Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

11 апреля 2017 12.18

Клуб читающих бизнесменов: Хаос? Нет, бирюзовая организация

Члены омского Клуба читающих бизнесменов померились бирюзовостью при обсуждении книги бизнес-тренера Фредерика Лалу «Открывая организации будущего».

Фото: МА Делфи

Произведение посвящено описанию пяти стадий развития организаций. Книгу представил управляющий по Восточной России компании «Юник Фармасьютикал Лабороториз» Дмитрий Долгих. Лалу считает, что все компании проходят пять стадий развития: красную, янтарную, оранжевую, зеленую и бирюзовую. Каждая предполагает особую модель управления, организации, менеджмента. Красная, например, сравнима с армейским укладом жизни, бирюзовая (наиболее современная и прогрессивная) — с живым организмом.

Человек коллеге не брат

Долгих предложил начать заседание клуба с медитации. И все погрузились в бизнес-релакс — по заданию спикера предприниматели представили, каким делом могли бы заниматься в будущем.

Затем Дмитрий Долгих вкратце передал основные идеи книги, заострив внимание на, пожалуй, самой противоречивой стадии развития — бирюзовой. «Ее называют экстрасенсорной, — отметил спикер. — Если хотите стать главой бирюзовой организации, вы должны быть экстрасенсом. Это неизбежно».

В бирюзовых компаниях нет границ между эго и окружающим миром, есть только ощущение единства. Работа строится на трех столпах — революционная цель как озарение, целостность и самоуправление. Успех, богатство, прибыль (все то, что ставится во главу угла в оранжевых организациях) для бирюзовых не цель, а лишь побочный эффект. Самоуправление в бирюзовой организации предполагает разделение коллектива на группы, в которых отсутствует иерархия. Ни у кого, включая гендиректора, нет права вето. Отсутствуют и должностные инструкции. Все решения принимаются или отдельным человеком, или группой. При общении принято называть друг друга «коллегами»: «Здорово, коллега».

«А можно «привет, брат»? — шутливо уточнила Евгения Климанова.

«Так можно в Дагестане», — выкрикнул кто-то из зала. «Или в зеленых организациях, — добавил Долгих, — ведь там все воспринимают друг друга как членов семьи».

В качестве примера, показывающего эффективность бирюзовых компаний, спикер рассказал историю французской фирмы по производству автозапчастей. «Там было принято решение не контролировать ни время нахождения сотрудников на работе, ни качество их труда, им даже разрешили пользоваться в личных целях всеми инструментами. Отмечу, что эта компания поставляет коробки передач для Volkswagen. Начиная с 80-го года они ни разу не опоздали с поставками деталей, не подвели ни одного поставщика, имеют постоянный коллектив, свели практически к нулю процент увольнений. Ежегодно они платят рабочим в качестве бонусов 18-19 их месячных зарплат. И за все это время у них был единственный случай воровства — кто-то стащил дрель. Ну так произошло — некто взял и по старой французской привычке ее украл. Тогда директор повесил объявление: «Ребята, вы можете пользоваться дрелью в любой момент — склад открыт. На фиг вы ее украли?» Дрель вернули. Так что доверие вызывает ответственность, и она растет пропорционально доверию».

Игорь Николаенко (Азовская птицефабрика) рассказал о риске, который в любом случае берет на себя предприниматель хоть в бирюзовой, хоть в иного цвета компании: «Вся суть сводится к компромиссу между страхом и совестью. Как сказал один мой товарищ: когда предприниматель начинает собственный бизнес, он переворачивает первый лист своего уголовного дела».

Самоуправство или самоуправление?

Многие участники дискуссии довольно скептически оценили суть работы бирюзовых компаний, в которых работники сами определяют размер зарплаты, а возможности руководителя и рядовых сотрудников фактически уравнены.

Так, гендиректор «Сибирской базы» и сети магазинов «Кузя» Иван Величев заявил, что не готов доверить свой магазин «самоорганизованному» коллективу. «Да я через месяц приеду — магазина не будет, его вынесут к чертям! Давайте будем реально оценивать ситуацию. Ну какая у нас может быть самоорганизация? Вот с директорами, да, можно собраться, по-бирюзовому пообщаться», — подмигнул он под одобрительный смех мужской половины зала.

Дмитрий Степанин (ГК «Диатор») сказал, что он пока не готов к переходу к бирюзовости в чистом виде. «Я вряд ли откажусь от отдельного кабинета, мне не хочется сидеть в общем опенспейсе. Это пока не укладывается в моей голове, как и то, что в организациях этой стадии развития господствует равноправие и нет четко определенных ответственных лиц, лидеров. Ну как так? Они обязательно должны быть».

Гендиректор 7bits Анна Тарасенко высказала мысль о том, что тяжело вырастить до бирюзовой стадии уже сложившегося взрослого человека: «Если изначально это была оранжевая или янтарная организация, то нереально за короткий срок превратить ее в бирюзовую с тем же составом коллектива. Поэтому я сейчас даже немножко похихикиваю над Грефом, компанию которого принято считать бирюзовой».

Кто тут самый бирюзовый?

Впрочем, несмотря на то что бирюзовость пока слабо вписывается в российскую ментальность, многие участники Клуба отметили, что в их компаниях все-таки есть отдельные признаки этой цветовой стадии.

«Читая книгу, с улыбкой понимал, что в моей компании много бирюзового, — сказал Дмитрий Долгих. — Просто я всегда считал это хаосом, бардаком и пытался от этого избавиться. А оказывается, это мы просто бирюзовые».

«Я дальтоник, поэтому до сих пор не могу понять, как выглядит бирюзовый цвет, — выступил Константин Аверин («Теплолайв»). — Но зато теперь, когда приходящие в мой офис люди увидят там кальян и кошку, я буду говорить, что мы находимся в процессе эволюции в бирюзовость».

Олег Ананьев («Энергоэффективный регион») заметил, что, читая книгу, он поднимал свою самооценку. «Есть процессы, которые ты неосознанно применяешь у себя в компании. Кто-то может сказать, что у тебя происходит бардак, но, познакомившись с этой книгой, понимаешь, что в принципе ты грамотный научный парень и делаешь все по правилам».

Управляющий партнер ООО «Старт Энд Флай» Артем Затолокин рассказал, как в его компании бирюзовость проявляется в делении коллектива на небольшие группы, которые сообща решают все важные финансовые вопросы. Каждая задача здесь имеет «определенный оцененный вес, который переводится в денежное выражение».

Любопытно, что признаки этой стадии развития обнаружились даже в работе традиционно консервативных отраслей, например, образовательной. Представитель ОмГТУ Максим Мизя, например, рассказал, что его университет отчасти тоже является бирюзовой компанией, преподавательский состав вуза даже старается брать на вооружение экстрасенсорику.

Свободный труд

Директор «Европейского колледжа туристического бизнеса и иностранных языков» Наталья Новгородцева отметила, что книга Лалу дала ответы на многие ее вопросы. «Раньше я всегда считала, что мы не такие как все: на нас не распространяются никакие правила по типу управления, маркетингу. Теперь мне хотя бы стало понятно, что у нас происходит — бирюзовость». Предпринимательница также рассказала о своем опыте работы в двух принципиально разных омских агентствах недвижимости. В одном из них господствовала атмосфера, приближенная к бирюзовости: у работников не было строгого графика прихода-ухода на работу, как и закрепленного за каждым места — каждый садился туда, где ему удобно. «Когда все находятся в одном большом кабинете, нет необходимости в учете проведенного на работе времени: сразу видно, кто из риелторов делает больше телефонных звонков клиентам, чаще ездит на встречи, — отметила Новгородцева. — Каждый работник лично несет ответственность за наполняемость своего кошелька».

Потом женщина оказалась в другой компании, где ей установили жесткие рамки работы — с 9 до 18 часов, вне зависимости от вклада в общее дело. В таких строго регламентированных условиях ей было находиться сложнее, чем в предыдущей компании, и она быстро оттуда ушла.

В заключение обсуждения Артем Затолокин вынес, пожалуй, одну из ключевых идей бирюзовых компаний: «Самоуправление не равно анархия».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (168) от 11 апреля 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Самое актуальное в рубрике: Клуб читающих бизнесменов

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Добавить комментарий