Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

02 апреля 2017 07.00

История стартапа: Алексей Веревкин — о том, как скрутить кофе в вафельный рог

Предприниматель Алексей Веревкин разочаровался в полиграфическом бизнесе и всего за две недели запустил новый проект — эспрессо-бар «Зерна». Известность стартапу принесла необычная подача кофе — в вафельных рожках.

Александр Румянцев

Молодой бизнесмен убежден, что заниматься нужно тем, что действительно любишь и ценишь. Тогда ты заинтересован в своем продукте и его качестве. «Мне так нравится кофе, что я подумал, а не делать ли его самому. Это называется закрывать свои потребности», — объясняет собственную идею Алексей Веревкин. На фоне острой конкуренции на омском рынке кофеен он решил остановиться на формате точки to go. Для нее требуется минимум площадей, лишь хороший кофе и профессиональный бариста.

У Алексея и правда получился «быстрый» кофе. От идеи до первого покупателя прошло всего две недели! Что за экспресс-методы помогли организовать точку по продаже эспрессо?

Дегустация бизнеса

Молодой архитектор Алексей Веревкин, по проекту которого построено несколько зданий, надолго в профессии не задержался. Хотя во время учебы получал губернаторскую стипендию (на нее он купил свою первую машину) и со второго курса уже работал по специальности. После университета проектировал в Омске, затем как инженер-архитектор ездил на «вахту» в Иркутск и Москву, участвовал в строительстве торговых центров. Но офисная жизнь не увлекла молодого человека.

Первые бизнес-проекты начинал со своей невестой — они организовали полиграфическую компанию. Затем открыли фирму по производству наружной рекламы «Бета», которая и сейчас действует, привлекая крупных клиентов. Они монтируют вывески, светодиодные конструкции для торгового центра «Миллениум», федеральных сетевых магазинов, омских компаний. Но, по мнению предпринимателя, эта сфера со временем будет терять актуальность. «Я даю этому бизнесу еще лет 20. Технологии меняются, реклама уходит в интернет, но пока наружка еще востребована, и потому мы ею занимаемся», — описывает он бизнес-перспективы.

Параллельно Алексей осваивал бизнес-технологии: обучался в международной школе молодежного предпринимательства, филиале финансово-промышленного университета «Синергия», областном бизнес-инкубаторе.

Самый первый бизнес, полиграфический, пришлось закрыть: он оказался сезонным продуктом, который не приносил достаточной прибыли. Вышедшее на стабильное развитие рекламное дело уже не требовало особого внимания владельца. И Алексею захотелось запустить новый, интересный для себя проект. А поскольку давно манил общепит, он решил осваивать это направление.

«Мне хотелось выйти на рынок с серьезным продуктом — например, готовить гирос — греческое блюдо. Задумывали делать все натуральное, даже самостоятельно производить йогурт для соуса. Но потом я решил остановиться на более простом, как мне тогда казалось, продукте — кофе. Сейчас-то я понимаю, что кофе — это совсем не просто», — смеется бизнесмен.

Позитивный форс-мажор

Главное для заведения формата to go — это месторасположение. Нужна точка с хорошей проходимостью. С этим, кстати, проблем не было — рекламная фирма Веревкина базируется в самом центре Омска, на улице Ленина. Там же было решено арендовать место для кафе. Потребовалось всего несколько «квадратов», чтобы разместить барную стойку со всем оборудованием.

А дальше опять помог рекламный бизнес — дизайн и все конструкции были сделаны силами собственной компании. Барную стойку смонтировали за полторы недели. Сами же разработали и выполнили фирменное оформление точки, начиная от вывески с названием и заканчивая меловыми ценниками. Алексей набрал и обучил бариста. Закупил кофе. Договорился с омской компанией об аренде кофемашины.

Но открытие едва не сорвалось. К моменту «икс» выяснилось, что свободных кофемашин в наличии нет.

«Я кинулся в интернет в поисках другой кофемашины, нашел подходящую на «Авито», которую продавали в Новосибирске. В обед созвонился с продавцом, а вечером с товарищем уже ехали на поезде в Новосибирск. Посылкой нельзя было отправлять: в бойлере была вода, и из-за мороза аппарат мог полопаться», — вспоминает о форс-мажоре Веревкин.

Но все к лучшему: из-за срочной продажи машина обошлась в 10 раз дешевле ее рыночной стоимости. Покупка оказалась даже выгоднее варианта с арендой. И в декабре прошлого года кофейня сделала первые продажи.

Хайп в рожке

Подготовка к открытию «Зерен» была уже на финальной стадии, когда Алексей Веревкин узнал о конкурсе грантов в рамках проекта «Ты предприниматель». Принял участие и стал одним из победителей. Получил от регионального правительства 210 тыс. рублей на покупку оборудования.

«Нужно было освоить деньги в короткие сроки. С этим у меня проблем не было — уже были договоренности с поставщиками оборудования. Все сделал за четыре дня», — говорит владелец бара. Грант пошел на покупку кофемашины, кофемолки и холодильника. Собственные затраты составили около 100 тыс. рублей, которые были вынуты из оборота рекламной компании. Алексей говорит, что сократил издержки за счет собственного производства, да и с покупкой новосибирской кофемашины повезло. В среднем же запуск подобного эспрессо-бара обходится в 500 тыс. рублей.

Не обошлось без сложностей. Недавно в бар нагрянули из городской администрации: оказалось, что вывеску с названием здесь просто так нельзя поместить: это историческое здание, нужно согласование с минкультом. Сейчас Алексей готовит документы для получения разрешения.

Тонкости кофейного искусства помогли освоить знакомые из ресторанного бизнеса. «Приятели из ресторана The Base обучают наших бариста всем премудростям, периодически проводят мастер-классы. С подбором кофе и других продуктов помог обжарщик из Coffee Rooms Паша Воробьев», — рассказывает Алексей. Например, для капучино закупают не обычное молоко из супермаркетов, а профессиональное. «Зерна» работают на том же молоке, что и кофейни Coffee Rooms, Traveler's Coffee.

Сейчас в ассортименте эспрессо-бара около 10 видов горячих напитков на основе эспрессо: от американо, капучино и моккачино до модного нынче рафа и латте с добавками — маршмеллоу, халвой. После многих каппингов и дегустаций остановились на ижевском кофе свежей обжарки — его вкус и аромат пришелся всем по душе. Готовят здесь и несколько видов чая на основе натуральных ягод: с облепихой, малиной, вишней, имбирем. Есть выпечка, которую закупают у партнеров. Средний чек, по подсчетам владельца, около 125 рублей.

Фишкой заведения стала подача кофе не в стаканчиках, а в вафельных рожках. Новость об этом даже подхватили СМИ. Впрочем, оригинальная задумка не прижилась. «Но хайп мы поймали», — смеется предприниматель. И генерирует новые идеи для привлечения гостей. Планирует запустить акцию — напиток недели с различными топпингами, мечтает поэкспериментировать с микстами из зерен разных сортов.

В «Мегу» за трафиком

В Омске сейчас действуют около 70 кофеен, а формат to go насчитывает 14 точек. Но суперплотный кофейный рынок предпринимателя не смущает.

«В Новосибирске, сидя в кофейне, из окна можно видеть еще три. Омску еще до этого пока далеко. Формат «кофе с собой» у нас был всегда, начиная от самых примитивных вариантов типа напитков «3 в 1» в пластиковых стаканчиках. Года три назад этот формат вышел на более серьезный уровень. Но рынок хорошего кофе to go еще не сформировался, в основном предлагается коммерческий кофе не очень хорошего качества», — отмечает Алексей Веревкин.

На окупаемость предприниматель рассчитывал выйти через полгода. Но сегодняшняя ситуация показывает, что этот срок несколько затянется. Хоть и было выбрано центральное расположение, трафиком владелец «Зерен» пока не доволен. «Думал, будет лучше, мы открылись зимой, а в -30 почему-то мало людей гуляет, — иронизирует Алексей. — В бизнес-плане мы этого не учли. Получилось, что я снова пришел к сезонному бизнесу. Но с наступлением тепла продажи увеличились».

Следующие точки Алексей хочет открыть в крупных торговых центрах, чтобы не зависеть от сезонности и быть обеспеченным высоким трафиком даже зимой. Переговоры ведутся с «Лентой» и «Мегой». Планируется, что новые «Зерна» начнут работать уже летом.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 12 (166) от 28 марта 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий