Деловой Омск

Деловой Омск

17 апреля 2017 07.00Статьи

Мозговой бум: чему учится бизнес в кризис?

«ДО» узнал, как изменился рынок тренинговых услуг и за какие знания бизнес готов платить сегодня.

Мозговой бум: чему учится бизнес в кризис?

Фото: Сергей Коньков

Омский бизнес стал более взвешенно подходить к корпоративному образованию, более жестко просчитывать расходы на обучение персонала, выбирая только самое необходимое. Как следствие, по подсчетам игроков рынка, в 2016 году и первом квартале 2017-го спрос на тренинговые услуги серьезно сократился.

«Рынок шатает из-за того, что часть компаний урезала затраты на свое развитие, — констатирует управляющий партнер компании Start&Fly Артем Затолокин. — Но прослеживается и обратная тенденция: есть передовики, которые понимают, что именно сейчас нужно инвестировать в обучение персонала, повышая компетентность своих специалистов на конкурентном рынке. К сожалению, таких компаний больше в других регионах. В Омске на передовые вещи смотрят в основном сквозь кулаки и не готовы тратить на это деньги».

Организатор «Центра Деловых Инициатив», бизнес-тренер Дмитрий Устьянцев отмечает, что при падении рынка структура спроса претерпела некоторые изменения. По его словам, сократились до минимума открытые тренинги, под них теперь сложно собрать аудиторию. «Остались корпоративные потребители, но их количество тоже сократилось. Этот тренд сохраняется уже на протяжении последних пяти лет. Но поскольку потребность в бизнес-образовании все равно никуда не исчезла, рынок перераспределился в пользу опытных игроков — как тренеров, так и провайдеров», — поясняет он.

А вот спрос на «звездных» коучей только растет, утверждает Владимир Дробот, руководитель омского отделения компании MalikSpace, которая выступает провайдером тренингов. «Люди не перестали ходить на тренинги, этот рынок увеличивается, — говорит он. — Наиболее востребованы тренинги из серии «истории успеха»: Радислав Гандапас, Сергей Азимов, Игорь Манн. Также все большую популярность набирает проект «Бизнес-молодость» и их спикеры».

Омская рулетка

Объем рынка бизнес-тренингов оценить довольно сложно. Официальная статистика в этой сфере не ведется, а сами участники не берутся определить ее емкость, называя омский рынок рулеткой за его непредсказуемость. По подсчетам федеральных экспертов, лет пять назад объем рынка тренинговых услуг в России составлял 60 млрд в год. На регионы от общей суммы приходится 15-20%. В Омске, по информации системы «2ГИС», организацией и проведением бизнес-тренингов занимается 65 организаций. Это не считая фрилансеров — тренеров, работающих индивидуально.

Как говорит директор компании MOST Consulting Евгений Лупинос, для некоторых участников рынка сокращение спроса окончилось плачевно: «Я знаю три компании, которые в 2016 году ушли с рынка Омска либо переориентировались на смежные услуги. Количество переставших практиковать фрилансеров — в несколько раз больше».

Однако эксперт не считает ситуацию фатальной. «Просто рынок требует роста качества и адаптации продукта под новые потребности. Наш MOST Consulting в 2016 году довольно сильно изменил структуру продуктов, появились новые темы тренингов, до неузнаваемости изменился формат проведения. В итоге по направлению «Бизнес-обучение» мы закрыли год с приростом более 40%», — анализирует он работу собственной компании.

Артем Затолокин говорит, что на фоне падающего омского рынка ориентируется в основном на другие регионы. Сейчас лишь 30% его заказов приходятся на Омск, остальные 70% — это корпоративные клиенты из других городов.

«Омск — это вопиющий случай, когда нет пророка в своем отечестве, — сетует он. — Местные игроки ценятся заведомо меньше, чем иногородние. Хотя в Омске есть эксперты федерального уровня, к которым прислушиваются в крупных компаниях».

Игры в «лайки»

Особым спросом в нынешних условиях, по словам участников рынка, пользуются тренинги по повышению продаж, продвижению компании, ведению переговоров. Более востребованными стали тренинги для управленцев: как говорят эксперты, запрос на формирование руководителей нового формата — это общемировой тренд, который проявляется и в Омске.

Умение находить нестандартные решения — еще одно направление, для которого компании стали чаще привлекать бизнес-тренеров.

Под меняющиеся потребности бизнеса рынок тренинговых услуг предлагает и новые формы обучения.

По словам Дмитрия Устьянцева, набирают обороты комплексные проекты, объединяющие онлайн- и офлайн-форматы. Становится популярным вид тренинга с приглашенным экспертом из сферы бизнеса. Все чаще внедряется геймификация с игровыми, соревновательными методиками: например, сбор баллов или коллекционирование «лайков», которые становятся сегодня новой «валютой».

Стоимость

По данным проекта «ВсеТренинги.ру», средняя стоимость одного тренингового дня в Омске составляет около 5,5 тыс. рублей, а цена за тренинг — 9,5 тыс. рублей. Но, судя по информации участков рынка, разбег в цифрах очень широкий, сумма зависит от численности группы, уровня погружения и т. д.

Обучение линейного персонала обходится от 2 тыс. рублей в день. Наиболее высокая стоимость за управленческие тренинги — 20-30 тыс. рублей за день. Как подчеркивают эксперты, потолок определить сложно, особенно, если речь о сложных формах обучения. Например, когда бизнес-тренер работает несколько месяцев непосредственно на предприятии, демонстрируя свои методики на практике.

Цены за тренинги приезжих специалистов достигают 100 тыс. рублей. «Могут быть еще выше, — уточняет Владимир Дробот. — Все зависит от спикера и форматов».

Стартап и хендмейд

Отдельный сегмент рынка, который активно развивается в последнее время, — это образовательные и просветительские курсы, мастер-классы и программы в сфере творчества: рукоделие, рисование, фотодело. В таком формате работают творческие пространства «Берлога», «Территория счастья», «Дача Онегина», лофт «Агрегат», школа «Резонанс». Они ориентированы не только на тех, кто желает разнообразить свой досуг, но и на людей, мечтающих любимое дело превратить в бизнес.

На фоне всплеска интереса к тематике стартапов появилась масса программ для начинающих предпринимателей. Набирают популярность неформальные, тематические встречи с молодыми бизнесменами.

«У нас наиболее востребованные направления — это психология, личностный рост, бизнес-тренинги, курс по истории искусств и новое направление — культура речи и актерское мастерство», — говорит руководитель компании «Территория счастья» Вероника Никуленко.

Аудитория таких форматов — это частные слушатели. «Мы пока просто не выходили с продажами на корпоративных клиентов, — признает Вероника Никуленко. — Но есть компании, которые сами к нам обращаются с запросами, и мы для них индивидуально составляем программы обучения».

Кто шатает вагон

Трендом омского рынка тренинговых услуг Артем Затолокин называет его сегментацию. «По сути, у каждого образовательного центра — свой клиент. За умением вести переговоры чаще обращаются к Дмитрию Устьянцеву, за командообразованием — в «Триэс-Персонал», за семейным консультированием — к «Леге Артис», по предпринимательству и стартапам — в нашу компанию и т. д. Это позитивная тенденция, которая помогает рынку самому регулировать ситуацию с конкуренцией».

«Болью» рынка эксперты считают большое количество непрофессионалов и псевдогуру. Известный экономист Николай Кащеев в интервью «Деловому Омску» назвал мошенниками 80% спикеров, разъезжающих по России с историями о том, как построить успешный бизнес за неделю и получить оборот в 300%.

Омские специалисты согласны с его точкой зрения. Однако, по их мнению, на местный рынок более негативно влияет появление новых игроков с низкой квалификацией.

«Несмотря на видимый отток, на рынке все-таки появляются новые игроки. Они агрессивно пиарятся и демпингуют, но их целевая аудитория, как правило, — это массовый сегмент. В корпоративном обучении они либо не участвуют, либо проигрывают более опытным тренерам», — делится наблюдениями Евгений Лупинос.

Артем Затолокин считает, что разрастанию псевдотренеров способствует низкий порог входа на рынок: «Зайти на ступеньку легко, но это шатает весь вагон». Впрочем, по его мнению, сейчас, когда доступность информации стала всеобъемлющей, шарлатанам, которые прочитали одну книжку и выходят с этими знаниями на тренинги, стало сложнее на рынке.

«Как отличить профессионалов? Они гарантируют результат», — называет один из критериев эксперт.

В сегодняшней ситуации, единогласно утверждают эксперты, выживут лишь тренинговые компании с хорошей репутацией и высоким уровнем профессионализма.

«Сегодня пользуются спросом услуги тех тренеров, которые не просто вещают с маркером у доски, а подстраиваются под новые запросы бизнеса и готовы на практике применить свои наработки. Диагностика, сопровождение после тренинга, обучение в действии — вот атрибуты успешного тренинга сегодня», — уверен Дмитрий Устьянцев.

Комментарий

Устьянцев ДмитрийУстьянцев Дмитрий,бизнес-тренер, организатор «Центра Деловых Инициатив»Рынок бизнес-образования постепенно «юберизируется». Этот термин образован от названия сервиса такси Uber. В нашей сфере будет аналогично вызову машины в этой системе. Заказчик в приложении оставляет запрос, а система связывается с несколькими провайдерами, бизнес-тренерами (как с водителями в Uber), и тот, кто первый отзывается, и получает заказ, при условии, конечно, подходящей компетенции. Я уверен, что это наше будущее. И не только в области бизнес-образования, но и в любой сфере жизни.

 

 

Комментарии

Устьянцев ДмитрийУстьянцев Дмитрий,бизнес-тренер, организатор «Центра Деловых Инициатив»Рынок бизнес-образования постепенно «юберизируется». Этот термин образован от названия сервиса такси Uber. В нашей сфере будет аналогично вызову машины в этой системе. Заказчик в приложении оставляет запрос, а система связывается с несколькими провайдерами, бизнес-тренерами (как с водителями в Uber), и тот, кто первый отзывается, и получает заказ, при условии, конечно, подходящей компетенции. Я уверен, что это наше будущее. И не только в области бизнес-образования, но и в любой сфере жизни.
Затолокин АртемЗатолокин Артем,управляющий партнер компании Start&FlyРынок нишируется, и это положительный тренд. У ключевых игроков есть специализация, что позволяет рынку саморегулироваться. Крупные игроки не сталкиваются лбами друг с другом, а договариваются, партнерятся. Мы приглашаем друг друга участвовать в собственных проектах, понимая, что у конкурента область компетенции в каких-то вопросах выше. Рынок становится более профессиональным, это неизбежно. И новые игроки будут вынуждены подтягиваться под этот уровень или уходить с рынка.
Лупинос ЕвгенийЛупинос Евгений,директор компании MOST ConsultingСегодняшний тренд — дистанционное обучение. В нем сильны федеральные компании, серьезно инвестирующие в автоматизацию процесса обучения. Тиражируемые курсы от федеральных тренеров довольно популярны и востребованы, но пока не могут заменить живого общения тренера с группой. Я говорю «пока», потому что информационные технологии уже скоро будут способны создать полный эффект присутствия московского тренера в омском учебном классе без его личного участия. Но это уже вопрос смены парадигмы обучения в целом.
Дробот ВладимирДробот Владимир,руководитель MalikSpaceНаша целевая аудитория — это те, которые постоянно занимаются самообразованием. И среди таких людей не принято жаловаться на ситуацию, которая складывается вокруг них. Для кого-то это кризис, для кого-то — новые возможности. Все у нас в головах. Люди не стали отказываться от тренингов.
Никуленко ВероникаНикуленко Вероника,руководитель компании «Территория счастья»Тренинги и семинары, как и самообразование в целом, с каждым годом все больше и больше набирают обороты. Омск, конечно, немного отстает в этом плане от других крупных городов, но и он развивается, просто в своем темпе. Появляется все больше творческих людей, желающих из любимого дела выстроить бизнес. Да, возможно, люди более осознанно стали подходить к тратам, но если наши клиенты получают результат от обучения, делятся эмоциями и своими хорошими отзывами, значит, это востребовано и будет развиваться!

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 14 (168) от 11 апреля 2017 и на сайте ИА «Деловой Омск» (свидетельство ИА № ТУ55-00493 от 25.03.2015 г.)

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.