Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

26 марта 2017 07.00

История стартапа: Евгений Молчанов — о хлебопечке для мужчин

Директор компании «Ника» Евгений Молчанов воплотил мечту многих пивных гурманов — сконструировал автоматическую домашнюю пивоварню. Предприниматель с небольшой командой уже собрал и продал несколько образцов. Проблема одна — для запуска серийного производства компании остро не хватает инвестиций.

Фото: из личного архива героя

Эта пивоварня все делает сама. Как хлебопечка, только для мужчин. Выбрал рецепт, насыпал солод, нажал на кнопку — и все: аппарат сам набирает воду, фильтрует, варит, затирает солод, процеживает, кипятит и остужает. Весь процесс отражается на сенсорном дисплее. А как только сусло приготовится, уведомление об этом отправляется на смартфон владельца.

Это изобретение 38-летнего омского конструктора Евгения Молчанова. Как уверяет автор, в России до этого ничего подобного не делали. Новинку уже оценили несколько покупателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска. Большой интерес к агрегату проявляют иностранцы. С заявками к омским умельцам обращаются из Англии, Латвии, Австрии, Кореи, Эквадора, Аргентины. А бразильцы даже уговаривают открыть совместное производство.

Крафтовый мастер

Сам большой знаток пивоварения Молчанов не раз пробовал готовить его дома. «Можно создавать собственные сорта, экспериментировать, варить пиво тыквенное, гречишное, рисовое, добавлять разные виды солода, ячменя, присоединять необычные ингредиенты, например, ирландский мох, — увлеченно рассказывает он. — Сейчас не проблема найти любые составляющие даже в Омске».

Процесс пивоварения, по его описаниям, захватывающий, но долгий и хлопотный. Семь-десять часов постоянного контроля и замеров параметров. Кастрюльки для варки, емкости для брожения, мельница для солода... Чтобы не испортить напиток, нужно досконально знать и соблюдать технологию.

Однако Евгений Молчанов не только любитель пива, но еще и конструктор. Он решил сделать свое хобби приятнее и доступнее, придумав автоматическую пивоварню. А заодно и помочь другим товарищам по увлечению.

Разработкой пивоварни предприниматель, имеющий более чем 15-летный опыт работы в IT-сфере, занялся два года назад. Было сделано 15 прототипов. «Испорчена куча железа, потрачена масса денег на эксперименты, пробы, ошибки», — говорит Евгений.

Ему удалось полностью автоматизировать самый трудоемкий этап — сам процесс варки и затирания солода. Получился мощный, но довольно компактный аппарат на 25 литров с медным фасадом, стальным нутром и электронной начинкой.

В ноябре 2016 года бизнесмен зарегистрировал ООО «Ника» — отдельное предприятие для своего стартапа. С этого момента собрано и продано восемь пивоварен.

Требуется хороший инвестор

Производство пивоварен — процесс капиталоемкий. Только «железо» для каждого автомата обходится в 100 тыс. рублей. Отсюда и основная трудность — покупателей, готовых отдать такие деньги на хобби, немного.

«Мы продаем почти по себестоимости, чтобы хоть как-то отбить издержки, работать не в «минус», а в «ноль», — говорит Евгений. — Цена продажи — всего 150 тысяч рублей, вдвое дешевле западных аналогов».

Предприниматель готов снижать себестоимость, но для этого нужно запускать мелкосерийное производство и закупать комплектующие хотя бы мелким оптом. Значительно удешевить выпуск пивоварен можно и за счет изменения конструктива.

Сейчас омичи собирают пивоварни вручную, сами варят баки, штамповка значительно ускорила бы процесс. На все это нужны серьезные инвестиции. По подсчетам Евгения, требуется около 15 млн рублей.

Пока Молчанов работает на собственные средства. В стартап вложено уже около 2,5 млн рублей. Поскольку свободных средств нет, компания работает только под заказ.

И это, как считает ее владелец, еще один момент, который отпугивает покупателей — большинство хотели бы сразу «пощупать» продукт, а не ждать, что же получится в итоге. Нет денег и на раскрутку, из-за этого, по мнению предпринимателя, есть недоверие к неизвестному бренду.

Рынок — весь мир

В том, что его изделие будет востребовано, Евгений Молчанов не сомневается. Сайт компании посещает 50-70 человек в день без всякой рекламы, половина из них кликает на «Заказать» — это потенциальные покупатели, которые хотят узнать цену. Вдохновляют предпринимателя и положительные отзывы на популярном портале о стартапах vc.ru, где был опубликован проект. «Ну хоть один нормальный стартап!», «Вау, это действительно мощно. Желаю скорейшего выхода на рынок и кучу кэша», — пишут в комментариях. 70 посетителей поставили на то, что проект «взлетит», против 10 сомневающихся. Ссылка на омскую пивоварню Beer render — так назвал Молчанов свое детище — есть в «Википедии» в статье «Ремесленное пивоварение».

Молчанов уверен, что этот рынок очень перспективный. «Только за последний год интерес к крафтовому домашнему пивоварению в России увеличился вдвое», — показывает он статистику запросов в популярных поисковиках.

В России у омичей конкурентов нет. В Челябинской области выпускается домашняя пивоварня, но она полуавтомат, функционал ее гораздо слабее, чем у омичей. За границей производителей единицы. Этим объясняется, почему омская пивоварня Beer render получает такой большой отклик из-за рубежа. География запросов очень обширна. Евгений хотел бы сделать ставку на иностранный рынок как более платежеспособный, но для этого тоже нужны немаленькие вложения. На получение таможенной декларации, адаптацию программного обеспечения для иностранцев, перевод всей документации...

«Рынок — весь мир, а у нас денег нет», — сетует Молчанов.

Реальное, а не виртуальное производство

Поиск инвестора — главная боль предпринимателя. «Если бы я был за границей, то банки в очередь бы встали, чтобы вложиться в мой бизнес, — говорит Евгений. — На Западе готовы помочь с финансированием даже на этапе идеи. А наш стартап не проект, не прототип, а действующий продукт, готовое изделие, которое уже продается!»

Молчанов привел в пример конкурентов из Венгрии, запускавших одновременно с омичами похожее производство пивоварен: на крауд-площадке они собрали в пересчете на нашу валюту 50 млн рублей. В России, уверен Евгений, таких успехов не добиться, рынок слишком инертен.

«В нашей стране реальное производство никому не интересно. Зато инвесторы готовы вкладывать десятки миллионов в виртуальные проекты, нелепые термины, которые сейчас на слуху — блокчейн, бигдейта, нанотехнологии... Это загадка для меня. Мы собирались участвовать в шоу для стартаперов на телевидении. Вместе с нами были конкурсанты, которые просили 30 млн рублей на разработку приложения для серферов, подсказывающего направление ветра. И им, скорее всего, дадут. А то, что у нас в России нет своих компьютеров, на которых они это будут делать, это никого не волнует», — недоумевает Евгений.

На омскую компанию выходил известный акселератор для начинающих предпринимателей ФРИИ, фонд развития интернет-инициатив. «Это закончилось печально, — рассказывает Молчанов. — Нам говорят: круто, как начнете показывать положительную динамику, приходите, поможем. А зачем нам тогда их помощь? Нам поддержка нужна сейчас».

15 млн рублей требуется проекту Beer render для выхода на серийное производство автоматической домашней пивоварни.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 11 (165) от 21 марта 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Антон
Да это же бессовестный клон brewie, собранный на коленке, но дороже . Brewie с доставкой стоит около $2000. Одна проблема - к нам не доставляют. Зато там вы получите заводское качество и гарантию 18 месяцев. И вообще - так бессовестно воровать продукт и заявлять что тут 2 года разработок - низко и мелочно.
21 апреля, 10:36 | Ответить
Кирилл
продукт, безусловно, интересный и, при более доступной цене, перспективный (желаю большого успеха), НО основателю нужно избавится от иллюзий и наивности )) чего стоит только эти высказывания:

"Если бы я был за границей, то банки в очередь бы встали, чтобы вложиться в мой бизнес" - банки не вкладывают деньги в подобные проекты, если только у предпринимателя нет залогов крупных и кэш-машины, стабильно генерирующей доход. А вот с профильными инвесторами (потому что далеко не всем интересна эта сфера) может и попроще быть (вопрос - а что мешает уже сейчас обратиться к ним? многие инвестфонды рассматривают стартапы вне зависимости от геофактора)

или вот еще: "Зато инвесторы готовы вкладывать десятки миллионов в виртуальные проекты, нелепые термины, которые сейчас на слуху — блокчейн, бигдейта, нанотехнологии... Это загадка для меня" - даже комментить смешно, потому что, чтобы это перестало быть "загадкой", нужно хотя бы немного разобраться что есть что )))

и еще: "А то, что у нас в России нет своих компьютеров, на которых они это будут делать, это никого не волнует" - это вообще забавно, т.к. основатель видит рынком сбыта своей автокрафтопивоварни весь мир, но почему то считает, что имеет значение национальная принадлежность производителя оборудования. не будьте таким зашоренным - мир следует рассматривать как глобальное сообщество, а потому не важно, чьи именно ты разработки ты используешь, чтобы реализовать свою идею.

Тем более удивительно, что человек (по словам редакции) работает не один год в сфере ИТ, но имеет такие закостенелые взгляды. Быть может тогда вместо сетований по-поводу отсутствия местных инвесторов, вы рассмотрите подробнее это: "бразильцы даже уговаривают открыть совместное производство" и запустите свой продукт в массовое производство (имею ввиду - не обязательно бразильцев, а в целом краудфандинг и инвесторов других стран)
27 марта, 13:37 | Ответить