Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 марта 2017 07.00

Пропащая СРО: куда исчезли деньги из компенсационного фонда «Первой гильдии строителей» Станислава Мацелевича?

Одна из крупнейших в России саморегулируемых организаций в строительной сфере — «Первая гильдия строителей» — оказалась под угрозой закрытия. У детища известного омского бизнесмена Станислава Мацелевича, который уже больше полутора лет дожидается суда в СИЗО, пропала существенная часть компенсационного фонда, который формируется за счет взносов строителей. «ДО» разбирался, где эти деньги, что ждет организацию и кто может прийти ей на смену.

Вадим Харламов

СРО с человеческим лицом

Саморегулируемая организация (СРО) «Первая гильдия строителей» была включена в государственный реестр 14 октября 2009 года, за два с половиной месяца до того, как все ранее выданные строителям лицензии должны были превратиться в тыкву, а сами компании вступить в одну из профильных СРО.

За первый год работы членами «Первой гильдии» стали более 1300 организаций, еще через полгода их количество перевалило за 2000, и СРО получила статус крупнейшей за Уралом. Сработала не только массированная реклама, в которой «Первая гильдия» позиционировала себя как СРО с человеческим лицом, но и разветвленная сеть представительств. Компании могли подать документы в 14 регионах — Нижнем Новгороде, Сочи, Астрахани, Новосибирске, Тюмени, Краснодаре, Екатеринбурге и т. д. К тому же членам СРО обещали всестороннюю поддержку — консультационную, финансовую и юридическую. За нее отвечали Центр поддержки малого и среднего строительного бизнеса, юридическая фирма «Правда», Единый строительный банк и Центрально-Европейский банк, где, в частности, хранился компенсационный фонд (за пять лет работы он превысил 1 млрд рублей), членские (по 40 тыс. рублей в год с каждой компании) и вступительные взносы (по 10 тыс. рублей), Страховая инвестиционная компания. Всей этой империей напрямую или косвенно управляли небезызвестные братья Мацелевичи: старший Станислав и младший Владислав.

До 2016 года каких-либо серьезных претензий контролирующие органы — Ростехнадзор и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — к «Первой гильдии строителей» не предъявляли. По словам ведущего специалиста по Сибирскому федеральному округу отдела по работе с регионами НОСТРОЙ Светланы Герасименко, проблемы начались после вступления в силу поправок в Градостроительный кодекс РФ летом прошлого года, которые в том числе обязали все СРО до 1 ноября переложить свои компенсационные фонды на специальные счета в одобренные федеральным правительством банки. Тут-то и выяснилось, что из собранного со строителей миллиарда «Первая гильдия строителей» смогла предъявить всего 46,4 млн рублей. И это притом что средства компфонда неприкосновенны: их можно направлять только на выплаты в целях возмещения причиненного членом СРО вреда и судебные издержки.

Куда именно делись деньги, предстоит выяснить правоохранительным органам. НОСТРОЙ же оказался недоволен тем, что размер компенсационного фонда оказался значительно ниже минимального. Герасименко пояснила: по данным на

1 марта 2017 года, в «Первой гильдии строителей» состояла 761 компания, и даже если брать в расчет, что каждая перечислила в компфонд всего по 100 тысяч рублей (это необходимый минимум), «недостача» уже составляет 29,7 млн рублей. А это является одним из оснований для исключения СРО из госреестра. И такой вопрос советом НОСТРОЙ активно обсуждается. Как пояснил на декабрьском заседании представитель «Первой гильдии строителей», компфонд не был размещен на спецсчете из-за отказа банка разрывать депозитный договор до окончания срока действия в 2019 году. Еще раньше в СРО заявили, что более 140,9 млн рублей из компенсационного фонда были утрачены.

К тому же на «Первую гильдию строителей» начали поступать многочисленные жалобы от ее членов. Согласно новой редакции Градкодекса, к 1 июля 2017 года в саморегулируемой организации должны остаться только те компании, которые зарегистрированы в том же регионе, что и она. При этом взносы, уплаченные иногородними компаниями, необходимо перечислить на счет другой СРО, в которую они вступили по территориальному принципу. По словам Светланы Герасименко, «Первая гильдия строителей» в нарушение закона переводить средства отказывается. С декабря 2016 года в арбитражный суд Омской области поступило уже больше полусотни исков с требованием обязать «Первую гильдию» перечислить более 20 млн рублей, и часть из них удовлетворены.

В Вологде-где-где-где, в Вологде где

Ситуация осложнялась тем, что генеральный директор «Первой гильдии строителей» Станислав Мацелевич в сентябре 2015 года был задержан по подозрению в создании преступного сообщества и незаконной банковской деятельности. С тех пор он находится в СИЗО № 1 в ожидании начала суда. Его младший брат, некогда занимавший должность первого заместителя гендиректора, по некоторым данным, сейчас находится в розыске. Последние несколько месяцев обязанности руководителя исполняет президент совета СРО, представитель компании «Шик» Юрий Шаимов. Избрать нового главу СРО не удается продолжительное время: то нет кандидатур, то достаточного количества голосов.

Последнее общее собрание членов гильдии прошло 6 марта. Супруга Станислава Мацелевича Татьяна, присутствующая на собрании, сообщила, что на 1 марта размер компенсационного фонда превышает 919,5 млн рублей. По ее словам, эти деньги размещены на спецсчете в АО «Альфа Банк» (ранее упоминавшиеся 46,4 млн рублей), а также депозитах «Центрально-Европейского Банка» и Сибирского банка «Сириус» (бывший Единый строительный банк). Последний на днях был признан банкротом по заявлению Центробанка, в отношении него начата процедура конкурсного производства.

Поднимался также вопрос о перерегистрации СРО в Вологду. Как сообщил строителям Юрий Шаимов, смена прописки позволит предотвратить исключение ее из госреестра. Почему была выбрана Вологда, никто толком объяснить не смог. Светлана Герасименко предположила, что там сконцентрировано большое количество членов «Первой гильдии». Однако эта версия не подтверждается — в реестре имеется информация всего о пяти вологодских компаниях, входящих в гильдию. Возможно, у этого города есть потенциал из числа необходимого количества строительных организаций (по закону для регистрации СРО их должно быть не меньше ста). Как бы то ни было, подавляющее большинство членов «Первой гильдии строителей» проголосовали против этого решения.

Король умер — да здравствует король

Известный омский бизнесмен Вячеслав Авдошин, представлявший на том собрании интересы ООО «Строительная компания «Кромас», рассказал «ДО» о сложившейся ситуации в организации. Он отметил, что главная задача совета «Первой гильдии строителей», куда он был избран, — разобраться с делами, взять их под контроль, доложить о расходе средств компфонда. Работать в прежнем режиме, когда «Первая гильдия» зарабатывала средства на привлечении новых членов, уже невозможно. Ставку необходимо делать на оказании услуг строителям.

По его словам, угроза потерять СРО вполне реальна. «В свою очередь, это автоматически приводит к отзыву лицензии на строительство у членов СРО, имеющих муниципальные и государственные контракты. Соответственно, на период лишения лицензии они не имеют права заниматься своей деятельностью. По факту две трети строительной индустрии Омска может враз остановиться. Перейти в другую СРО тоже не вариант, так как условия при регистрации новых членов стали более жесткими», — объяснил Авдошин.

В исключении «Первой гильдии строителей» из госресстра не заинтересован никто. Вячеслав Авдошин полагает, что нужно приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Но соломку подстелить все же стоит. Ее роль должна исполнить новая СРО, регистрацией которой сейчас занимается бизнесмен.

«Я объяснил членам «Первой гильдии строителей», что их проблемы в большей степени связаны с банком. В качестве альтернативы предложил создать свою СРО — Ассоциация «Строители Омска». Ее учредителями выступила группа строителей, а директором предлагается сделать Сергея Козубовича (бывшего директора департамента строительства мэрии Омска. — «ДО».), — рассказал Вячеслав Авдошин. — Основная функция СРО будет не сбор денег в компфонд, тем более что по закону мы уже не сможем с ним непосредственно работать, а оказание услуг. Мы предлагаем нашим членам помощь в организации строительства, будет создана биржа материалов и оборудования, техники, кадров. По желанию членов СРО будет размещаться информация о перспективных проектах для привлечения инвесторов. Будем оказывать юридическую помощь, помогать участвовать в тендерах, в том числе решать вопросы с получением разрешений в органах госвласти».

По словам Авдошина, СРО вышла на стадию получения лицензии и активно набирает членов.

«Уже порядка 80 заявлений у нас собрано. Также набрали штат из 25 бывших специалистов различных разрешительных органов, с 1 апреля они официально должны выйти на работу. Плюс ко всему работе должен помочь большой личный авторитет Сергея Козубовича», — заявил он.

Комментарий

Петренко Константин,представитель ООО «ПМК-944 Треста Железобетон»СРО Мацелевича была абсолютно нормальной. Она вместе с СРО «Союз строителей» Николая Лицкевича примерно в равных долях контролировала строительный рынок Омска. Проблемы «Первой гильдии строителей» напрямую связаны с банком, хотя убытки сейчас несут все банки. Возникли проблемы с деньгами, где-то, возможно, велась неправильная кредитно-денежная политика, поэтому у «Сириуса» и отозвали лицензию. Я считаю нужным сохранить и все-таки побороться за старую СРО. Шансов для этого достаточно много. При этом всегда необходимо иметь какую-то резервную систему. Я считаю правильным создание новой СРО, так как строители должны подстраховаться.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 11 (165) от 21 марта 2017

Самое актуальное в рубрике: Недвижимость

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий