раз то направление, которое вы сейчас активно осваиваете.

— Инвестбанкинг с большим трудом пробивает себе путь на региональный рынок. Наши предприниматели и собственники бизнеса, которые нуждаются в инвестконсультировании — подборе партнера, продаже или покупке активов, на сегодняшний день в принципе не имеют привычки обращаться к таким специалистам. В Европе есть банковские бутики, в которых трудятся 5-6 партнеров и технических специалистов. Они готовы вести сделку от 10 млн долларов. Они на этом зарабатывают. А в России единственная точка входа денег — Москва, там как раз есть инвестбанки, но это финансовые гиганты, для них сделки и в 1 млрд рублей неинтересны. Поэтому культура инвестконсультирования в принципе не привита в регионах. Вот живой пример: современная финская инжиниринговая компания (40 лет работает в России, имеет три филиала) поставила перед нашими партнерами в Хельсинки задачу подобрать в РФ аналогичную компанию для поглощения. Естественно, у нас это вызывает недоумение. Как же так? Они сидят здесь в России, у них 70 человек работает в организации, а они зачем-то обращаются в Финляндию. На самом деле все предельно логично — потому что европейцы привыкли за булками ходить в булочную, за бензином на заправку, а за покупкой компании обращаться в инвестбанк. Что касается нашей компании «Рэдиум Инвестиции», то инвестиционным консультированием она занимается с 2011 года, и только в этом году начали поступать первые деньги.

Вы что-то вроде пионеров в Омской области?

— Компании, которые можно позиционировать как инвестиционные, в Омске были и прежде. Взять хотя бы того же Михаила Птицина. Конечно, была волна негативных материалов в СМИ, силовые структуры его, мягко говоря, недолюбливают, но давайте взглянем на вещи реально: «Мега» сегодня — лучший торговый комплекс. То же самое про злополучную дорогу в Новую Чукреевку. Чукреевки нет, но омичи-то этой прекрасной дорогой пользуются. А без нее в том районе был бы транспортный коллапс.

А проект Птицина «Вольво», по-моему, чистая афера...

— Не без ошибок. Однако же в области все-таки остался приличный цех с лучшей покрасочной камерой для крупных изделий. То есть моя главная мысль здесь: неважно, как привлекать деньги: через федеральные субсидии, частные инвестиции или народное IPO. Мне в этом смысле очень понравилось, как в свое время сказал губернатор Валерий Шанцев, мол, я в Нижегородской области бываю только сто дней в году. Проще говоря, волка ноги кормят. Основной приоритет региональной власти — качать деньги в свой регион. И мы, профессионалы отраслей, инвестиционные консультанты, финансовые советники, просто омичи, должны максимально этому содействовать.

Биография
Виктор Титарев родился 11 января 1966 года. Окончил СибАДИ, факультет «Автомобильного транспорта». В 1991 году организовал ТОО НПП «Экополис», где работал исполнительным директором и председателем научно-технического совета. В 2002 году назначен директором (ОГУП) «Сибзавод». В 2005 защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Антикризисное управление машиностроительными предприятиями». С ноября 2009 года по май 2010-го — заместитель генерального директора ОАО «Омский аэропорт» по стратегии и финансам. Далее — председатель совета директоров компании «РЭДИУМ ХОЛДИНГ». С апреля по сентябрь 2012 года работал управляющим директором ОАО «Международный аэропорт Краснодар». Со 2 ноября 2012 года по 3 марта 2013 года — генеральный директор калининградского аэропорта «Храброво».

Справка
ООО «Рэдиум Инвестиции» — омская компания, учреждена в 2006 году Виктором Владимировичем Титаревым в качестве инвестиционного агентства, специализирующегося на региональных инвестиционных проектах. С 2011 года компания сконцентрировалась на инвестиционном консультировании, включая консультации по сделкам слияния и поглощения, подбор целей и партнеров, привлечение финансирования для самых разнообразных проектов. Компания имеет доступ к зарубежным инвестициям через своего партнера — финский инвестиционный банк Septem Partners. Кроме того, специалисты компании обладают компетенциями в разработке аналитических материалов (отраслевых обзоров, маркетинговых и стратегических планов).

Станислав Жоглик

 

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий