Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

07 марта 2017 18.32

Клуб читающих бизнесменов: как преодолеть все предпринимательские депрессняки?

Компанию Трампу и Маску, чьи книги обсуждали на литературной встрече омские предприниматели, составил не менее символичный персонаж. Тема урока — Говард Шульц и его произведение «Как чашка за чашкой строилась Starbucks».

На трех слонах

Книгу пера владельца самой известной на планете сети кофеен представил Виктор Шкуренко («Торговый дом Шкуренко»). По чистосердечному признанию публики, фолиант прочли не все, однако, как выяснилось позже, это не стало помехой для дискуссии. Юрий Чащин («Провиант») сориентировался по ходу разговора и поделился с гостями историей о том, как в Питере едва не появились кулинарии омского бренда.

Обстоятельный Шкуренко разложил книгу по полочкам, подчеркнув уникальность опыта Говарда Шульца, который не основал бизнес, а купил его на раннем этапе. По легенде, сначала он устроился работать в магазин по продаже элитного кофе — да, никакой кофейни не было и в помине. Но после того как его представления о будущем Starbucks разошлись с видением основателей компании (Виктор Шкуренко сравнил их с хипстерами), выкупил предприятие и встал у руля.

Еще один важный момент, на который спикер обратил внимание, — готовый кейс по работе с командой. «Вы видели, как он меняет качество команды? — спросил ритейлер. — На каждом этапе берет новых директоров и управленцев. У меня, напротив, другая ситуация. Все руководители работают со мной как минимум 10-12 лет, я их не меняю».

Позиционирование — третий акцент. Кофейный рынок считается вторым по емкости после нефти. Естественно, на нем присутствуют сотни транснациональных корпораций. Говард работал с элитным кофе и развил эту категорию до вселенских масштабов. При этом он сильно боялся, что гиганты обратят внимание на этот сегмент рынка и рост прекратится. Однако умение отстроиться от крупных компаний вывело Шульца к успеху. «Это важный кейс, — заметил спикер. — Многие из вас, наверное, это проходили. Сначала вы создаете что-то интересное, потом приходят компании, сжигают вокруг вас всю землю, и вы вынуждены сдаться и закрыть свой бизнес. Или же противостоять».

Романтичный фанатик

Книга Шульца вызвала у Игоря Журикова («Лексфорт») некоторое неприятие: «Читается хорошо, но первые 30-50 страниц казалось, что он рисует несуществующую реальность. Потом понял, что он просто фанатик, типа Илона Маска, только в кофе. Представляете, какой верой нужно обладать, чтобы пройти через все предпринимательские депрессняки? Второе, что я вынес, — нужно постоянно делать что-то новое, чтобы не стоять не месте. Так было в случае с кофе в самолетах, внедрением фраппучино. Это подтверждает простую истину — если не меняться, ты обречен на то, чтобы оставаться на одном уровне».

«Вообще Шульц постоянно говорил о том, что он больше мечтатель, чем профессиональный менеджер», — заметила модератор Евгения Климанова («Делфи»).

«Вот тут тоже момент, — отреагировал спикер. — Он родился в те времена, когда правил Кеннеди, и да, был романтиком. Но потом от мечтателя перешел к профессиональному менеджеру, затем стал хранителем ценностей, занялся сохранением бренда. Все этапы — десятилетиями. Так что он менеджер».

На крыльях иллюзий

«Я полностью прочитал книгу, — похвастался Олег Ананьев («Энергоэффективный регион»). — И даже не в час ночи вторника, а заранее. Когда читал Маска, восхищался, а читая Шульца, сопереживал. Я проживал весь его бизнес шаг за шагом и был поражен этой приверженностью своим идеалам».

«Вот интересно, — заметила Евгения Климанова, — собственники почти всегда находятся в иллюзиях. Мы строим идеальную картину в голове и живем ей. Но, чаще всего, 50% бизнеса — это твои иллюзии, как должно быть, а не как есть на самом деле. Хотя именно на этих 50% и строится бизнес. Это крылья, которые ведут в известность».

В диспуте об иллюзиях мелькнуло имя Виктора Скуратова (Skuratov). «Кофейня «Скуратов» больше всего подходит к книге, — поделился размышлениями Виктор Шкуренко. — Все ценности, которые там описаны, воплощены в Омске. Изначально у Скуратова не было кофейни, это были магазины по продаже элитного кофе. А потом он «переобулся» и, надо заметить, правильно сделал. Он человек увлеченный. И я понимаю, что если бы познакомился с ним раньше, не раздумывая, вложился бы в него. Что, собственно, возвращает нас к истории в книге».

Члены Клуба вспомнили добрым словом и Евгения Чичваркина, который сумел донести свою корпоративную культуру до каждого сотрудника. «Все, кто заходил в магазин, неважно, в Омске или где, помнят сумасшедший заряд каждого работающего там, — рассказал спикер. — Был вау-эффект, это тоже пример уникального бизнеса».

Под занавес в Клубе разгорелся спор о том, можно ли построить в России дело мирового масштаба. Веские доводы привел ритейлер Виктор Шкуренко: «Я был на конференции «Коттон клаб» в Таиланде и общался с бывшим омичом Дмитрием Реневым, основателем компании «Я самая». Сейчас фирма экспортирует продукцию в 22 страны мира, есть завод в Прибалтике, чтобы выйти на европейский рынок. И для него это не иллюзия, он делает реальные шаги. Да, нужно определенное время, но ведь такая идея осуществима».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 9 (163) от 7 марта 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий