Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

08 апреля 2017 07.00

Константин Аверин: Путешествие в страну Уз

Наш колумнист — предприниматель Константин Аверин — побывал в Узбекистане и поделился впечатлениями о трехглавой валюте, выставочных традициях, запросах богатых жен и, конечно, гостеприимстве.

Республики ближнего зарубежья не входили в орбиту моих бизнес-интересов, пока я не узнал, что в Узбекистане есть определенные проблемы с валютой и, соответственно, с импортом. А там, где есть барьеры, есть и те, кто эти барьеры умеют преодолевать, получая свои дивиденды...

С такими мыслями я попал в состав сибирской бизнес-миссии в Узбекистан, оператором которой была «Инновационная бизнес-группа». Готовясь к поездке, почитал отзывы путешественников: все они настоятельно советовали декларировать при въезде все — даже зубные пломбы, дабы не столкнуться с проблемами при выезде из страны. А что еще можно ожидать от страны, основной доход которой (в моем обывательском понимании) — это денежные переводы гастарбайтеров из России?

Однако по приезде в Ташкент многие мифы развеялись сами собой. Во-первых, границу мы пересекли крайне легко, во-вторых, наша группа поменяла деньги по базарному курсу… Здесь необходимо легкое отступление, иначе понять деловую ментальность Узбекистана будет непросто. В стране три курса валют: официальный — курс Центробанка Узбекистана, базарный — курс, по которому люди меняют деньги на улице, и биржевой — курс, по которому бизнес покупает доллары на свободном рынке. Валюты в стране мало, поэтому за один доллар, в зависимости от курса, вы можете заплатить 3,5 тыс. сум (национальная валюта Узбекистана), 7,5 тыс. сум и 10 тыс. сум соответственно. С такой разницей курсов весь импортный товар автоматически становится в два-три раза дороже местного.

Самая ходовая купюра в стране — 1 тыс. сум. Самая крупная — 10 тыс. сум. В итоге, разменяв 50 долларов, я получил четыре пачки купюр на сумму около 370 тыс. сум. Отмечу, что хождение с пакетом денег в Узбекистане никого не удивляет, зато придает стране своеобразный колорит.

Государственный партнер

Если вы хотя бы раз взглянете на улицы Ташкента, то сразу поймете, почему всю Москву убирают именно узбеки. Ташкент — один из чистейших городов, которые я только видел. А сравнить есть с чем. Широкие проспекты улиц, беленые бордюры и деревья, идеально убранные мостовые гармонично сочетаются с местным автопарком, который на 80% состоит из белых машин. Доминирующей маркой является «Шевроле».

И это не удивительно, учитывая, что пошлины и акцизы на ввоз импортной машины в страну в сумме дают плюс 120% к стоимости.

Чиновникам, как мне объяснили, негласно разрешено покупать машины классом не выше Chevrolet Lacetti, а удачно вышедшие замуж женщины ездят на самых крутых машинах — Chevrolet Captiva.

Автопром — это явно гордость страны, и тут мы сталкиваемся с еще одним явлением Узбекистана.

Государство участвует практически во всех сферах бизнеса. Если вы видите вывеску GM, то на деле это будет UzGM. Государство является основным акционером совместного предприятия.

Скажем, пиво в этой стране производит не известный всему миру Carlsberg, а местная компания UzCarlsberg (это даже в логотипе отражено). То же самое в сельском хозяйстве, энергетике и других отраслях. Однако не все иностранные компании в стране столь успешны. Мне рассказывали печальный опыт компании «Вимм-Билль-Данн», которая в итоге бросила свой рентабельный бизнес и ушла из страны, а также о сложностях с «МТС-Узбекистан», которую вынудили уйти, уступив свой пакет местному оператору.

Но это опять же рассказы моих собеседников: как было на самом деле, сказать не могу.

Диалоги о бизнесе

На сегодняшний день Узбекистан занимает восьмое место из 134 стран в рейтинге привлекательности зарубежных рынков по итогам 2016 года (по данным Российского экспортного центра). Это обусловлено участием республики во многих союзах, транспортной доступностью и переменами, которые ощущаются в стране с появлением нового президента. Экономика Узбекистана растет ежегодно на 8-9% на протяжении нескольких лет (по данным ТПП Узбекистана). Больше половины ВВП приходится на малый бизнес. Согласитесь, для России это пока недосягаемые показатели.

Одним из ключевых направлений экономики страны является производство и переработка продукции сельского хозяйства. Здесь правительством поставлены амбициозные задачи. К примеру, нарастить общий объем производства промышленных холодильников и выйти на четвертое место в мире по этому показателю, что позволит увеличить объем переработки сельхозпродукции и объем экспорта.

Что же касается импорта, то здесь явно будут пользоваться спросом технологии, орудия производства (станки, производственные линии и прочее) и сырье, не производимое в стране. Даже несмотря на нехватку валюты в Узбекинстане, у крупных госкомпаний есть бюджеты на финансирование стратегических проектов. На фоне определенной информационной недостаточности бизнес в стране очень охотно идет на диалог с предпринимателями из России.

Честно говоря, я уже не вспомню, когда на родине партнеры встречали меня с такой заинтересованностью в глазах.

Наша рыночная пресыщенность и избалованность, вызывающая апатию, а иногда и агрессию по отношению к входящим предложениям, диссонирует с искренним узбекским радушием. Вообще, люди — это основной потенциал Узбекистана. Возможно, за пределами столицы все иначе, но в Ташкенте горожане очень отзывчивые и гостеприимные. До этой поездки первое место в моем личном рейтинге дружелюбия занимали греки, но теперь они сместились на второе место.

Если у вас ресторан или ритейл, рекомендую присмотреться к этой азиатской стране. Ташкент — классический столичный город, вечером рестораны полны народа, который приносит с собой сотни тысяч и миллионов наличности. При этом на улицах полнейшее состояние покоя. Нам еще в аэропорту сказали: «У нас преступности нет!» И впоследствии я в этом убедился. Через каждые 100 метров стоит милиционер. На входе в метро, супермаркет, выставочный павильон все сумки досматриваются. А что вы хотите? Рядом Афганистан. По улицам не шатаются пьяные, хотя алкоголь свободно продается как в ресторанах, так и в магазинах. Однако местные жители ввиду религии умерены в возлияниях.

Вопреки мировым трендам

В экономике чувствуется борьба за рост положительного сальдо торгового баланса. Такое ощущение, что над экономикой незримо парит транспарант с призывом «Все для роста валютной выручки».

К примеру, в разговоре с одним из сотрудников «Узэнерго» я узнал, что вся энергетика этой страны переводится с газа на уголь. И это в то время, когда Китай, да и весь мир идет в обратную сторону. Это удивляет! Но все просто: угля в стране много, а газа — сырья с высоким экспортным потенциалом — мало. При этом Узбекистан имеет хорошую экологию. Практически все машины — от Matiz до Captiva — ездят на газе. И из-за этого очень легко дышится в двухмиллионом городе.

Кстати о городе. Ташкент был разрушен землетрясениум в 1966 году. Удивительно то, что в результате столь масштабных разрушений было всего 14 погибших. Люди полгода жили в палаточных лагерях, а после всем Союзом восстанавливали город. Ввиду этого облик мегаполиса предельно современный. Поэтому здесь такие широкие проспекты (по четыре полосы в каждую сторону) и столько скверов и парков. Город изобилует и современными зданиями, в большинстве своем в белом глянцевом цветовом решении с элементами национальных узоров и орнаментов. Местные фавелы — махалли — потихоньку сносят, застраивая современными микрорайонами. Строительство ведется не ввысь, а вширь. Места много, поэтому зданий большой этажности практически нет.

Отдельная история — это местные таксисты. У меня сложилось впечатление, что эту услугу оказывают здесь все, у кого есть автомобиль. В среднем поездка на такси мне обходилась в 8 тыс. сум, что в переводе на наши деньги составляет около 64 рублей. Однако особо талантливые бомбилы брали с меня в три раза больше. Но даже с учетом этих нечеловеческих цен проезд для россиянина на такси стоит дешево.

Такая цена обусловлена во многом используемым топливом — газом.

«От души»

В поездку входила и культурная программа — посещение выставки. Тут я хочу предупредить всех коллег. Будьте внимательны, статус международной выставки в Узбекистане не говорит о ее масштабах. Во время моего визита было шесть тематических выставок, размещенных в одном из трех павильонов Экспоцентра. Не думал, что когда-нибудь скажу такое, но даже в Омске выставки проходят масштабнее. Как сейчас помню недоумевающее лицо индуса, который на индусско-английском спрашивал меня, где располагается экспозиция UzChemExpo, и недоумевал, что в указанном мною павильоне этой выставки нет. Стоило проделывать такой путь, чтобы увидеть два стенда по интересующей тематике?

Кульминацией узбекского гостеприимства стал для меня случай с сувенирами. Случайно с «холодного» звонка попал в одну компанию. Встречала меня делегация из пяти человек и накрытого дастархана (все как всегда: зеленый чай, лимон, орехи, изюм и т. д.). Посидели, поговорили. Спросили, куда я планирую дальше. За сувенирами, ответил я. Вызвавшийся доброволец довез меня до местного ЦУМа, аргументируя «здесь хоть дороже, но зато качество!» Я выбрал тарелку с традиционным узором, мой гостеприимный провожатый выбрал еще две и заплатил за все сувениры, после чего подарил мне со словами: «От души!» Я был удивлен, ошеломлен и растроган.

Узбекистан неожиданно вызвал во мне сильный эмоциональный отклик. Регион с растущей экономикой, который начинает дышать полной грудью, вызвал у меня как у предпринимателя большой интерес. Плюс отсутствие языкового барьера.

И главное недалеко.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 13 (167) от 4 апреля 2017

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Шри-ланка
Если вы реально любите путешествия, то переходите по ссылке - гид на Шри-Ланке и узнавайте, как можно комфортно и интересно отдохнуть в экзотических странах.
04 декабря, 01:23 | Ответить
Борис
Даже в Узбекистане лучше чем в Омской области, когда же мы выберемся из этого непроглядного днища.
10 апреля, 16:10 | Ответить