В 1993 году окончил СибАДИ по специальности «инженер по эксплуатации автомобильного транспорта». В 2003 году основал автокомплекс «Реактор». В 2007 году защитил диссертацию по философии на тему «Онтологические аспекты кинореальности». Член Омского областного союза предпринимателей с 2012 года, сейчас вице-президент.
Илья Николин: «Где находится рынок? В сознании клиента. Если вас там нет, то нет и на рынке»
Руководитель сети автосервисов «Реактор» Илья Николин — о том, почему стоит сейчас открывать собственную автостанцию, о скрытом влиянии кинореальности на нашу жизнь, философии и воздушных фильтрах.
Илья Владимирович, чем запомнился 2016 год и ожидаете ли от этого года позитива в бизнесе?
— Проблем меньше не стало. Первая и наиболее важная — количество денег в кармане у омичей. Это самая большая проблема омского рынка. Чем их меньше, тем менее качественные товары и услуги будут приобретать. Эта естественная закономерность касается и вопроса исправления недостатков в автомобиле, обслуживание которого происходит по остаточному принципу в семейном бюджете. К великому сожалению, по нашим дорогам ездят неисправные машины. А это безопасность, человеческие жизни. Печально, что мы не осознаем этого: сели — поехали.
Позитивный момент для деятельности по ремонту автомобилей все же есть. Перестали продавать новые автомобили, соответственно, те, которые в эксплуатации, стареют и изнашиваются. А значит, их необходимо ремонтировать. Так что рынок услуг, по крайней мере, не сжимается. Точнее, он сжимается в финансовом плане, но не сжимается в потенциальном количестве необходимости ремонта. А вот будет ли возможность у наших клиентов истратить деньги на эту потенциально возросшую потребность — большой вопрос. Я не вижу радостных перспектив. Зарплаты не растут, налоговое бремя у организаций возрастает, значит, возможностей и ресурсов для увеличения роста заработной платы нет. И это такой стагнационный момент — с одной стороны, потребность есть, но возможность удовлетворения иллюзорна. То есть будут ремонтировать только необходимое. Переход на более доступные запасные части уже в разгаре. Увеличатся и межсервисные интервалы, то есть люди будут несвоевременно менять расходные материалы.
То есть сейчас не самый лучший момент для старта? В таких условиях сейчас нет смысла открывать небольшой сервис?
— Не совсем так. Дорогу осилит идущий. На самом деле, бизнес делают не железяки и не размеры СТО. Бизнес делают люди. И если человек профессионал и хорошо относится к людям, работа и загрузка будут. Просто у тех, кто делает это хуже, работы станет меньше, в своем деле нужно стремиться стать лучшим. Конечно, никуда не исчезла проблема входа на рынок, нужно наработать клиентов, заявить о себе, поэтому порог возрастает — чем больше конкуренция, тем выше порог входа. А знаете, где находится рынок? В сознании клиента. Если вас в сознании клиента нет, вас нет и на рынке.
Интересно, что в любое время существует неубиваемый формат — «я и слесарь, и бухгалтер, и директор, и дворник». Но в таком формате крайне сложно, порой, из-за отсутствия необходимого инструментария оказать качественную услугу в полном объеме. Также ограничена возможность широкого спектра ремонта: вот это я могу сделать, потому что есть инструмент, а что-то другое нет. Приобрести его не всегда получается, многое дорого. Тем не менее, сложнее, наверное, средним компаниям, которые уже приняли сотрудников на работу. Их нужно обеспечивать заказами, нужен непрерывный поток клиентов, а он то есть, то нет. В нашем регионе ярко выражена сезонность. Разница между февралем и апрелем может быть в два раза и по количеству услуг, и по проданным запасным частям. Анализируя зимний заработок, понимаем, что в этот период мы работаем на зарплату и рекламу. Для развития в зимний период времени нет возможности.
Знаю, что вы защитили диссертацию, тема научной работы была связана с кинематографом. Что подвигло на выбор такой темы, и пригодились ли эти знания в профессиональной деятельности?
— На самом деле, защищено две диссертации: сначала кандидатская по философии, потом в РАЕН по эксплуатации автомобильного транспорта. Философская исследовала тему онтологических аспектов кинореальности. Идея проста: реальность, которая транслируется с экрана, замещает в сознании зрителя объективную реальность, затем человек воспроизводит новую реальность в окружающем мире. Мы сопереживаем героям, ассоциируем себя с персонажами, буквально встраиваем себя в сюжет. Зафиксированы случаи, что на некоторых фильмах ужасов у людей случались разрывы сердца от пережитых эмоций. Представляете, насколько глубоко человек переживает выдуманную виртуальную историю? Эта реальность остается в сознании, и мы начинаем менять свою реальность в соответствии с той, которая была загружена нам в сознание с помощью кинореальности. Исследованию этого процесса и была посвящена работа. Раскрывается множество уникальных моментов, когда начинаешь покадрово анализировать и понимать, сколько идей было заложено, сколько культурного контекста может содержаться в одной киноленте. Но самое, пожалуй, парадоксальное — когда режиссеру удается запихнуть в боевик философию, часто за «экшеном» не все это видят. Это необычайно интересно — «разворачивать» фильм, чтобы он внезапно заиграл всеми гранями мысли. Мир действительно меняется в соответствии с кинематографом. А предтеча всего — фантасты, которые создали массу провидческих сюжетов. Взять ту же «Матрицу»: очевидно, что мы семимильными шагами двигаемся в сторону замены цивилизации людей цивилизацией роботов.
Руководитель сети автосервисов и исследователь кинореальности — одно другому не мешает? Как вы совместили кандидатскую с предпринимательством? Насколько я знаю, все происходило параллельно.
— Первое, что должен знать человек, который работает с людьми, — понимать, что происходит в их сознании. Погружение в тему помогает мне и сейчас. Мой отец был профессором, доктором наук, академиком транспорта и более 20 лет возглавлял кафедру в СибАДИ. Его рабочий кабинет был моей спальней. Я с детства видел, засыпая, как он трудится над лекциями для следующего занятия. Тогда ведь не было компьютеров, все писалось от руки. Кипы исписанной бумаги — я помню это с детского возраста. Сначала бегал по коридорам института, затем защитил диплом на отлично, выпускная работа была практически на 2/3 готовой кандидатской диссертацией.
У отца была целая научная школа, много защитившихся кандидатов и докторов, по его учебникам учатся воспитанники СибАДИ и других вузов. Он заложил очень мощный якорь, что я должен защититься, что бы ни случилось. Программа работала, несмотря на то что за год до окончания института я стал предпринимателем. Я начал зарабатывать деньги, доучиваясь на последних курсах. И когда встал вопрос, чем заниматься дальше, отправился на вольные хлеба, потому что это была вторая идея, которую в меня заложил отец. Настоящий мужчина должен зарабатывать и обеспечивать своих близких. И вот вам две противоборствующие идеи. Но каждый мой визит к отцу сопровождался вопросом: «Когда ты допишешь и защитишься? Работа лежит и ждет тебя». И в дополнение — старший брат доктор философских наук. В такой среде не пройти инициацию защитой ученой степени просто невозможно.
Тогда вам, возможно, должна быть близка и преподавательская деятельность. В педагогику не тянет?
— Если бы я не стал предпринимателем, то, вероятнее всего, меня бы ждала преподавательская деятельность. Структурно не преподаю, а вот для сотрудников и ребят-студентов провожу мини-лекции. У нас каждый год стажируется около 500 студентов транспортного колледжа, колледжа профессиональных технологий, СибАДИ, ОмГТУ. Например, в транспортном колледже готовят слесарей и механиков, которым необходимо получить навыки работы на производстве, у них появляется возможность отработать этот навык в реальной работе предприятия. Для студентов вузов важно видеть картину деятельности работы предприятия целиком. Им важно понимать механизм работы предприятия, знать, как протекает рабочий процесс — от встречи клиента до снабжения предприятия запчастями. Для студентов СибАДИ важны тонкости логистических поставок, им рассказываем о внутренней логистике, касающейся поставки запчастей и снабжения предприятий материалами. Студенты часто задают вопросы, зачем им те или другие отдельные дисциплины, но придет время, и эти знания им пригодятся, когда они дорастут до уровня руководителя, которому потребуются знания и экономики, и бухгалтерского учета, и понимание статистического анализа. Настоящему руководителю нужно колоссальное количество знаний и информации.
Самых умных берете к себе?
— Очень хотелось бы, но гарантий нет. Хотя очевидно, когда студент демонстрирует себя в качестве настойчивого успешного сотрудника, естественно, его приглашают. Главное, начать как можно раньше. Даже на третьем курсе уже может быть поздно. Как правило, инициативные люди уже определились. С 2008 года я каждые полгода участвую в аттестационной комиссии по защите дипломных проектов в СибАДИ и два года в ОмГТУ. Человек десять, отсмотренных на защитах, успешно работают у нас. В следующем году планируем строить еще один корпус на площадке на улице Ватутина, в проекте заложены аудитории для проведения занятий со студентами. Есть и другие проекты в соседних городах, но пока говорить о них преждевременно.
Вы регулярно участвуете во встречах Клуба читающих бизнесменов. Там читают совсем нехудожественную литературу, а у вас какие любимые авторы?
— Любимый жанр — то, что раньше называлось научной фантастикой. В таких произведениях автор раздвигает границы ограничений, чтобы реализовать, донести свою сокровенную мысль. На самом деле, вся фантастика о людях. Каким бы фантастическим ни был сюжет, в итоге главное действующее лицо — человек, его переживания, размышления, осмысление своей жизни. Такой способ размышлений мне максимально близок. Из отечественных авторов назвал бы братьев Стругацких, из зарубежных — Роджера Желязны. Люблю перечитать, Станислава Лема, кстати, он доктор философских наук.
Ваше главное детище вышло в мир в 2003 году, с тех пор «Реактор» набирает обороты. Как все начиналось?
— Деятельность начиналась с меня одного, когда я стал заниматься запчастями в 2002 году. Был и закупщик, и водитель, и сторож, и кладовщик, и грузчик. Я знаю об автомобилях если не все, то очень многое, при этом мне нравится работать с людьми, делиться своими знаниями — здесь и реализуется тяга к преподавательству. Однажды задумался, что такое профессионал, и определил это как «человек, обладающий специфическими профессиональными знаниями и навыками и умеющий о них рассказать». Если вы уверенно, профессионально рассказываете своему визави об этом, вам поверят и тогда доверят ремонтировать машину. Поэтому я всегда говорю коллегам — мы работаем не с автомобилями, а с людьми. Пока вы не заслужили у них доверия, вы не можете работать непосредственно с техникой.
В 2003-м была реализована концепция «Запчасти и сервис в одном месте», через год зарегистрирован бренд «Реактор». Считаю, что человеку не нужен сервис отдельно, запчасти отдельно, ему нужен исправный автомобиль. Исходя из этой идеи, и строилась деятельность. Осенью 2003 года мы появились на 13-й Северной, с четырех постов слесарного и мелкосрочного ремонта и небольшого склада-магазина в 80 кв. м. На сегодняшний день под брендом «Реактор» работают три автокомплекса в Омске, один в Новосибирске плюс франчайзи в Тюмени.
В отзывах вас часто упрекают в излишней активности, когда клиент приезжает сделать одно, а в итоге уезжает с комплексом выполненных работ.
— Отвечу на примере. Обращается знакомый, говорит, что машина перестала заводиться. Не вопрос, отвечаю, приезжай. Начинаем разбираться, выясняется, что воздушный фильтр настолько загрязнен, что воздух поступать в двигатель уже не может. Спрашиваю: «Когда меняли фильтр?» Ответ: «Не помню». Но при этом клиент у нас был дважды на замене масла. Так почему не порекомендовали? Устраиваю разбор полетов сотрудникам. И сам понимаю, почему. Нас же постоянно обвиняют в том, что мы навязываем дополнительные услуги. В итоге мы постоянно перед выбором: поступить так, как положено, и рассказать о всех выявленных неисправностях, или не рассказывать об этом клиенту, дабы не попасть под прессинг обвинений в навязчивости. Но свой выбор мы сделали. Наши клиенты должны владеть достоверной информацией о техническом состоянии автомобиля, и мы будем рекомендовать содержать автомобиль в технически исправном состоянии. Люди обращаются в сервис из страха — опасаются, что что-то в автомобиле сломается, но при этом, к сожалению, не желают знать, какие процессы происходят в автомобиле. Нам было бы гораздо легче работать, если бы наши клиенты обладали соответствующими знаниями, но работаем с тем, что есть.
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (161) от 21 февраля 2017
Самое актуальное в рубрике: Бизнес
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 8466
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 7):
Неужели в Омске так сложно найти работу, что людям приходится работать в такой дыре как реактор?
Но, если вы достаточно часто посещаете сию компанию, можете легко заметить отсутствие элементарных вещей в виде нормальной дисконтной системы (без кипы чеков) и общей базы клиентов для всех филиалов, когда не нужно снова и снова доказывать, что ты довольно лояльный клиент, ожидая заполнение карточки клиента. В этом плане все довольно печально по сравнению с тем же Фитом, и мотивы любого информационного воздействия на потенциальных клиентов вполне понятны.