Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

02 марта 2017 07.00

Модный дым: как вейпингбум охватил предпринимателей

Вейпинг — курение ароматного пара электронных сигарет — становится все более привычным явлением. В Омске стремительно растет число молодых предпринимателей, желающих заработать на модных курильщиках.

Современные субкультуры становятся все более потребительскими, а значит, при желании на них можно строить небольшой бизнес. В последний год в России активно набирает популярность вейпинг (от англ. vape — пар). В основном вейперами становятся молодые люди 21-25 лет, которые противопоставляют себя курильщикам обычных сигарет и утверждают, что курение электронных не наносит вреда здоровью. Сами они либо бросили курить, либо никогда этого не делали.

«На сегодняшний день официальная статистика по количеству вейперов, объемам продаж устройств и расходных материалов отсутствует. Однако, если предположить, что каждый двадцатый курильщик в стране использует электронные сигареты, то объем рынка можно оценить в 2,5 млн человек (по статистике, в 2015 году курящие составляли 35% населения страны). Это количество будет постоянно расти как за счет перехода курильщиков обычных сигарет на электронные, так и за счет некурящих людей, входящих в новую субкультуру», — полагает бизнес-аналитик Денис Мирошниченко.

По словам участников рынка, устройство для курения и пара жидкостей с разными вкусами обойдутся покупателю примерно в 3 тыс. рублей, хотя можно собрать набор и за 7-8 тыс. Использовать вейп можно примерно 1-2 года. При этом расходные материалы — основы, ароматизаторы, аккумуляторы и так далее — придется периодически обновлять. Это зависит от активности использования устройства, но, как правило, не реже одного раза в неделю. Средний чек различной вейперской мелочи составляет около 300 рублей. Таким образом, в денежном выражении российский рынок можно оценить в 40 млрд рублей в год.

«Как любая субкультура, вейпинг характеризуется высоким уровнем вовлеченности ее участников, приверженностью брендам и тенденциям, активным отслеживанием новинок и модных направлений», — подчеркивает Мирошниченко. А это значит, что если грамотно выстроить все бизнес-процессы и регулярно обновлять ассортимент, то зарабатывать на пристрастии молодежи к «безопасному курению» можно довольно долго и успешно.

Место для общения

Согласно справочнику «2ГИС», в Омске на сегодняшний день есть около 130 мест, где можно купить разное оборудование для курения. Однако не все они позиционируют себя как магазины именно для вейперов. Многие называют себя магазинами электронных сигарет или просто точками с товарами для курения, где представлены также обычные сигареты, кальяны и табак. Есть в Омске и места, которые работают именно в формате вейпшопов и вейпбаров. Это, к примеру, Rebus, StrongVape, «Микстура», Elec-Sir (имеет сеть из трех шопов в разных районах города) и BABYLON (федеральная сеть, которая появилась в Москве и развивает заведения в разных городах).

При этом директор StrongVape Григорий Ермолаев считает, что культура вейпинга в Омске все еще развита не так сильно, как в других крупных городах.

Основное отличие вейп-шопа от обычного магазина электронных сигарет или аксессуаров для кальяна заключается в том, что он выполняет место некоего социального клуба. Здесь можно не только покупать жидкости и оборудование, но и общаться друг с другом, дегустировать ароматы, играть в приставку, смотреть кино, а в некоторых даже заказывать какие-либо напитки. Этот формат чем-то напоминает мужские парикмахерские барбершопы, где мастер становится для клиента приятелем и собеседником, а делать прическу можно под чашку кофе или рюмку чего-нибудь горячительного. Для этого в помещении вейпбара устанавливают барную стойку, ставят стулья и диваны. В BABYLON периодически проводятся выступления музыкантов и afterparty после концертов.

Открыть подобное место в силу законодательства бывает даже проще, чем обычный бар или даже кальянную. «Поскольку эти заведения не относятся к сфере общественного питания, не требуется наличие санузла для клиентов. Другие требования, обычно предъявляемые к барам и клубам, также неприменимы», — говорит Денис Мирошниченко.

Недорогая путевка в бизнес

Порог входа в такой бизнес, как правило, не очень высок. Открыть собственный вейпшоп можно за 300-400 тыс. рублей. Столько потребуется предпринимателю в том случае, если он собирается торговать только жидкостями и использовать в качестве основного инструмента интернет либо совсем небольшой офлайн-прилавок в торговом комплексе.

Ассортимент такого магазина будут составлять устройства для вейпинга, расходные материалы к ним и аксессуары.

По расчетам аналитиков, этой суммы должно хватить на ремонт и оформление помещения, расходы на стартовую рекламную кампанию, закупку первой партии товара на склад. При этом инициатору проекта придется выполнять, кроме прочего, и функцию продавца.

В добротный вейпшоп нужно вложить примерно 1–1,2 млн рублей. К примеру, владельцы франшизы Vape Studio обещают, что один магазин будет приносить в среднем 900 тыс. рублей выручки и до 300 тыс. рублей прибыли в месяц.

Бизнес погубит молодость

Новичков на этом рынке появляется довольно много. Самое популярное направление для них — это именно торговля жидкостями. В своем докладе на Vape Expo управляющий партнер GoodVape Александр Чупрун говорил, что этот рынок за 2015 год вырос на 70% по сравнению с 2014-м, а в первый квартал 2016 года показал рост в 120%. Жидкости можно покупать как у российских, так и заграничных производителей или дистрибьюторов, розничные цены на них варьируются от 300 рублей до 20 тыс. рублей за флакончик, в зависимости от класса, качества и наглости продавца. В среднем именно жидкости приносят вейп-шопу 60–70% выручки.

«Конкуренцию сегодня мы действительно ощущаем, сейчас почти не осталось мест в городе, где не продают продукты для вейпинга», — считает Григорий Ермолаев.

Директор Fairytale Тимофей Евдокименко рассказывает, что небольшим точкам или интернет-продавцам становится все сложнее конкурировать с крупными вейпшопами. При этом он подчеркивает, что точки по продаже приспособлений для курения появляются в Омске практически ежедневно. Однако большинство участников рынка уверены, что такой бум продлится недолго. Основную часть подобных магазинов открывают сегодня совсем молодые люди: как правило, владельцы вейпшопов вовсе не имеют предпринимательского опыта или занимаются этим параллельно с учебой в вузе и работой по найму. А значит, рано или поздно малоопытным стартаперам, скорее всего, придется закрыть свои магазины.

Помимо отсутствия опыта, большим риском для рынка могут стать изменения в законодательстве. В начале октября 2016 года минфин уже предложил ввести акциз на электронные сигареты (40 рублей за штуку) и жидкости с содержанием никотина (10 рублей за 1 мл). «Если акцизы действительно введут, это негативно скажется на мелких компаниях. Когда не имеешь больших оборотных средств, нет возможности делать крупные закупки, а значит, нельзя рассчитывать на скидку от поставщиков. Цены на жидкости придется увеличивать в разы, это снизит спрос у и без того небогатых омичей. А значит, и очистит рынок от части маленьких магазинов», — считает основатель SuperVape Алексей Сотников.

Комментарии

Нестеров Виталий,управляющий BABYLON VAPESHOPВейпкультура набирает обороты по всей стране: открываются вейпшопы, кальянные расширяют свой ассортимент в сторону электронной продукции, работают оптовые поставщики. При этом самые популярные сообщества Омска — это вейпбарахолки. Люди зачастую предпочитают покупать б/у товары или обмениваться. Вейперов в Омске порядка 10-15 тысяч человек.
BABYLON VAPE — это не только торговая сеть. Мы являемся производителем и занимаемся импортом. Поставляем товары в большинство шопов России и страны бывшего СССР. И у нас есть франшиза. Если введут акцизы, мы не закроемся, будем платить дополнительные налоги и тратить время на оформление документов, что отразится на стоимости товара на полке.
Вложения в вейпбар зависят от того, каким вы хотите его видеть. Сейчас предложение превышает спрос, и если открывать новый вейпшоп, то его надо продумывать до мелочей, предоставляя лучший ассортимент и клиентский сервис.
Хохлов Виталий,директор сети Elec-Sir                                                                 Сегодня в этой индустрии много случайных игроков рынка, которые поддались модному веянию и ничего серьезного из себя не представляют. Просто закупают доступный товар из Китая и перепродают с наценкой. При этом такие люди не несут никаких гарантийных обязательств и работают вчерную. А вейпшоп в нашем понимании — это место, где помимо ассортимента предлагается какой-то сервис. Сразу могу сказать, что наше заведение безалкогольное, здесь не курят и не разрешают находиться лицам моложе 18 лет. Некоторые жидкости предоставляются на дегустацию, чтобы определиться с выбором.
Сегодня есть хорошие российские поставщики, это направление развивается очень стремительно и очень сильно подтягивается по уровню к Америке.
Госрегулирование этой сферы должно было произойти, и нормальные игроки ожидали. Просто хотелось бы, чтобы к ценообразованию подошли с умом.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 8 (162) от 28 февраля 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий