Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

17 февраля 2017 07.00

Сергей Эмдин родился в 1971 году в Ленинграде. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет и Университет штата Канзас, в 1998 году — Гарвардскую школу бизнеса, в 2008 году — Иркутский государственный технический университет. Кандидат экономических наук. С 1994 года по 2000 год работал в московском офисе McKinsey & Co. С 2000 года занимал руководящие посты на предприятиях группы «Северсталь». С 2002 года — исполнительный директор, в 2005-2008 годы и с июня 2009-го по март 2010-го — генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго». С мая 2008-го по май 2009-го занимал должность генерального директора ООО «ЕвроСибЭнерго». С апреля 2010-го по февраль 2016-го — генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Женат, трое детей.

Сергей Эмдин: «Высокая конкуренция на нашем рынке уже вредит потребителю»

Гендиректор компании Tele2 Сергей Эмдин пообщался в Омске с сибирскими журналистами, в том числе и корреспондентом «ДО». Топ-менеджер рассказал, почему выгодно запускать услуги позже конкурентов, и заявил, что дешевые тарифы вредят абонентам.

Фото: Сергей Коньков

Сергей Владимирович, вы второй в истории Омска гендиректор компании большой четверки, который приехал в Омск. Кстати, зачем?

— Омск — один из наших базовых регионов, где мы давно и успешно развиваемся. Несмотря на то что бизнес наш централизован, очень важно понимать, как решения, принимаемые в Москве, реализуются в регионах. Бывать в субъектах РФ — это обязательная составляющая моего рабочего времени. Перед Омском я был в Тюмени.

Как бы вы охарактеризовали рынок мобильной связи в России?

— Я имел счастье работать в разных отраслях промышленности, начиная от металлургии и заканчивая автопромом и управлением аэропортом. Телекоммуникационный бизнес, конечно, сильно отличается от традиционного, здесь все происходит стремительнее. То, как развивалась и менялась эта отрасль в последние 10 лет, — беспрецедентная история. Второй момент — это высочайшая конкуренция. Результат ее — низкие цены и довольно хорошее качество связи. То есть мы наблюдаем сегодня настоящий рынок для клиента. У нашей компании есть хороший потенциал, задел для повышения клиентской базы и финансовых показателей. Это очень важно, ведь у нас нет никаких субсидий, только коммерция. Чтобы нормально существовать, нужно обеспечивать нормальный уровень доходности. А значит, мы сможем больше инвестировать, шире распространять свои сети и внедрять больше инноваций. Не только в крупных, но и в средних городах.

Как оцениваете свое положение на рынке? За счет чего планируете развиваться вы и ваши конкуренты в 2017 году?

— Пару лет назад мы были совсем другой компанией. За это время Tele2 сделала почти невозможное. Не только организационно став четвертым федеральным оператором, но и вложив огромные инвестиции в регионы, которые не входили в зону покрытия, и в регионы, где был запущен быстрый мобильный интернет. За 2,5 года компания заявила о себе в новом качестве, и наши абоненты это увидели. При этом изменения пришлись на то время, когда отрасль также стремительно менялась. Фактически рост рынка прекратился. Любой, кто может воспользоваться мобильной связью, уже имеет SIM-карту. У особо активных их несколько… А новых абонентов уже не появляется. С другой стороны, в последнее время очень сильно обострилась конкурентная борьба, что привело и к резкому снижению цен, и к запуску новых продуктов, которые во многом забивали сеть и не приносили дохода. При этом массовой услуга не стала, потому что была предоставлена не целевому сегменту.

Сложно сказать, что будет в 2017 году, но все ожидают некоей реставрации отрасли в части доходности. Все компании уже загнали себя в угол. Мы, скорее всего, увидим отказ от безлимитных предложений, который уже наблюдаем. Сектор мобильной связи из быстрорастущего превращается в стагнирующий. Несомненно, будут появляться новые технологии. 5G уже не за горами. Когда именно она придет, можно дискутировать, но в пределах пяти лет мы точно увидим эти сети в России. Другой вопрос, насколько такой интернет нужен потребителям. Это, скорее, сети для индустриального интернета, самоуправляемых машин, умных городов, «интернета вещей» и так далее.

Какова сегодня доля рынка Tele2 в процентах?

— По России — примерно 15-16%, при этом надо понимать, что по регионам эти цифры сильно отличаются. Есть целый ряд регионов, где мы лидеры — допустим, Омск, а есть регионы, где мы еще растем и являемся атакующим игроком. А где-то только начали, к этой категории можно отнести Москву. Наши сети там запустились в конце 2015 года и находятся в активной стадии строительства и развития. Поэтому и задачи во всех регионах разные, если доля рынка большая, то мы больше сконцентрированы на развитии новых технологий, доведении покрытия до идеала.

Какую долю Tele2 занимает по конкретным регионам Сибири?

— Я не стану разглашать информацию по регионам, недавно мы приняли решение этого не делать. Потому что как только компания точечно называет какую-то информацию, это привлекает внимание конкурентов.

В Москве 25 января вас спрашивали об услуге Wi-Fi-звонки. Когда она может быть доступна в регионах?

— В целом эта услуга возможна в РФ, но стоит больших денег. Мы как рачительные инвесторы хотим посмотреть, как она будет работать в Москве. Сейчас она действует всего два месяца, и рано что-то говорить. Но это очень удобно для ряда ситуаций. Например, в роуминге вы можете совершать локальный звонок, пользуясь сетью Wi-Fi. Второй момент — это места, где мобильная сеть плохо ловит: подвальные помещения, верхние этажи высоких зданий. Но это теория. На практике мы хотим понять, насколько услуга востребована. В Москве результаты пока что средние. Мы видим скачивание и пользователей, но пока это не очень распространено, мы ожидали большего. Надеемся, что увидим результаты летом, когда люди массово поедут в том числе за границу. Если окажется востребованной, будем дальше внедрять в больших городах.

Мы надеемся, что те решения по «пакету Яровой», которые будут приняты в итоге, решат задачи государства и не нанесут ущерба отрасли.

Что вы имеете в виду, говоря, что исчезнет безлимит: интернет или мобильную связь?

— Конечно, я говорю про мобильные услуги, а не интернет. Когда у всех операторов появились такие предложения, и мы были вынуждены их тоже ввести, хотя понимали, что это не самый выгодный продукт, но не могли не отвечать конкурентам, потому что стали терять абонентов. Безлимитный продукт имеет право на жизнь, но он должен стоить совсем других денег.

Почему Tele2 называется альтернативным оператором, это ваш маркетинговый ход, чтобы выделиться на фоне конкурентов?

— Не мы это придумали, любой опрос покажет, что есть большая тройка, а есть Tele2. Мы всегда старались предлагать рынку другой подход. Были известны тем, что благодаря своей бизнес-модели могли давать такие цены, которые не могли давать наши конкуренты. Также мы выделялись простыми понятными тарифами. Это то, что делало славу Tele2. Повторюсь, сейчас рынок изменился. И мы должны тоже меняться. Но мы не хотим делать революцию, мы ходим эволюционировать. У Tele2 нет цели стать четвертым оператором в стране. Мы хотим, чтобы была большая тройка и Tele2, хотя по всем параметрам являемся именно четвертым оператором. Мы должны оставаться в восприятии простым и честным игроком на рынке. Раньше мы смотрели на конкурентов и копировали, а теперь поняли, что это не очень позволяет компании зарабатывать. Теперь сильно меняем ориентир и считаем, что можем удивлять рынок новыми свежими предложениями.

Не получится ли теперь так, что конкуренты будут копировать вас?

— Любое успешное предложение будет скопировано, нет такой ниши, в которой можно расположиться и царствовать. Мы ставим цель — быть самой быстрой компанией с точки зрения вывода новых продуктов.

Недавно в интервью вы говорили, что запускаете новые банковские карты совместно с Touch Bank. Расскажите об их особенностях.

— Мы считаем, что абоненты должны получать от оператора услуги смежных областей, но понимаем, что сотовый оператор — это не банк. Поэтому мы выбираем лучших партнеров, которые могут оказать нашим абонентам уникальные услуги. Банк будет не один, это нужно, чтобы удовлетворить все категории клиентов. Поэтому единых условий нет, каждый будет выбирать то, что ему ближе. Но везде будет повышенная ставка по депозиту и повышенный кешбэк на услуги мобильной связи и другие бонусы. Сейчас уже есть договоренности с шестью партнерами. Названия мы пока не говорим, потому что не подписали договор.

Сейчас операторы все больше уходят в услуги интернета, причем не только мобильного. Например, МТС купил в Новосибирске оператора HomeNet, благодаря чему закрепился в топ-5 сегмента b2c. Была попытка «ВымпелКома» купить «Новотелеком». Насколько вы считаете возможным осуществление новых сделок по покупке операторами связи интернет-провайдеров?

— Теоретически это возможно. Есть такое понятие «конвергентные услуги», когда клиент подключает пакет услуг. О конкретных сделках мне не известно. Мы не будем ничего покупать, потому что пошли другим путем и выходим на этот рынок от лица «Ростелекома». Абоненты «Ростелекома» могут покупать продукты Tele2.

Как вы справляетесь с новыми правилами по хранению данных, появившимися после принятия «пакета Яровой»? Отразилось ли это на вашей работе?

— Закон создает много рисков, но он не может выполняться, сейчас вся отрасль ждет подзаконные акты. Сначала было больше вопросов, чем ответов, сейчас мы видим, как появляются новые детали, создается конструктивный диалог. И мы надеемся, что те решения, которые будут приняты, решат задачи государства и не нанесут ущерба отрасли. Пока не понятно, как это будет реализовано.

В свете «пакета Яровой» заговорили и о том, что операторы могут совместно заняться строительством дата-центра. Будет ли Tele2 в чем-то подобном участвовать?

— Это как раз сейчас обсуждается на законодательном уровне, поэтому не могу конкретно ответить.

Tele2 последним из операторов запускает мобильный 4G-интернет. Сейчас же для интернета большинство людей пользуются другими операторами. Что может заставить их перейти к вам?

— У оператора, который заходит на рынок последним, есть преимущества. Он устанавливает самое лучшее и самое быстрое оборудование. Скорость и качество услуги будет лучше, чем у конкурентов, мы видим это на примере Москвы, где мы последние построили сети мобильного интернета и сделали это очень качественно на современном оборудовании от единого поставщика. Звучит парадоксально, но это некий побочный эффект от позднего захода на рынок: можно учесть все недостатки, все шишки, которые набили конкуренты. К тому же мы придем со своими тарифами и ценностями.

Как думаете, насколько реальной может быть отмена национального роуминга, и если это правда возможно, то когда может быть реализовано? Готовы ли вы стать первыми в этом направлении?

— На больших пакетных предложениях его и так уже почти нет. За исключением Крымского округа. Там сейчас стоимость роуминга превышает среднероссийскую в десять раз, но ситуация начала меняться. Не за горами время, когда цены в России будет одинаковыми.

В начале беседы вы охарактеризовали рынок как стагнирующий. А стагнация, как правило, вызывает глобальные изменения. Многие аналитики в такой период предполагают возможность слияний и поглощений. Кто-то считает, что Tele2 может поглотить «Билайн», кто-то — наоборот. Есть ли вообще возможность таких сделок?

— Теоретически, конечно, все возможно, компании ведь растут и развиваются, но какие-то конкретные факты мне неизвестны. Думаю, в ближайшие годы ничего такого не произойдет. Вообще, для потребителя это было бы плохо, потому что чем больше конкуренция, тем лучше качество услуг. Хотя сейчас конкуренция уже такая, что начала приносить ущерб даже потребителю. Снижение рентабельности мобильных операторов приведет к тому, что они станут меньше инвестировать. Поэтому нужно найти достойный компромисс между ценами и доходностью.

Записала Олеся Мельник

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 6 (160) от 14 февраля 2017

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий