Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

15 сентября 2014 11.33

Дмитрий Шишкин: «Я не могу представить Майдан в России»

Считается, что Омская область уверенно возвращает себе статус промышленно развитой территории. В последнее время большинство оборонных заводов Омска уже провели техническое перевооружение и приступили к выпуску новой продукции. О ситуации на предприятии, в России и на Украине, а также о современной молодежи высказался генеральный директор ОАО «Высокие Технологии» Дмитрий Шишкин.

Дмитрий Сергеевич, «Высокие Технологии» одними из первых в Омске приступили к техническому перевооружению предприятия. С чего начинали и чем располагаете сейчас?

— Надо было с чего-то начать. Мы не просто занялись техническим перевооружением предприятия. На самом деле проводится целый комплекс мероприятий по выводу предприятия на следующий, более совершенный уровень. Мы изучили опыт ведущих зарубежных предприятий и пошли путем создания высокотехнологичного предприятия европейского уровня. Кредитные организации активно предлагали услуги, а гарантией стали хорошие бизнес-планы.

Еще 7 лет назад мы правильно определили вектор развития и получили конкурентные преимущества, которые в процессе дальнейшей работы сформировали положительный имидж, привлекли новых партнеров и обеспечили устойчивое развитие предприятия. Вовремя начатое техническое перевооружение позволило участвовать в новых перспективных разработках и войти кроме авиастроения и в другие отрасли, где требуется высокоточная технологическая обработка.

На сегодняшний день кредиторская задолженность у нас полностью отсутствует. С гордостью могу сказать — среди российских предприятий авиационного агрегатостроения ОАО «Высокие Технологии» занимает лидирующие позиции.

Если говорить о прошлом годе, то мы инвестировали в оборудование 373 млн рублей. В 2014 году инвестиции составят у нас уже 540 млн рублей, а с учетом сопутствующих закупок в виде нового инструмента и дооснащения сумма будет еще больше.

Действительно, мы надеемся только на себя и не участвуем в государственных программах техперевооружения, потому что в уставном капитале нет государственных активов. В 2013 году наша выручка составила чуть более 2 млрд рублей, а в текущем будет уже 2,2 млрд рублей. Рентабельность производства Минобороны допускает не более 20%. При этом рассчитывается дефлятор.

Построение современного предприятия не ограничивается техперевооружением. Это длительный и скрупулезный процесс, который включает множество преобразований, улучшений и осознание действительности. Очень важно оптимизировать структуру управления предприятием. У нас внедрена ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Это большое достижение, учитывая нашу высокую номенклатурность.

Чтобы быть впереди конкурентов, необходимо иметь собственное конструкторское бюро. Вы планируете вкладываться в разработки?

— Именно в такой высокотехнологичной отрасли существует четкое разделение: есть КБ, и есть серийные заводы. Это во всем мире так, уверяю вас. Наукоемкость нашего предприятия очень высока.

История два раза объединяла нас с Омским машиностроительным конструкторским бюро (ОМКБ), но потом мы опять расходились. Теоретически объединение возможно, но все должно быть взаимовыгодно.

В советские годы мы объединялись по чьей-то прихоти. За этими решениями не было экономических расчетов, а были конкретные задачи — создание какого-то самолета. Сейчас, как я говорил, это возможно, но должно быть взвешенное, экономически обоснованное решение.

Следует сказать еще, что сейчас у нас развязаны руки. Мы можем выбирать партнеров среди КБ. И если изначально мы были предприятием авиапрома, то теперь у нас шире возможности на рынке высокотехнологичной продукции. К сожалению, российского авиапрома как такового, можно сказать, практически нет. Рынок перераспределился, существуют отдельные темы, связанные с обороной. И те объемы, что потеряли в авиапроме, мы восполнили в других высокотехнологичных отраслях оборонной промышленности. Мы сейчас позиционируем себя как участники производственной кооперации в производстве топливной механики, автоматики, силовых элементов.

Ваше предприятие должно было участвовать в проекте Ан-70. В связи с украинскими событиями какая судьба у этого самолета?

— Хочу отметить, что украинская сторона зачастую выдавала несформировавшийся проект за готовый. Это совершенно сырая машина. К ней у специалистов было огромное количество вопросов. Но украинцы влезли в область оголтелого пиара, показывая красивый двигатель с винтами. Я этот двигатель видел еще в 1987 году в Запорожье. Создание Ан-70 сильно затянулось: с момента начала работы над ним прошло уже 30 лет, а самолета все нет.

Кроме того, со стороны Вооруженных сил также были высказаны претензии. Ан-70 изначально позиционировался как средний транспортный самолет, но в процессе создания самолет переутяжелился и вышел в другой сегмент — начал конкурировать с Ил-76. А у нас в Ульяновске сейчас как раз делают Ил-476. Хотя для Ан-70 мы совместно с ОМКБ участвуем в создании современной цифровой системы управления двигателем.

А с каким направлением связываете дальнейшее развитие предприятия?

— Только с диверсификацией производства. Любое направление высоко рискованное, поэтому нужна широкая линейка продукции. Когда много тем, потеря одной из них не так болезненна, и всегда есть поле для маневра. У нас сейчас портфель заказов в два раза превышает наши производственные мощности.

К сожалению, развитие предприятия опережает возможности вузов города. Сейчас не проблема приобрести новое, самое передовое оборудование. Но отсутствие кадров не позволяет полностью загрузить высокоэффективное новое оборудование и, соответственно, увеличить выпуск продукции. В Омске тотальная нехватка инженерно-технических работников, а выпускников не хватает даже на естественную ротацию кадров.

Почти каждую неделю у нас в области проходят рабочие совещания, посвященные этой теме, и я всегда участвую в них, порой даже скандально. И мы должны говорить, что у нас в плане нехватки трудовых ресурсов сложилась чрезвычайная ситуация. А существующая система образования в Российской Федерации только усугубляет эту проблему.

Открою вам страшный секрет: на протяжении уже двух лет в Омской области число абитуриентов, которые могут поступить на целевые бюджетные места для оборонного комплекса, меньше, чем количество самих мест. В прошлом году было 3 тысячи бюджетных мест. Чтобы туда поступить, нужен ЕГЭ по физике. А число выпускников с таким экзаменом на 500 человек меньше. Поэтому идет добор за счет сопредельного Казахстана, Кургана и регионов Севера. И исправит ситуацию проведение обязательного ЕГЭ по физике. Я считаю, такой эксперимент необходимо провести в Омской области. Ждем, что правительство области поможет и адекватно отреагирует.

Может быть, все проще — просто инженерные специальности не престижны?

— А это уже камень в ваш огород. Население не владеет информацией, потому что СМИ пишут лишь о криминале либо об успешных бизнесменах. А о достижениях предприятий вы не пишете. Почему? А между тем средняя зарплата на предприятиях сейчас очень приличная. У нас средний уровень зарплаты — 35 тыс. рублей. Специалисты же зарабатывают гораздо больше.

Сейчас мы наблюдаем изменение ситуации — промышленностью начинают заниматься. И нельзя забывать, что Омск — промышленно развитый еще со времен войны. У нашего города большой потенциал развития, и связан он прежде всего с развитием наукоемкой промышленности.

Вернемся к измененному сознанию. Многие родители, может быть, и хотели бы видеть своих детей инженерами. Но кто даст гарантию, что после небольшого всплеска все не повторится опять?

— У нас все признаки перманентной политической стабильности. Общество у нас толерантно. Вот я не могу представить себе в России Майдан. А на Украине я его наблюдал еще с 90-х годов. Все, что там сейчас происходит, — это логическое продолжение 1991 года. Продолжение националистических настроений. Но теперь мы развиваемся, а у них происходит то, что мы видим сейчас.

У нас все деструктивные силы, как я считаю, нейтрализованы. Поддержание порядка — это скрупулезная и ответственная работа, которая проводится постоянно. А идей у нас на производстве много — у нас людей пока не хватает!

Тем не менее продолжаем работать. Молодежь уже подходит — замечательные ребята, мне нравятся. Все в основном без вредных привычек, следят за собой, занимаются спортом. А перед ними сейчас стоят серьезные задачи. Именно им предстоит поднимать в небо отечественные самолеты и защищать воздушное пространство страны.

Досье

Дмитрий Шишкин родился 20 января 1965 года в Ленинск-Кузнецке Кемеровской области.

В 1981 году поступил в Новосибирский электротехнический институт (сейчас — Новосибирский технический университет) на самолетостроительный факультет по специальности «Механическое оборудование летательных аппаратов».

В марте 1987 года приступил к работе инженером-конструктором на Омском агрегатном заводе им. В. В. Куйбышева.

В апреле 1990 года был назначен начальником бюро исследований и надежности авиационных агрегатов (разработка мероприятий, исключающих отказы авиатехники).

С 1995 года — начальник отдела маркетинга, с 2004 года — технический директор ОАО «Омскагрегат», в январе 2007 года назначен исполнительным директором ОАО «АК «Омск-агрегат».

28 марта 2008 года советом директоров ОАО «АК «Омскагрегат» утвержден в должности генерального директора предприятия. С 1 декабря 2009 года — генеральный директор ОАО «Высокие Технологии», куда перешел коллектив ОАО «АК «Омскагрегат».

Депутат Законодательного собрания Омской области, доктор технических наук, удостоен звания «Почетный авиастроитель». Автор 44 рационализаторских предложений, одного изобретения, 23 научных публикаций. Руководит кафедрой ОмГТУ.

О компании

ОАО «Высокие Технологии», ранее Омский агрегатный завод им. В. В. Куйбышева, с 1941 года производит оборудование и агрегаты для авиационной и ракетной техники.

В настоящее время серийно выпускает и ремонтирует агрегаты, обеспечивающие работу маршевых двигателей и их систем, управляющие вспомогательными силовыми установками, создающие и регулирующие давление в силовых гидросистемах и системах охлаждения РЛС современных летательных аппаратов. Имеет лицензии на производство и ремонт вооружения военной техники, авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

Особое внимание уделяется повышению уровня надежности и качеству выпускаемой продукции. Приобретены современные высокоточные станки мировых производителей: Mazak, Sodick, Walter AG, высокоточное контрольно-измерительное оборудование фирм Tolуrond, «Лапик», Nikon L.K.V. с возможностью лазерного сканирования, прецизионное шлифовальное оборудование Mitsui Seiki, Studer, Voumard, Reishauer, Estarta. Применяется современное программное обеспечение Powermill, Mazatrol, Solidworks, «Лоцман», «Парус», «Компас», «Вертикаль».

ОАО «Высокие Технологии» совместно с разработчиками и изготовителями авиационной техники участвует во многих программах создания перспективных летательных аппаратов.

В 2010 году предприятие включилось в процесс освоения производства компонентов для ракетной техники.

Партнером нашего проекта является компания «Технология Качества». Это испытательное оборудование для оснащения служб качества, лабораторий и иных профильных подразделений. Также данная организация поможет вам ввести оборудование в эксплуатацию под ключ. ПОдробнее на сайте https://techq.ru/.

Анатолий Шестаков 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (038) 9 сентября

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий