Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

01 апреля 2017 07.00

Есть ли будущее у брутальных омских «качалок»?

Вопреки сложившемуся мнению о том, что крупные фитнес-центры с хрустом давят старые добрые тренажерки, большинство спортивных подвальчиков живут и тренируют в режиме нон-стоп. Здесь нет блеска хромированных станков и зоны спа, зато имеется четкая стратегия развития.

Фото: Валентин Беликов

Рынок фитнес-услуг, который включает в себя и велнес-клубы, и классические «качалки» родом из 90-х, и многоуровневые спорт-парки, в России довольно молодой. Первые цивилизованные спортивные клубы, рассчитанные на массового посетителя, появились, как водится, сначала в Москве — случилось это в начале 90-х годов. Регионы приобщились к столичному лайфстайлу много позже, рынок долгое время топтался на месте. Причиной этому послужили и уровень доходов, и образ мышления горожан, которым понадобились годы для перехода от диванного отдыха к активному.

Так было до середины 2000-х годов. Если следить за развитием популярности фитнес-услуг, то устойчивый рост индустрии начался с 2005 года и показывал положительную динамику вплоть до 2008-го. Рост безработицы и снижение доходов привели к снижению доли посетителей спортклубов до 0,81%. С 2010 года люди вернулись в спорт, и рынок увеличился на 14,3%. В 2015 году история повторилась, но с меньшими потерями. Безусловно, кризис и падение доходов населения негативно повлияли на темпы роста, это отмечают многие игроки, однако в этот раз серьезно просесть ему не удалось.

Несмотря на то что объем рынка фитнес-услуг в России превышает 1 млрд долларов, считается, что мы в самом начале пути. По данным ВЦИОМ, спортом занимается 3% от общей численности населения, в то время как в США этот показатель превышает 14%. Объем российского рынка составляет 1% от общемирового, а значит, об упадке говорить рано. Эту точку зрения поддерживает руководитель федеральной сети фитнес-клубов «Территория Фитнеса» Александр Колмыков, который отмечает, что фитнес-рынок в России далек от насыщения. По его данным, в регионах постоянно ходят в спортзалы всего 2-3% горожан. А с учетом популярности таких тем, как правильное питание, новые системы тренировок, здоровый образ жизни, у фитнес-индустрии серьезный потенциал в нашей стране.

Ищите тренера

Повальное открытие больших спортивных комплексов в разных уголках города развитию классических «качалок» не способствует. Так, в прошлом году в центре города закрылся небольшой спортивный клуб AVANT, тренировки в котором стоили достаточно дешево. «Повышать стоимость абонемента было бессмысленно, — отмечает руководитель клуба Алексей Иванов. — Старые посетители, может быть, и остались бы, но новые точно бы не зашли. Центр города, ясно же, что неподалеку можно записаться в фитнес-центр с большим количеством предложений».

С Алексеем не согласен владелец академии здоровья и спорта «Александрия» Александр Воронецкий. По его мнению, всегда можно придумать стратегию развития, даже если конкурируешь с серьезным игроком рынка, который открыл трехэтажный центр неподалеку от твоего клуба. И речь идет не только о стоимости абонемента: «Естественно, люди предпочитают комфорт и хороший сервис. Но при этом посетители постоянно мигрируют из одного фитнес-центра в другой. Основная причина, способная остановить такую миграцию, — топовый тренер. Это как раз та ситуация, когда кадры решают все. Вполне возможно, что после тест-драйвов всех сетевых центров человек зайдет в спортзал шаговой доступности. И останется в нем».

Сила привычки — еще один тренд. Об этом рассуждает элит-тренер Игорь Гаврик, который прочит формату увядание. «Маленькие залы нерентабельны, будущее — за комплексными фитнес-центрами со сквошами, скалодромами и хаммамами. Единственное, чем могут продлить себе жизнь небольшие тренажерки, — переформатироваться в спортзал индивидуального тренинга, чтобы посетители шли на имя тренера. Ну и нельзя скидывать со счетов любителей камерных тренировок, этаких ценителей домашнего уюта, когда ты занимаешься в кругу своих в клубе рядом с домом».

Свою точку зрения на развитие небольших залов имеет тренер тренажерного зала «Железная шахта» Михаил Семенов. «Мы открылись два года назад в центре и сразу решили отказаться от персональных тренировок. Работаем с каждым посетителем, установили реабилитационные и оздоровительные тренажеры, сделали минимальный по стоимости абонемент для школьников. Можно сказать, что мы вне формата: и не «качалки» в традиционном понимании, и не фитнес-клубы для зарабатывания денег. Поэтому конкурентов нет». Тем не менее четыре зала «Железной шахты», отмечает Михаил, всегда заполнены, осенью руководство планирует запустить филиал в Амуре.

По мнению большинства участников опроса, этот сегмент рынка быстро не исчезнет, по крайней мере, многие клубы по-прежнему востребованы и загружены по максимуму в вечернее время. Безусловно, некоторые игроки устанут гоняться за новыми клиентами, обновлять оборудование и однажды обнаружат, что их зал пуст. Однако те, кто сможет найти баланс между запросами новых спортсменов и комфортом «старичков», могут рассчитывать на дальнейшее развитие своего клуба. Эксперты отмечают, что достаточно ввести в перечень услуг несколько новых позиций и добавить спортивный инвентарь, чтобы грамотно перезагрузить концепцию заведения. Также участники опроса сошлись в том, что стоимость абонемента должна быть умеренной, то есть такой, чтобы привлечь новых клиентов в свой зал, но не свести с ума постоянных клиентов перегрузом. Ну а главное табу, заметили эксперты, — нельзя допустить, чтобы зал простаивал, поэтому без тщательно проработанной системы абонементов никакая стратегия не будет считаться успешной.

Комментарий

Гаврик Игорь,элит-тренер в Grand Fitness HallГлобализация, которая касается всего бизнеса, затронула и фитнес-индустрию. Зал должен быть не менее 700 «квадратов», чтобы приносить прибыль, с высокой проходимостью. Маленькие залы пропускают через себя 200-300 человек и могут выживать только за счет высокой цены. Но это неоправданно: старое оборудование, минимум комфорта. Понижение стоимости чревато нерентабельностью и закрытием. Мое резюме — такие «качалки» умрут со временем. Будущее — за комплексными центрами, а крошечную долю рынка будут делить маленькие залы в спальных районах с узкой специализацией (кроссфит, йога) или спортзалы индивидуального тренинга.
Воронецкий Александр,ведущий тренер академии здоровья и спорта «Александрия»Я работал в больших фитнес-центрах и знаю систему их работы изнутри. Никто никого не давит. Когда мы открывали свой клуб, не учитывали «соседей», я даже карту не смотрел. У нас новое оборудование, продуманная система абонементов, но главный акцент — опытные тренеры. Без них умрет любой клуб с самыми навороченными тренажерами. Наш формат продолжит свое развитие, потому что людям важны хорошие специалисты и шаговая доступность. Если к этому будут прилагаться комфортные условия и нормальный сервис, шансов успешно развиваться будет намного больше.
Семенов Михаил,тренер тренажерного зала «Железная шахта»Мы небольшой, но комфортный зал в центре города. Работаем с 2015 года, но уже имеем сформированный костяк посетителей: это и школьники, и ветераны спорта, и даже звезды спорта, Данила Брюханов, например. На самом деле необязательно иметь допотопное оборудование, чтобы называться аутентичной тренажеркой для тех, кто любит спорт. Мы, например, хорошо оснащены: и TRX-петлями, и инверсионным столом, и другим нестандартным оборудованием. Мне кажется, это такой следующий этап развития классических «качалок», когда клуб небольшой, но современный. Для тех, кто не выносит огромных пространств федеральных фитнес-центров и хочет чувствовать, что занимается в среде единомышленников, — находка на самом деле.
Голубева Лидия,тренер «Качалка Фетисова»Я не замечаю какой-либо конкуренции «качалок» и фитнес-клубов. Ближайших тренажерок в Амуре нет, у нас средние посещаемость и ценник. Понятно, что такие тренажерки могут проигрывать крупным игрокам в оборудовании и вежливой администрации, но наша сильная сторона — грамотный тренер, который из минимума тренажеров составит программу тренировок для спортсмена и новичка. Формат останется востребованным из-за доступности в цене, удобного расположения, сформированного комплекса важных тренажеров без станков-дублеров. И еще небольшая площадь делает тренировки камерными, почти домашними, а это серьезная мотивация для многих спортсменов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 12 (166) от 28 марта 2017

Самое актуальное в рубрике: Услуги

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Арсен
Плюсы больших фитнес-центров — их разнополость, обмен феромонами. Но они изнуряют навязчивым маркетингом и заученным щебетанием рецепционисток, некоторые не публикуют открытые прайсы, создавая впечатление, что хотят тебя облапошить. Я за большие фитнес-центры, но без навязчивого сервиса и с нормальными саунами, а не со всякими суррогатами типа хамам, инфракрасная и т.д.
07 апреля, 19:11 | Ответить