Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 февраля 2017 10.00

Рынок краудфандинга: экономисты недоумевают, а он все же есть

Краудфандинг по-омски: истории успеха и причины неудач.

Найти инвестиции для запуска — самая большая проблема для стартапа. Краудфандинг позволяет сделать это без кредитов, залогов и долгов. Вы предлагаете идею, и совершенно незнакомые люди скидываются, чтобы вы смогли ее воплотить в жизнь.

Экономисты до сих пор не могут объяснить, как работает краудфандинг. Но он работает, помогая продвигать стартапы по всему миру.

В России краудфандинговое движение помогло реализовать свои планы многим предпринимателям, музыкантам, режиссерам. Появляются успешные истории и про омичей.

Музыка и кино

В России, как и во всем мире, краудфандинг начался с фанатской поддержки музыкантов. «Омск в этом плане не выбивается из общемировых тенденций, — утверждает Василина Горовая, PR-директор краудфандинговой площадки Planeta.ru. — Все начиналось с творческих проектов — музыка, кино, общественные начинания. Одна из первых омских краудфандинговых кампаний сразу стала успешной — это «Городской пикник». Организаторы собрали 30 тыс. рублей, но для первого регионального проекта это очень неплохо».

Затем пошел целый пласт проектов в сфере культуры. Омской группе «Моя дорогая» всего за 10 дней поклонники перечислили 136,5 тыс. рублей — это в полтора раза больше требуемой суммы. «Цемент Band» собрал заявленные 55 тыс. рублей. Удачной была кампания по запуску художественного фильма «Омск, я люблю тебя»: вместо суммы в 95 тыс. рублей бюджет проекта пополнился на 139 тыс. рублей.

Из проектов киноиндустрии самым громким стал успех фильма «28 панфиловцев», одним из режиссеров которого был омич Ким Дружинин. Собрали даже не 100% заявленной суммы, а 1063% — более 3 млн рублей вместо 300 тыс. Создание ленты проспонсировали почти 4 тыс. человек.

Мебель из воздуха

После творческих проектов к «народному финансированию» стали обращаться предприниматели. В основном это малый бизнес. Востребованными для краудфандинга считаются проекты в области дизайна, хендмейда, технологий. Но пока бизнес-проектов на крауд-площадках размещается немного — на «Планете» таких всего 9%.

Самым успешным в сфере бизнеса стал стартап по производству надувных диванов — «биванов». Организовали его маркетолог из Москвы Николай Белоусов и омский изобретатель Евгений Нестеркин. Для запуска цеха в Омске они планировали привлечь 1 млн рублей, а набрали в четыре раза больше — 3,89 млн рублей. Представители краудфандинговой площадки Boomstarter, на которой велся сбор средств, говорили даже, что омский «биван» побил рекорд по сборам, опередив предыдущего лидера — фильм «28 панфиловцев».

Николай Белоусов, маркетолог проекта, основатель интернет-магазина Madrobots.ru, рассказал, что, помимо средств краудфандинга, пришлось доинвестировать еще 6 млн рублей для осуществления всех планов по производству. В этом году предприниматели намерены выпустить 30 тыс. «биванов» и выручить 45 млн рублей.

«Причина высоких сборов — хороший продукт, цена и подача, — считает Николай. — Первые спонсоры имели возможность купить «биван» за 1990 рублей с бесплатной доставкой». В рознице товар стоил тогда 2990 рублей.

Деревенский колорит

Охотно россияне поддерживают фермерские проекты. Омск тому подтверждение. Спонсоров деревенский бизнес привлекает тем, что в качестве вознаграждения фермеры, как правило, высылают свою же продукцию.

В 2016 году учитель географии, аспирант Иван Крайнов, не имея стартового капитала для создания пчеловодческой фермы «Медвежья поляна», обратился к краудфандингу. Начинающего пчеловода поддержали, собрав всю требуемую сумму — более 105 тыс. рублей. Добавив собственных 30 тыс. рублей, Иван смог организовать ферму и обучить своему делу еще семь человек.

В конце февраля Иван хочет снова запустить краудфандинговую кампанию — на дальнейшее развитие фермы. Планируется привлечь более 600 тыс. рублей. Еще 60 тыс. рублей фермер готов вложить из своих средств.

Иван уверен, что одно из преимуществ краудфандинга — это общение с инвестором, на основе которого можно оценить перспективы проекта и улучшить концепцию продукта.

Еще больший отклик нашел у народа проект жителя Омской области Антона Алферьева. С помощью посетителей Boomstarter он решил возродить деревню Колпаково в Усть-Ишимском районе. Он планировал построить там ферму, увеличить поголовье скота и птицы, поставлять деревенские продукты в Омск. За месяц идея собрала 400 тысяч рублей. Правда, судя по комментариям, некоторые спонсоры так и не дождались своих огурчиков. «Видать, деревня оказалась мертвовозрожденной», — написал один из инвесторов.

Ни урны, ни автодрома

Каким бы ни был привлекательным краудфандинг, реализовать свои проекты с его помощью удается единицам.

Омские инженеры, разработавшие говорящую урну для мусора, которая может благодарить за правильный поступок и сигнализировать о необходимости вывезти отходы, так и не смогли запустить свой проект. «Эта разработка все-таки не гаджет для повседневного использования, и предлагать спонсорам в качестве вознаграждения нам было нечего, — объясняет причину неудачи один из создателей Сергей Дмитриев. — На данный момент проект никак не развивается, так как для его реализации нужны серьезные денежные вложения, которых, собственно, нет».

Заглохла идея строительства автодрома OmskSpeedWay. Не удалось возродить творческое пространство «АТМА-СФЕРА». Не нашел поддержки Kokon по производству огромных толстовок.

Не краудфандингом единым

Почему же большинство, казалось бы, интересных и полезных проектов остаются без спонсоров? Сами предприниматели говорят, что у этой модели финансирования свои правила. Одной идеи недостаточно, нужно серьезно вкладываться в ее раскрутку, пиарить всеми возможными способами — через друзей, соцсети, блоги и другие ресурсы. Впрочем, немало стартаперов даже после неудачи с краудфандингом не бросают свой бизнес, а находят возможности для продолжения проекта.

Алена Комарова, основательница студии семейного творчества «Слинголеди», говорит, что проект и до участия в краудфандинговой кампании, и сейчас развивается на собственные средства. «Все, что мы собрали, — от знакомых и друзей студии. Нужна массированная реклама и помощь совершенно разных людей. К сожалению, у меня на тот момент не было навыков в продвижении. Хотя я сама поддерживала проекты, и когда один из них осуществился — была издана «Вот-вот книга», я как вкладчик получила ее экземпляр. Вкладывать во что-то, что можно потрогать, наверное, проще, чем в услуги».

О недостаточной подготовке к кампании говорит и создатель омского бренда одежды «Космонавт» Павел Роев. Не на руку сыграла предпринимателям локальность их принтов, ведь, как известно, большинство инвесторов на крауд-площадках — жители обеих столиц. Павел не исключает, что позже снова обратится к краудфандингу. Но пока компания продолжает существовать на свои деньги: работает над новыми позициями, расширяет ассортимент.

Омич Артур Астанов не смог собрать деньги на открытие французской кондитерской Moufflet. «Проект реализовать не удалось из-за нехватки опыта и настоящих соратников, — говорит Артур. — Но была проделана огромная работа в контексте рекламы, полезных контактов и практического опыта в сфере бизнеса, и есть коммуникации с новыми людьми — порой из более высокого статуса». Сейчас молодой человек запустил онлайн-кондитерскую в Краснодаре, куда переехал несколько месяцев назад. Но не оставляет надежд открыть заведение и в Омске.

Подтверждает мысль о необходимости самостоятельно продвигать проект Николай Белоусов. «Многие проекты остаются без спонсоров, так как рассчитывают, что клиентов им принесет крауд-площадка. К сожалению, так это не работает. Спонсоров нужно искать среди своих существующих клиентов. Мы инвестировали более 0,5 млн рублей в продвижение кампании на Boomstarter. Договорились с несколькими YouTube-блогерами о размещении у них упоминания нашей кампании на Boomstarter. Это принесло несколько сотен спонсоров», — говорит создатель «биванов».

Создатель бренда «Простошапка» Елена Харламова рассказывала, что им очень помогла поддержка организаторов площадки, которые по собственной инициативе поместили их баннер на главную страницу. Способствовал привлечению клиентов и перепост об их проекте известной в Москве певицы Марты Ильиной.

Меченая карта

Одна из уязвимых сторон краудфандинга — это ответственность перед спонсорами. В мировой практике бывали случаи, когда проекты хоть и привлекали достаточно пожертвований, но так и не выходили в массовое производство. Соответственно, инвесторы оставались ни с чем.

Василина Горовая рассказала, как строится работа с авторами на Planeta.ru:

«С каждым автором проекта мы заключаем договор, по которому он обязуется раздать все обещанные вознаграждения спонсорам. У нас работает служба поддержки, мы следим за проектом на всех этапах — и в момент сбора денег, и после завершения акции. Еще на этапе сбора мы проводим экспертную оценку проекта. Кроме того, мы наблюдаем за реакцией аудитории, если есть негативные отзывы, проводим дополнительную экспертизу».

Если после завершения краудфандинговой кампании выдача вознаграждений задерживается, портал связывается с автором. По договору, если проект не реализуется, автор обязан вернуть спонсорам все собранные деньги.

«Но таких прецедентов еще не было. Правда, были рокеры, которые собирали деньги на выпуск альбома, получили финансирование, но через месяц группа распалась. Они рассказали свою историю и раздали деньги», — поделилась PR-директор краудфандинговой площадки.

Портал vc.ru привел почти анекдотический случай, когда в 2012 году американская компания собрала 25 тыс. долларов для производства игральных карт в стиле «ретро-хоррор». После того как спонсоры не получили обещанных карт, они обратились в суд штата Вашингтон. Компанию обязали вернуть все деньги и заплатить компенсацию за причиненные неудобства. В итоги компания отдала более 50 тыс. долларов.

Комментарии

Шиян Юрий,владелец сети «Шаурмастер»Краудфандинг рассчитан на стартаперов, ничего не имеющих за душой. Я как состоявшийся предприниматель не пользуюсь таким способом привлечения инвестиций и отношусь к нему скорее отрицательно. И к таким проектам отношусь с сомнением. Верю, что среди них есть удачные, но на одну удачу, скорее всего, приходится 200 тыс. провалов. Меня, например, инвесторы сами находят, поскольку видят, что у меня отработана модель бизнеса. Мне предлагают вложения, но я отказываюсь.
Амен Алла,владелица компании «Большой Дом Древесины»Мое отношение к краудфандингу положительное. Сама выступала инвестором в таком народном финансировании. В моем случае деньги я перечисляла для помощи писателям в издании их книг. Для своей организации такой источник финансирования пока не использовали.
Гуц Борис,режиссер эротической драмы «Арбузные корки»Мы запускались на «Планете», но скорее для того, чтобы просто посмотреть, как все это работает. Мы прекрасно понимали, что не соберем деньги без постоянной работы с аудиторией. Краудфандинг имеет мало отношения к кино. Это область SMM. Здесь нужен опытный менеджер, хотя бы один, который будет с утра до вечера «доставать» людей в социальных сетях.
Горовая Василина,PR-директор краудфандинговой площадки Planeta.ruБизнес-проекты в краудфандинге развиваются по нескольким направлениям. Самая распространенная сфера, часто получающая поддержку у спонсоров, — это социальное предпринимательство, когда помимо коммерческих целей в проекте есть важная общественная функция. Это и частные фермы, которые готовы создавать рабочие места в малых населенных пунктах, предоставляя работу особым слоям — инвалидам, бывшим заключенным, многодетным матерям. В этой же категории — открытие культурных центров. Именно с таких проектов начинался бизнес-краудфандинг.
Активно набирают обороты технологические проекты — изобретения, гаджеты, приложения. Один из недавно завершившихся проектов — это чат-форум Tix-chat от команды блогеров «This is Хорошо». Они собрали 1,158 млн рублей.
Хорошо поддерживают пользователи технические разработки, например, производство нестандартных объективов для фотокамер. Как правило, у компании уже есть прототип, и нужны средства для запуска серийного производства. Такие hardware-стартапы привлекательны для потенциальных инвесторов тем, что работают по принципу предзаказов. Эта тема сейчас на пике — на нашей площадке запущено реалити-шоу «Битва технологий», посвященное разнообразным гаджетам. Победители получат 100 тыс. рублей на свои изобретения.
Третья тема в сфере бизнес-краудфандинга — это нишевые проекты. Сюда можно отнести стартапы, ориентированные на узкую аудиторию людей, увлеченных одним делом. Например, клуб единоборств Ronin Family в Подмосковье. Вегетарианское кафе в Рязани. Наборы для приготовления домашнего сыра из Москвы. Эти проекты нашли поддержку у аудитории.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 7 (161) от 21 февраля 2017

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий