Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

24 февраля 2017 08.44

В 1993 году окончил СибАДИ по специальности «инженер по эксплуатации автомобильного транспорта». В 2003 году основал автокомплекс «Реактор». В 2007 году защитил диссертацию по философии на тему «Онтологические аспекты кинореальности». Член Омского областного союза предпринимателей с 2012 года, сейчас вице-президент.

Илья Николин: «Где находится рынок? В сознании клиента. Если вас там нет, то нет и на рынке»

Руководитель сети автосервисов «Реактор» Илья Николин — о том, почему стоит сейчас открывать собственную автостанцию, о скрытом влиянии кинореальности на нашу жизнь, философии и воздушных фильтрах.

Александр Румянцев

Илья Владимирович, чем запомнился 2016 год и ожидаете ли от этого года позитива в бизнесе?

— Проблем меньше не стало. Первая и наиболее важная — количество денег в кармане у омичей. Это самая большая проблема омского рынка. Чем их меньше, тем менее качественные товары и услуги будут приобретать. Эта естественная закономерность касается и вопроса исправления недостатков в автомобиле, обслуживание которого происходит по остаточному принципу в семейном бюджете. К великому сожалению, по нашим дорогам ездят неисправные машины. А это безопасность, человеческие жизни. Печально, что мы не осознаем этого: сели — поехали.

Позитивный момент для деятельности по ремонту автомобилей все же есть. Перестали продавать новые автомобили, соответственно, те, которые в эксплуатации, стареют и изнашиваются. А значит, их необходимо ремонтировать. Так что рынок услуг, по крайней мере, не сжимается. Точнее, он сжимается в финансовом плане, но не сжимается в потенциальном количестве необходимости ремонта. А вот будет ли возможность у наших клиентов истратить деньги на эту потенциально возросшую потребность — большой вопрос. Я не вижу радостных перспектив. Зарплаты не растут, налоговое бремя у организаций возрастает, значит, возможностей и ресурсов для увеличения роста заработной платы нет. И это такой стагнационный момент — с одной стороны, потребность есть, но возможность удовлетворения иллюзорна. То есть будут ремонтировать только необходимое. Переход на более доступные запасные части уже в разгаре. Увеличатся и межсервисные интервалы, то есть люди будут несвоевременно менять расходные материалы.

То есть сейчас не самый лучший момент для старта? В таких условиях сейчас нет смысла открывать небольшой сервис?

— Не совсем так. Дорогу осилит идущий. На самом деле, бизнес делают не железяки и не размеры СТО. Бизнес делают люди. И если человек профессионал и хорошо относится к людям, работа и загрузка будут. Просто у тех, кто делает это хуже, работы станет меньше, в своем деле нужно стремиться стать лучшим. Конечно, никуда не исчезла проблема входа на рынок, нужно наработать клиентов, заявить о себе, поэтому порог возрастает — чем больше конкуренция, тем выше порог входа. А знаете, где находится рынок? В сознании клиента. Если вас в сознании клиента нет, вас нет и на рынке.

Интересно, что в любое время существует неубиваемый формат — «я и слесарь, и бухгалтер, и директор, и дворник». Но в таком формате крайне сложно, порой, из-за отсутствия необходимого инструментария оказать качественную услугу в полном объеме. Также ограничена возможность широкого спектра ремонта: вот это я могу сделать, потому что есть инструмент, а что-то другое нет. Приобрести его не всегда получается, многое дорого. Тем не менее, сложнее, наверное, средним компаниям, которые уже приняли сотрудников на работу. Их нужно обеспечивать заказами, нужен непрерывный поток клиентов, а он то есть, то нет. В нашем регионе ярко выражена сезонность. Разница между февралем и апрелем может быть в два раза и по количеству услуг, и по проданным запасным частям. Анализируя зимний заработок, понимаем, что в этот период мы работаем на зарплату и рекламу. Для развития в зимний период времени нет возможности.

Знаю, что вы защитили диссертацию, тема научной работы была связана с кинематографом. Что подвигло на выбор такой темы, и пригодились ли эти знания в профессиональной деятельности?

— На самом деле, защищено две диссертации: сначала кандидатская по философии, потом в РАЕН по эксплуатации автомобильного транспорта. Философская исследовала тему онтологических аспектов кинореальности. Идея проста: реальность, которая транслируется с экрана, замещает в сознании зрителя объективную реальность, затем человек воспроизводит новую реальность в окружающем мире. Мы сопереживаем героям, ассоциируем себя с персонажами, буквально встраиваем себя в сюжет. Зафиксированы случаи, что на некоторых фильмах ужасов у людей случались разрывы сердца от пережитых эмоций. Представляете, насколько глубоко человек переживает выдуманную виртуальную историю? Эта реальность остается в сознании, и мы начинаем менять свою реальность в соответствии с той, которая была загружена нам в сознание с помощью кинореальности. Исследованию этого процесса и была посвящена работа. Раскрывается множество уникальных моментов, когда начинаешь покадрово анализировать и понимать, сколько идей было заложено, сколько культурного контекста может содержаться в одной киноленте. Но самое, пожалуй, парадоксальное — когда режиссеру удается запихнуть в боевик философию, часто за «экшеном» не все это видят. Это необычайно интересно — «разворачивать» фильм, чтобы он внезапно заиграл всеми гранями мысли. Мир действительно меняется в соответствии с кинематографом. А предтеча всего — фантасты, которые создали массу провидческих сюжетов. Взять ту же «Матрицу»: очевидно, что мы семимильными шагами двигаемся в сторону замены цивилизации людей цивилизацией роботов.

Руководитель сети автосервисов и исследователь кинореальности — одно другому не мешает? Как вы совместили кандидатскую с предпринимательством? Насколько я знаю, все происходило параллельно.

— Первое, что должен знать человек, который работает с людьми, — понимать, что происходит в их сознании. Погружение в тему помогает мне и сейчас. Мой отец был профессором, доктором наук, академиком транспорта и более 20 лет возглавлял кафедру в СибАДИ. Его рабочий кабинет был моей спальней. Я с детства видел, засыпая, как он трудится над лекциями для следующего занятия. Тогда ведь не было компьютеров, все писалось от руки. Кипы исписанной бумаги — я помню это с детского возраста. Сначала бегал по коридорам института, затем защитил диплом на отлично, выпускная работа была практически на 2/3 готовой кандидатской диссертацией.

У отца была целая научная школа, много защитившихся кандидатов и докторов, по его учебникам учатся воспитанники СибАДИ и других вузов. Он заложил очень мощный якорь, что я должен защититься, что бы ни случилось. Программа работала, несмотря на то что за год до окончания института я стал предпринимателем. Я начал зарабатывать деньги, доучиваясь на последних курсах. И когда встал вопрос, чем заниматься дальше, отправился на вольные хлеба, потому что это была вторая идея, которую в меня заложил отец. Настоящий мужчина должен зарабатывать и обеспечивать своих близких. И вот вам две противоборствующие идеи. Но каждый мой визит к отцу сопровождался вопросом: «Когда ты допишешь и защитишься? Работа лежит и ждет тебя». И в дополнение — старший брат доктор философских наук. В такой среде не пройти инициацию защитой ученой степени просто невозможно.

Тогда вам, возможно, должна быть близка и преподавательская деятельность. В педагогику не тянет?

— Если бы я не стал предпринимателем, то, вероятнее всего, меня бы ждала преподавательская деятельность. Структурно не преподаю, а вот для сотрудников и ребят-студентов провожу мини-лекции. У нас каждый год стажируется около 500 студентов транспортного колледжа, колледжа профессиональных технологий, СибАДИ, ОмГТУ. Например, в транспортном колледже готовят слесарей и механиков, которым необходимо получить навыки работы на производстве, у них появляется возможность отработать этот навык в реальной работе предприятия. Для студентов вузов важно видеть картину деятельности работы предприятия целиком. Им важно понимать механизм работы предприятия, знать, как протекает рабочий процесс — от встречи клиента до снабжения предприятия запчастями. Для студентов СибАДИ важны тонкости логистических поставок, им рассказываем о внутренней логистике, касающейся поставки запчастей и снабжения предприятий материалами. Студенты часто задают вопросы, зачем им те или другие отдельные дисциплины, но придет время, и эти знания им пригодятся, когда они дорастут до уровня руководителя, которому потребуются знания и экономики, и бухгалтерского учета, и понимание статистического анализа. Настоящему руководителю нужно колоссальное количество знаний и информации.

Самых умных берете к себе?

— Очень хотелось бы, но гарантий нет. Хотя очевидно, когда студент демонстрирует себя в качестве настойчивого успешного сотрудника, естественно, его приглашают. Главное, начать как можно раньше. Даже на третьем курсе уже может быть поздно. Как правило, инициативные люди уже определились. С 2008 года я каждые полгода участвую в аттестационной комиссии по защите дипломных проектов в СибАДИ и два года в ОмГТУ. Человек десять, отсмотренных на защитах, успешно работают у нас. В следующем году планируем строить еще один корпус на площадке на улице Ватутина, в проекте заложены аудитории для проведения занятий со студентами. Есть и другие проекты в соседних городах, но пока говорить о них преждевременно.

Вы регулярно участвуете во встречах Клуба читающих бизнесменов. Там читают совсем нехудожественную литературу, а у вас какие любимые авторы?

— Любимый жанр — то, что раньше называлось научной фантастикой. В таких произведениях автор раздвигает границы ограничений, чтобы реализовать, донести свою сокровенную мысль. На самом деле, вся фантастика о людях. Каким бы фантастическим ни был сюжет, в итоге главное действующее лицо — человек, его переживания, размышления, осмысление своей жизни. Такой способ размышлений мне максимально близок. Из отечественных авторов назвал бы братьев Стругацких, из зарубежных — Роджера Желязны. Люблю перечитать, Станислава Лема, кстати, он доктор философских наук.

Ваше главное детище вышло в мир в 2003 году, с тех пор «Реактор» набирает обороты. Как все начиналось?

— Деятельность начиналась с меня одного, когда я стал заниматься запчастями в 2002 году. Был и закупщик, и водитель, и сторож, и кладовщик, и грузчик. Я знаю об автомобилях если не все, то очень многое, при этом мне нравится работать с людьми, делиться своими знаниями — здесь и реализуется тяга к преподавательству. Однажды задумался, что такое профессионал, и определил это как «человек, обладающий специфическими профессиональными знаниями и навыками и умеющий о них рассказать». Если вы уверенно, профессионально рассказываете своему визави об этом, вам поверят и тогда доверят ремонтировать машину. Поэтому я всегда говорю коллегам — мы работаем не с автомобилями, а с людьми. Пока вы не заслужили у них доверия, вы не можете работать непосредственно с техникой.

В 2003-м была реализована концепция «Запчасти и сервис в одном месте», через год зарегистрирован бренд «Реактор». Считаю, что человеку не нужен сервис отдельно, запчасти отдельно, ему нужен исправный автомобиль. Исходя из этой идеи, и строилась деятельность. Осенью 2003 года мы появились на 13-й Северной, с четырех постов слесарного и мелкосрочного ремонта и небольшого склада-магазина в 80 кв. м. На сегодняшний день под брендом «Реактор» работают три автокомплекса в Омске, один в Новосибирске плюс франчайзи в Тюмени.

В отзывах вас часто упрекают в излишней активности, когда клиент приезжает сделать одно, а в итоге уезжает с комплексом выполненных работ.

— Отвечу на примере. Обращается знакомый, говорит, что машина перестала заводиться. Не вопрос, отвечаю, приезжай. Начинаем разбираться, выясняется, что воздушный фильтр настолько загрязнен, что воздух поступать в двигатель уже не может. Спрашиваю: «Когда меняли фильтр?» Ответ: «Не помню». Но при этом клиент у нас был дважды на замене масла. Так почему не порекомендовали? Устраиваю разбор полетов сотрудникам. И сам понимаю, почему. Нас же постоянно обвиняют в том, что мы навязываем дополнительные услуги. В итоге мы постоянно перед выбором: поступить так, как положено, и рассказать о всех выявленных неисправностях, или не рассказывать об этом клиенту, дабы не попасть под прессинг обвинений в навязчивости. Но свой выбор мы сделали. Наши клиенты должны владеть достоверной информацией о техническом состоянии автомобиля, и мы будем рекомендовать содержать автомобиль в технически исправном состоянии. Люди обращаются в сервис из страха — опасаются, что что-то в автомобиле сломается, но при этом, к сожалению, не желают знать, какие процессы происходят в автомобиле. Нам было бы гораздо легче работать, если бы наши клиенты обладали соответствующими знаниями, но работаем с тем, что есть. 

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (161) от 21 февраля 2017

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 7):

2017
Народ должен знать своих "героев" в лицо, а лицо у него далеко не самое чистое, как и руки. Непонятно как вообще можно работать с таким количеством негатива о компании.
Неужели в Омске так сложно найти работу, что людям приходится работать в такой дыре как реактор?
28 февраля, 11:58 | Ответить
Обоснованная критика
То, что человек написал про себя и свой бизнес платную статью - в этом ничего плохого нет, это вообще необходимо делать, если ты любишь свой бизнес. Но я бы посоветовал этому господину рассказать не про "философию кинореальности", а про реальное положение дел в его автосервисе. Про позитивные моменты рассказать, например: "ни одного скандала с клиентами за последний год работы". Почему именно об этом? Мне кажется, если там сейчас все по уму, то лучше об этом рассказать, тогда можно много клиентов вернуть и заново познакомить из с реактором, т.к. многие, я уверен отказались от одной даже мысли ехать туда после первого посещения этого автосервиса в 2005 - 2007 году, тогда был такой бардак у этого кандидата философских наук. Я приехал туда один раз и после многочасовой ругани с этим господином дал зарок, что туда я больше ни ногой. Не помню точно когда это было, но это было крайне неприятно. Надеюсь, сейчас у него все по другому. В Омске предприниматель - это вымирающий вид, так что пусть у всех все будет хорошо. Главное помнить - если к клиентом стоишь задним местом, то туда же и получишь.
27 февраля, 10:49 | Ответить
Александр
Вероятность качественного ремонта в указанной компании значительно выше среднего по городу. Каждый найдет с своем окружении достаточно примеров. Это дорогого стОит в плане организации, нужно это признать, и, думаю, поэтому данная статья здесь.
Но, если вы достаточно часто посещаете сию компанию, можете легко заметить отсутствие элементарных вещей в виде нормальной дисконтной системы (без кипы чеков) и общей базы клиентов для всех филиалов, когда не нужно снова и снова доказывать, что ты довольно лояльный клиент, ожидая заполнение карточки клиента. В этом плане все довольно печально по сравнению с тем же Фитом, и мотивы любого информационного воздействия на потенциальных клиентов вполне понятны.
26 февраля, 22:27 | Ответить
Гость
На фоне города он кто? Ещё один владелец сто торгующий не качественными деталями по ценам фирменных. Ну оплатил он статейку про себя. Ну молодец. Если каждый СТОшик начнет .... мерится и рассуждать читать не о чем будет!
24 февраля, 11:01 | Ответить
Алексей
А по мне ни чего такая статейка ,даже если платная,а кого это ..бет интересно) ?и коменты было интересно глянуть тоже ) жалестные какие то все злые , ибо вокруг одна несправедливость )



19 августа, 23:53 | Ответить
врагтролюг
а ты то гость сам кто? а имя у тебя есть? или страх не позволяет свое имя открыть или ощущение того, что твое мнение ничего не значит, и никакого авторитета не имеет? только и умеешь, что анонимно пукать в муку. Смам хоть чего то добейся для начала, а потом уже суди других.
24 февраля, 13:46 | Ответить
мопед
[Комментарий удален]