Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

21 апреля 2017 07.00

История стартапа: Иван Крайнов о том, как между нами тает мед

Географ Иван Крайнов — один из немногих омичей, кому удалось запустить стартап с помощью народного финансирования. На деньги, собранные на одной из краудфандинговых площадок, он организовал пчелоферму.

Александр Румянцев

К созданию своего дела 32-летнего преподавателя, аспиранта ОмГПУ подтолкнули сладкие воспоминания детства. Иван Крайнов говорит, что буквально вырос на пасеке, с шести лет помогал отцу управляться с пчелами. Медовые дни длились каждое лето до 11 класса. Мечтал, что по окончании института продолжит заниматься пчеловодством профессионально. Но обстоятельства сложились так, что семье пришлось распродать все оборудование и свернуть дело.

Слетелись на мед

Молодой человек поступил в институт, окончил магистратуру, потом — аспирантуру по направлению «экология и биология». Получил дополнительную экономическую специальность. Мысль продолжить семейное дело не отпускала все это время, даже свою диссертацию он посвятил медоносным ресурсам Омской области. Получилось, что под свой будущий «сотовый» бизнес подвел основательную научную базу.

Первая попытка организовать пасеку была шесть лет назад. Сам сделал улья, рамки — навыки не забыты с детства. Купил пчелиные семьи. Но дело застопорилось: денег создать полноценную пчелоферму не хватало.

Но уже в 2016 году Иван решил проблему со стартовым капиталом. И весьма нетривиально. В интернете узнал о краудфандинге, и его вдохновили истории, когда совершенно незнакомые люди скидываются на реализацию твоей бизнес-мечты. Заинтересовало и то, что через вознаграждения спонсорам можно реализовывать продукцию.

Не откладывая дело, он запустил свой проект «Создание пчеловодческой фермы «Медвежья поляна» на одной из популярных площадок Boomstarter.

Народное финансирование кажется самым простым инструментом для поиска начального капитала. Без кредитов, процентов и долгов. В России уже тысячи людей собрали таким способом необходимые суммы и смогли открыть пекарю, записать музыкальный альбом, выпустить книгу, наладить производство мебели, игрушек или одежды.

Однако такая система финансирования подходит далеко не всем. Вот и омичей, сумевших подтянуть спонсоров в свои проекты через интернет, лишь единицы.

Но начинающего пчеловода охотно поддержали в сети. Кампания по сбору средств прошла успешно: удалось собрать даже больше требуемого — свыше 130 тыс. рублей. Интересно, что среди спонсоров не оказалось ни одного омича, весь подарочный мед ушел в Москву и Челябинск.

Иван считает краудфандинг, помимо всего прочего, хорошим инструментом маркетинга, продаж: «Получается, что весь мед, который я получил в августе, я продал еще тогда, в марте».

Первый урожай

После вычета налогов, комиссии Boomstarter из собранной суммы осталось 105 тыс. рублей. Добавив собственных 30 тыс., фермер закупил десять пчелиных семей, оборудование для производства меда и начал дело.

Иван скооперировался с другими пчеловодами, и вместе они организовали объединенную пасеку в Марьяновском районе Омской области. Приезжают сюда по очереди, для Ивана это удобно, потому постоянно жить в районе он не может. Основное место работы в Омске — он педагог дополнительного образования на городской станции туризма, преподает пяти-, шестилетним малышам спортивное ориентирование.

К медовому делу привлекает друзей и знакомых. Они приезжают в выходные присмотреть за пасекой, а он обеспечивает их продуктами и отдыхом на природе.

И, конечно, медом. Некоторые и сами решили освоить пчеловодство. Семь человек в прошлом году прошли обучение на ферме Ивана, а трое из них решили в этом году организовать свои пасеки.

Летом новоиспеченный пчеловод собрал первый «урожай». С реализацией продукции пока проблем нет — весь объем разошелся по друзьям и знакомым. Но на будущее Иван, конечно, задумывается о других каналах распространения своего меда. В первую очередь, ориентируется на интернет, который уже помог ему со стартовым капиталом.

Он создал группу в соцсетях, где рассказывает о пчеловодстве, полезных свойствах меда и других продуктах пчеловодства, продвигает свою продукцию.

Подсластить омичам жизнь

У Ивана Крайнова есть четкий план развития своей пчелофермы. Он разделил проект на четыре этапа: постепенно к 2019 году пасека должна разрастись до 150-200 пчелосемей.

Любой бизнес требует масштабирования, и медовый не исключение. «Держать десять пчелосемей и 100 пчелосемей — расходы на содержание, транспортировку, охрану практически одинаковые, а меда получается в несколько раз больше. Чем больше пасека, тем выгоднее», — объясняет фермер.

Одна пчелосемья — это три-четыре тысячи пчел, а затем их количество разрастается до 80-100 тысяч особей. За лето они дают минимум 30 кг меда.

«Но по мере расширения встает вопрос реализации: 100 семей — это уже три тонны меда, а то и десять тонн. Такой объем уже по друзьям не раскидаешь, нужно с точками работать», — рисует перспективы развития Иван.

Фермер не видит в Омске жесткой конкуренции между производителями меда. По его мнению, у рынка большой потенциал для роста.

«Сравните: в 70-х годах в стране было около 10 млн пчелосемей, сейчас — в три раза меньше, — анализирует ситуацию Крайнов. — Медопродуктивность лесной зоны России, по подсчетам специалистов, позволяет увеличить количество пчелосемей в десять раз. И это только леса, а ведь есть и сельскохозяйственные угодья. Только у нас в Омской области тысячи гектаров засеивают кормовыми растениями, техническими культурами, выращивают донник, рапс — это огромные резервы для сбора нектара».

Да и в потреблении меда россияне, по словам пчеловода, значительно не дотягивают до мировых показателей. Например, у нас в стране один житель съедает за год около 400 гр меда, а в Германии — почти 4 кг.

Правильный мед

В этом году для расширения пчелофермы Иван Крайнов снова обратился к краудфандингу. По смете на развитие проекта необходимо 850 тыс. рублей, а это значит, что со всеми комиссиями требуется довольно внушительная сумма — более 1 млн рублей. В нее включена организация пасек для учеников прошлого года, расширение пасеки самого Ивана, приобретение прицепа для перевоза пчел на медоносные поля, деревообрабатывающего оборудования и материалов для изготовления ульев и рамок, агрегата для изготовления крем-меда, что позволит расширить линейку производимой продукции.

Но в этот раз народное финансирование не помогло, и нужную сумму привлечь не удалось. Иван не отчаивается, говорит, что придется урезать бизнес-аппетиты и приобрести только самое необходимое.

«Купим не 40-50 пчелиных семей, как планировали, а 15-20, — рассказал о планах пчеловод. — К сожалению, прицеп не потянем, придется пока обойтись без него. А вот деревообрабатывающий станок очень нужен, сейчас пользуюсь старым отцовским, но он уже требует замены».

Фермер собирается вложить в этом году около 60 тыс. рублей, возможно, придется искать заемные средства. Есть и еще планы, которые от финансирования не зависят: Иван хочет запустить образовательный курс по пчеловодству «Медовые реки» на канале YouTube и рассказывать сладкоежкам о правильном меде без обмана.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 15 (169) от 18 апреля 2017

Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий