Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

03 марта 2017 07.00

Юрий Воробьев: «Эх, тяжело признавать, что герои твоих памфлетов правы»

В канун Дня защитника Отечества редактор «Делового Омска» встретился с главой компании «Галерея Медиа» в Омске и Новосибирске Юрием Воробьевым и в рамках барных посиделок пообщался о перспективах развития медиарынка в Сибири.

Юрий Воробьев: «Эх, тяжело признавать, что герои твоих памфлетов правы»

Александр Румянцев

Юрий, давай начнем с оговорки для читателей: пить и делать интервью — не бог весть какая инновация. В этом жанре кто только не работал.! И все-таки, зачем мы это делаем? Во-первых, мы апостолы миксологии (хе-хе!)... Я еще в начале пути, а ты уже возвращаешься назад...

— Да, я уже ползу обратно...

Короче, все равно ведь напьемся, раз встретились, так чего греха таить… А во-вторых, ты человек из медиа, у тебя все ходы записаны, и без бутылки тебя на чистую воду не выведешь… Ну и в-третьих, мужской праздник все-таки!

— Тогда поднимай…

Да! За оживление медиарынка! Вот, кстати, ты чувствуешь, как рынок оттаивает?

— Да, чувствую. Мы же ведем весь управленческий учет, таблички, графики и т. д. И в конце 2014 года смотрели и плакали, потому что от квартала к кварталу все падало. Причин несколько: шок от падения рубля, ведь среди наших рекламодателей много импортозависимых компаний. Ну и второе: когда бизнес не видит перспективы — будет ли он дальше существовать или пора закрывать лавку, то в последнюю очередь думает о продвижении. Это вполне прогнозируемое поведение капитанов бизнеса.

Вот тебе пример из алкогольной отрасли, раз уж мы сидим в баре. Бухло — это то, от чего люди отказываются в последнюю очередь.

А от рекламы — в первую...

— Да, так вот, наш мужик, он, может, сингл молт и не выпьет, а водяры-то хряпнет обязательно. У меня знакомый работает в алкогольной дистрибуции, и у него количество точек за этот период схлопнулось в восемь раз. И если уж люди пить стали меньше, то это очень плохо...

Да, пить надо меньше, поднимай!

— Именно. Так вот, ощущение, что рынок отмерзает, появилось в конце прошлого года. Не могу сказать, что ноябрь и декабрь были прям урожайными, но они внушали некоторый оптимизм. С января мы видим рост примерно 20% — в первую очередь в Новосибирске, но в Омске тоже близко к этому.

Стоп. Давай для читателя: вы — это кто?

— 10 лет назад мы с моим старшим партнером основали компанию «Галерея Медиа Пенза». Сейчас у нас 12 регионов. Мы профессиональные управляющие медийными активами. В разных регионах разные ресурсы. Где-то радио, где-то телевизор, где-то радио и телевизор и еще какие-то носители, где-то активы в управлении, где-то есть собственные лицензии… Моя зона ответственности — Новосибирск и Омск. И, кстати, про Омск многие говорят, типа депрессивный регион, тоси-боси… А я хочу сказать, когда схлопнулся Новосибирск, Омск еще целый год держался. Мы с коллегами по цеху шутили, что просто падать уже некуда. И вот когда наконец просел и Омск, мы поняли — вот оно дно. А когда Омск начал отмерзать, случилось то, что называется «оттолкнулись от дна».

Возможно, во втором квартале случится апокалипсис и мои слова окажутся полной фигней, но пока ощущение оттепели.

Сайты, наружка, печатка не входят в круг ваших интересов?

— У меня был опыт с «ОмскПрессом»… Продали вовремя, выгодно, остались счастливы.

На твой взгляд, какая перспектива у сайтов в ближайшие 5-7 лет — будут жить на баннерной рекламе или все уйдут под государство и крупный капитал?

— Когда я говорил «вовремя продали», то как раз и имел в виду, что баннерная реклама начала схлопываться. Мы стали понимать, что объем денежных поступлений, который был раньше, сжимается. А это было еще до 2014 года. То есть и кризиса-то никакого не было. Произошло реальное изменение мышления местного рекламодателя.

Смотри, к чему я клоню. У меня в голове историческая аллюзия — это как со средневековым европейским театром... Были частные труппы, которые «жгли глаголом» на площадях, власть критиковали, зарабатывали… А потом театр как отрасль ушел под крыло государства. И сейчас не может себя содержать, потому что огромная расходная часть — костюмы, декорации, помещения, зарплаты… Жить с продажи билетов нереально. Есть, конечно, примеры коммерчески успешных театров, но если говорить в целом об отрасли и тем более о регионах, то ситуация такая... У медиа, мне видится, схожая судьба... Вот телеведущий Андрей Добров говорит, что стоимость выпуска новостных программ за счет использования мультимедийных эффектов многократно выросла. В интернете тоже появляется много недешевых фишек… Короче, что думаешь?

— Давай крупными мазками… Россия — страна унитарная. Кто-то с этого плюется, а я принимаю это как данность. Был царь, любили царя. Есть царь, и его любят. Это не хорошо и не плохо — это часть нашего менталитета. По то сторону мира — демократия, по эту — любовь к царю. Норм!

Естественная тенденция рынка — это консолидация. Сейчас сделать частный влиятельный телеканал — нереально. Те времена, когда Гусинский сделал НТВ, заняв денег у банков, остались в прошлом. Телевизионное производство — самая затратная вещь, которая есть в отрасли. Чтобы не быть голословным, далеко за примером не пойдем…

Не пойдем… Чокнулись…

— Видел новогодние «Огоньки»? Все плевались да петиции писали… Уберем Пугачеву с голубых экранов! У всех какие-то эмоции…

На фиг эти эмоции! Цикл производства федерального проекта — год. Эти «Огоньки» были заказаны еще в январе 2016 года. А что из себя представлял прошлый январь на телерынке с точки зрения продаж? Это был самый ужасный месяц. Ребята, нет денег на контент — получите то, что есть. Народ привык, что в жирные годы им показывали «Старые песни о главном», которые стоят как полноценный художественный фильм.

К чему я это? Ага, так вот, в России было четыре региональных мастодонта: «ТВ2» (Томск), «4 канал» (Екатеринбург), «Афонтово» (Красноярск) и телеканал «Эфир» (Казань), где я работал 13 лет. Что с ними стало? «ТВ2» — все! Там политика, не буду комментировать. «4 канал» — контролирующий акционер Игорь Мишин вовремя все продал, стал директором «ТНТ». Канал «Афонтово» — контролирующий акционер Александр Карпов вовремя все продал, какое-то время был главой канала «ТВ-3». Канал «Эфир» — Андрей Григорьев ничего не продал, чувствует себя хорошо до сих пор. Но он великий!

Ну правильно, как бывшего шефа великим-то не назвать… Давай за бывшего шефа!

— Ну а че? Новостная программа «Город» до сих пор имеет в Казани долю 30. Что бы там люди ни смотрели, но в 19:00 они включают эту программу. Это уже культ. Григорьев эту программу породил. И самое важное не профукал. Но он-то начинал 25 лет назад.

И в то же время мы видим кейс Омска, где полная девальвация понятия телеканал, потому что их множество… Одних только кабельных каналов — ну давай посчитаем: «Продвижение», «Первый городской телеканал», Кокорин с «Антенной-7»… Ээээ, ну есть еще какие-то мичуринцы...

РБК еще есть...

— Ааааа, ну тогда беру свои слова про мичуринцев назад… Да. Есть уважаемый господин Морев, который инвестирует в этот проект. Короче, четыре полноценных кабельных канала на город-миллионник с одним из самых низких рекламных рынков. По нашим оценкам, рынок телерекламы в Омске сопоставим с Тюменью, а Тюмень-то в два раза меньше Омска. И, вопреки всем мифам, Тюмень — город не богатый. Там нет нефтяных денег. Это город-транзит нефтяных денег. Там оседает около 2%. В общем, у меня вопрос: ребята, вы куда? Четыре полноценных телеканала! Тут о бизнесе речь не идет... А вы точно готовы за это платить в ближайшие лет 10?

Ладно, не дави на больные мозоли, давай лучше про «двенашку». У государственных региональных каналов какие перспективы?

— Ооооо… Тут будет история про цифровое забвение. Или давай лучше назовем это историей про переход в иную реальность.

В один момент наше мудрое государство говорит, а давайте-ка будем вещать в цифре, и у нас будет не 12 аналоговых метровых телеканалов, а два мультиплекса по 10 каналов в каждом. Ок! Они сформированы, утрясены. Изначально была надежда на третий мультиплекс, но ученые мужи все посчитали, и оказалось, это обойдется примерно в 15 млрд рублей в месяц. Эту цифру озвучил первый замминистра связи РФ господин Волин. А теперь давай посчитаем: возьмем все наши 85 регионов и поделим на 15 млрд рублей. Ясно же, что это хреновая экономика. Тогда в качестве утешительного приза была придумана «21 кнопка». Короче, если у телеканала в регионе есть эфирная лицензия, собственное программирование и российский контент не менее 75%, то можно попасть по конкурсу на эту кнопку. По СФО он, кстати, прошел 1 марта. От Омска выиграл «12 канал».

В общем, тут важен нюанс — обычно главы региональных каналов говорят, типа у нас доля в городе 2%, зато нас смотрит деревня. «12 канал» тоже сейчас имеет долю 2%. И это Малькевич нарастил до 2%, раньше была вообще 1%. Это, кстати, круто он нарастил для того контента, на котором они работают — о том, как классно работает губернатор — это прям супердоля. Так вот, нас смотрит деревня, говорят они. Прям весь Верхнеуковский район… Я вру, есть вообще такой район?

Нет, есть Большеуковский…

— Ну вот они все смотрят запоем... Ок, мы в это верим. Но «21 кнопка» доступна только в кабеле, а у нас есть в районах кабельное телевидение?

Нету?

— Вот и я про то же. Купит бабушка в каком-то районе цифровой телевизор и будет спокойно смотреть два мультиплекса. И не будет там местного телеканала, и никто не погибнет. Потому что бабушка все равно придет на выборы и проголосует.

Тут я замечание вставлю. Вообще есть установка не трогать медиаландшафт до 18 года. Короче, привыкли бабуленьки смотреть телевизор на антенку и платить за нее 49 рублей, пусть смотрят, потому что именно там Гена Малахов между припаркой от геморроя и обертыванием против горба покажет, что Путин лучший президент в мире. Но после 18 года наступит новая эра. Можно спокойно вырубить аналоговое телевидение, и никто не заметит.

Ну ты хочешь сказать, не нужно региональное телевидение?

— Эээээ, я сам плоть от плоти регионального телевидения. Конечно, оно нужно. Я просто считаю, что нужно было раньше думать. Чего сидим и ждем милости от царя? Царь у нас справедливый, а уже во вторую очередь милосердный.

Так, а если «двенашка» продолжит вещание в аналоговом режиме после 18 года?

— А тут другой нюанс. Допустим, я бабушка. И у меня телевизор, который поддерживает DVB T2, и там настроено два мультиплекса. Я смотрю цифровое телевидение. А оно, в отличии от аналогового, не имеет плохого или хорошего качества. Либо принимает, либо нет. Чтобы переключить на аналог… Я не знаю, ну у меня дома настроена цифра…

У тебя — у бабушки или у Юрия Воробьева?

— У меня в смысле у меня… Вот в Казани висит современный телек, там чтобы на аналог переключится, нужно три кнопки нажать, там мне-то сложно разобраться…. А про бабушек я молчу. Это как же я должен любить местные новости, чтобы так заморачиваться? А если цифра у меня принимается на отвертку, то мне нужна антенна на крыше... А мне зачем, если у меня цифра? Как я это сделаю технически? С моей точки зрения, я может погряз в иллюзиях, и мое первое инженерное образование специалиста по электроснабжению промышленных предприятий объектов сельского хозяйства дает осечку. Но я так вижу, что никак. Будучи бабушкой, я заморачиваться не буду.

Может, люди, которые заняты в государственном региональном телевидении, что-то другое расскажут, но, насколько я понимаю, настроения у всех примерно одни и те же.

Блин, ну «12 канал» — это же не только коллективный агитатор, но и коллективный организатор. Вот «Человек года» — было чудесное мероприятие. Это все кто будет делать?

— Ну че ты меня втягиваешь все в критику-то? Ребята молодцы, они много делают. Особенно понимая, что их время конечно. А так у любого бизнеса время конечно. Мой любимый бизнес-гуру Том Питерс написал книжку «Представьте себе». Там есть глава — типа «Разрушь свой бизнес». И вот в чем величие того же Джобса? Он как раз и разрушал свой старый бизнес, создавая новый. Айфон 3G кончил айфон 2G. А айфон 5S кончил айфон 4. А почему бы и нет? Нормальная тема. Нужно развиваться. Схлопывается старый канал коммуникаций, нужно развивать новый. Вообще именно канал доставки становится все менее важным. Сейчас нет проблемы получить контент.

А я старовер. Вот я большой поклонник программы Стиллавина на «Маяке», и когда это радио перестало играть у меня в машине, я загрустил, но не стал ничего изобретать, чтобы его вернуть...

— Вот это интересная тема. Я называю это стабильностью в гробу… Иногда люди так привязаны к каноническим каналам доставки информации. Хотя есть хренова гора офигенных приложений для айфона с офигительными радиостанциями... Но люди как слушали FM, так и будут слушать. Приемники есть у всех, а айфон не у каждого.

Слушай, ну я все-таки не уймусь, как скажется пропажа такого феномена, как региональный канал на политическом ландшафте?

— Вот мы чем сильнее пьем, тем ты больше провоцируешь… А что есть такой феномен?

Вот я тебе рассказал про телекомпанию «Эфир» в Татарстане, которую смотрит каждый третий… Это феномен! Если мы повернем рубильник завтра — город это заметит.

Или вот еще тебе кейс. Было такое татарское радио «Тэртип FM», ну это олдскульная татарская песня. «Полюшко мое, васильки…» (Поет.) Вот, только на татарском. По данным измерений, это радио слушало человек ну максимум тысяч 20. Вещателя продали господину Лисину, он там включил «Бизнес FM», и поднялась такая волна самосознания! Я в «Твиттере» еще написал, типа никто не слушал эту татарскую станцию, но, когда она пропала, выяснилось, что всем была очень нужна.

Это как канал «Культура»...

— Не трогай «Культуру» — это святое! Так вот, популярность «12 канала», на мой взгляд, она сопоставима с «Тэртип FM».

А вот еще один кейс — есть такой канал «Татарстан — Новый Век» (ТНВ), у него тоже очень низкая доля, но почему он нужен?

Государственный канал?

— Да. Он работает на татарскую соборность. Как у русских есть соборность, так и у татар.

Выпьем за дружбу наций!

— Поддерживаю… Так вот, любой татарин в любом городе России, хоть в Иркутске, хоть в Брянске, может включить телевизор и посмотреть, как складно исполнитель национальной песни Салават Фатхетдинов в тюбетейке, растягивая бишбланку — гармонь по-нашему, поет, какой урожай уродился в Балтасинском районе. И ради этой татарской идентичности власти могут позволить себе сжигать миллиард рублей. Это вторая нация в стране. Даже я не татарин, но мне прикольно где-нибудь в Новосибирске ткнуть и посмотреть, что там в казанском Кремле происходит.

А теперь давай представим, что есть некая уникальная общность людей — омичи… Кстати, у меня юбилей на днях был — я 7 лет работаю в этом городе, так что имею права считать себя немножко омичом. Короче, хочет ли омич где-то в Смоленске смотреть «12 канал» и новости про нашего губернатора? Есть ли такой запрос? Это решать вам, омичам.

Ты стал такой корректный, аж противно. Если почитать твой «Твиттер» годичной давности, ты, корректно говоря, совсем некорректный...

— Что тут скажешь, старость… Я примерно понимаю, что у меня скилзы на 40 уровне, а у кого-то на пятом. И велик соблазн сказать, что я тут самый умный, типа сколько отрасли, столько и мне… Я вас всех научу. Но! Не факт, что это правильно, не факт, что в один прекрасный момент не возникнет ситуации, когда они тебя чему-то научат. И не факт, что вы не разосретесь в лоскуты в процессе… Примерно год назад я занял такую позицию, как в коучинге — типа безоценочность. Потому что даже ребенок, который вчера закончил политех, может сказать, что лучше меня разбирается в брендинге, и на 1% он будет прав.

Вообще знаешь, что заметил?

Что?

— Люди, которые сейчас делают интересные мне бизнеса, они моложе меня. Виктор Скуратов и другие… Какие-то новые форматы, сервис, даже если какой-то дебил зашел в заведение, а к нему отношение, что он не дебил, а гость...

Ооооо! Ты прям нормальную тему затронул. Тут пару недель назад в соцсетях разгорелись страсти. Твой друг Алексей Парфун раскрутил одну тему...

— Я ж его забанил везде… И даже памфлет ему посвятил. А в чем суть?

Ну ты знаешь, да, Константина Скачкова? Он сейчас драйвит компанию Chef&Chef. И там вышла какая-то история, пришла гостья и написала негативный отзыв, а сами владельцы вмешались в дискуссию и написали ей, типа на вкус и цвет… Ну а Парфун раскрутил этот срач. Я к чему? Ага, эта тема очень близка и нам, медийщикам, мы же делаем продукт и постоянно слушаем оценки, так сказать, от гостей… И вот вопрос: клиент, читатель — он всегда прав или мы можем сказать, да иди ты на хрен? Да, это репутационные риски, но мы готовы их нести, зато какой-то подленыш не будет к нам ходить и нервы портить…

— Я-то считаю, что гость прав всегда… Скажем, я делаю смешанные напитки. Они многим нравятся, у меня не было негативных отзывов. Но бывало, люди пьют у меня дома, и я им делаю «Кузнечика», они выпивают и говорят, мол, это не айс… Ликеры — слишком сладко, тыры-пыры, давай лучше «Дайкири»… Я что должен сказать? Слышь, ты, чмо, ты в «Кузнечике» ни черта не понимаешь, «Кузнечик» — это офигенный коктейль...

Все это вкусовщина, каждому свое.

Парфун-то, он гонщик за трафиком, но он прав... Эх, тяжело признавать, что герои твоих памфлетов правы (Смеется.).

Давай расскажу, как мы в профессии решаем похожие проблемы… Если к нам приходит человек и говорит, типа денег нет, сделайте мне за пачку печенья… Мы его не посылаем. Мы всегда говорим, типа, спасибо, мы благодарны за то, что вы рассмотрели наше обращение, мы, к сожалению, не можем поддержать тот стандарт взаимодействия, который вы нам предлагаете, мы желаем вашей компании скорейшего выхода из сложной ситуации, будут деньги — приходите… Завуалировано, конечно, последнюю фразу говорим. Но она самая главная.

Слушай, а зачем ты Пафруна забанил?

— Блин, да это типичный конфликт между предпринимателями и корпоративными болванчиками. Это же капитан СТС — да, сэр, есть, сэр, есть продать плюс 300% к предыдущему кварталу, будет исполнено вчера… Его функция в компании — смотреть, чтобы что? Чтобы фидер от антенны не отвалился?

Не, ну а тебя-то это почему раздражает?

— Да я просто поржать.

Не-не-не. Это позиция — ты же забанил человека...

— В каждой избушке свои погремушки, но в его избе какие-то погремушки прям космического масштаба. Ну я написал памфлет и успокоился. А тут зашел в «Скуратов», увидел Парфуна и говорю: «Привет!» А он такой типа как дерево увидел. Я так реагирую только на …. (Неприличная шутка). Ну, Леша великий... А я знаю всех великих, и Леша в этот список не входит. И все великие намного проще.

Ладно, чем будем заканчивать? Давай политикой — какое у тебя вообще отношение к этим делам: санкции, Крым, Россия — США?

— Может не надо по синей дыне?

Только так и надо.

— А давай я лучше анекдот расскажу…

Похабный?

— Да нормальный, старый, советский. Короче, приходит секретарь райкома к батюшке и говорит: «Дай нам, батюшка, лавки для партсобрания». «Нет, — говорит батюшка, — вы в прошлый раз две лавки сломали, на одну нагадили… Хрен вам, а не лавки». «А тогда, — говорит секретарь райкома, — хрен тебе, батюшка, а не пионеры в церковный хор». «А тогда, — отвечает батюшка. — хрен вам, а не монашки в финские бани...» «А за это батюшка, — говорит секретарь, — можно и партбилет на стол положить».

Вот так и тут.

Вот и отлично, вот и все…

— Какой все... Пошли в «Юность»!!!!!!!!

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 8 (162) от 28 февраля 2017

Выражаем благодарность бару Pine за гостеприимство

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

кутила из Тагила
пятница же!!!!! всем пить
03 марта, 17:40 | Ответить
Володя
че пили то хоть сказали бы, а то какой то мутненький раствор - бутафория наверное.
03 марта, 16:58 | Ответить
мед
[Комментарий удален]